НБУ курс:

USD

41,48

--0,01

EUR

44,75

+0,00

Наличный курс:

USD

41,49

41,39

EUR

45,20

45,00

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Продукты и транспорт прибавят в цене. Будущее подорожание топлива и электричества разгонит инфляцию

Продукты и транспорт прибавят в цене. Будущее подорожание топлива и электричества разгонит инфляцию

Уже с 1 июля этого года в Украине ожидается рост цен на топливо и электроэнергию для бизнеса. Учитывая, что цена бензина определяет логистическую составляющую товаров, а электроэнергии – влияет на себестоимость продукции, можно ожидать удорожания ряда товаров и услуг.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

С 1 июня правительство повысило тарифы на электроэнергию для населения с 1,68 грн/кВт-ч – до 2,64 грн/кВт-ч. Это решение было принято для восстановления повышения ликвидности энергетического рынка, ставшего дефицитным из-за сокращения промышленного потребления электроэнергии. В условиях низкого потребления электроэнергии бизнесом, энергокомпании вынуждены работать себе в убыток.

В течение зимы от российских обстрелов подвергались объекты критической инфраструктуры оператора системы передачи Укрэнерго, операторов систем распределений в регионах, а также объекты генерации. Одной из главных идей в рамках подготовки к очередной зиме в условиях войны, кроме восстановления, стало накопление резервов критического оборудования, что позволило бы оперативно производить ремонты инфраструктуры после российских обстрелов. Но для восстановления и для закупки такого оборудования энергокомпаниям нужны значительные средства, а рынок дефицитный.

Кроме того, для повышения ликвидности рынка Нацкомиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг решила упразднить действие ценовых ограничений на рынке электроэнергии (прайс-кепов) с 30 июня. Как отметило профильное издание EXPRO , установлены нижние прайс-кепы на уровне 1378,97 и 2646,25 грн/МВт-час и верхние прайс-кепы на рынке "на сутки вперед" – 2000 и 4000 грн/МВт-час. По данным Министерства энергетики рыночная цена должна составить 5,5 грн/кВт-час.

Параллельно с 1 июля ожидается повышение НДС на топливо с 7% до 20%. Из-за этого по экспертным оценкам, уже в июле цена на АЗС на бензин вырастет на 11 грн/л, дизтопливо на 8 грн/л, а сжиженный газ на 3 грн/л. При этом участники рынка отмечают, что рост цен из-за вышеуказанного фактора начнется примерно за две недели до вступления новой налоговой нормы в действие. Вместе с этим несколько подтолкнуть цены вверх может и сезонный рост спроса из-за жатвы.

Из-за роста цен на электроэнергию для бизнеса возрастет и себестоимость товаров и услуг, произведенных украинским бизнесом. А резкое повышение цены на горючее приведет к удорожанию логистики. особенно в сегменте автомобильных перевозок, где стоимость фрахта привязана к стоимости литра дизельного горючего. Таким образом, уже в июле есть существенные предпосылки к росту цен в Украине и снижению покупательной способности населения.

Основной определяющий фактор – война

Исполнительный директор экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин в комментарии Delo.ua говорит, что обычно летом в Украине дефляционные процессы и цены на продукты питания не растут. Вместе с этим главной причиной инфляции сейчас является фактор войны. Так Нацбанк ожидает в этом году инфляцию на уровне 18%, а Минэкономики – на уровне 20%.

"Я не думаю, что факторы роста цен на электроэнергию и горючее будут критическими, а летом будет высокая инфляция. Когда мы говорим о росте стоимости горючего, то цены вырастут максимум на 5 грн. У нас ровно год назад литр дизтоплива стоил более 50 грн, сейчас цена 46 грн/л. Мы с вами жили и при больших ценах",  говорит Пендзин.

При этом он отмечает, что оценивать, как изменится ситуация осенью, очень трудно, поскольку определяющими здесь будут именно военные факторы: как закончится контрнаступление ВСУ и не возобновится ли разрушение энергетической инфраструктуры Украины.

Инфляционный эффект будет разным

В разговоре с нами глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук справедливо заметил, что говорить об инфляции в случае подорожания электричества и топлива нужно очень аккуратно: у малоимущих и состоятельных людей потребительская корзина очень отличается. Для тех и тех структура цен и потребления будут разными.

"Несомненно, удорожание энергоносителей приведет к некоторому росту цен. По горючему эффект будет прямым, но по энергии все сложнее: для населения цена уменьшаться не будет. Поэтому во втором случае речь идет только о производителях товаров и услуг, которые будут повышать цены", – добавляет Кушнирук. .

По словам эксперта, учитывая нанесенные вторжением РФ убытки, от повышения стоимости электричества пострадают именно малые и средние предприятия. Однако он не стал называть прогнозируемый уровень инфляции. Мол, заглянуть в будущее здесь просто невозможно.

"Но я не готов с умным видом давать оценку по цифрам. И никто ее сейчас не может дать. Можно говорить в среднем о нескольких процентах. Очень большое отличие между потребительскими группами", – говорит он.

Но можно достоверно говорить о том, что удорожание энергоносителей, прежде всего, ударит по ценам на продукты (переработанная продукция). К примеру, практически все пекарни в Украине сейчас на электричестве.

Хотя, если сравнивать с периодом обстрелов РФ инфраструктуры, что заставило множество предприятий перейти на дизельные генераторы, то когда электричество для них подорожает, это все равно будет дешевле, отмечает Кушнирук.

В то же время аграрии больше ощутят рост стоимости на горючее, но и в этом бизнесе есть своя специфика. "Здесь нет прямой корреляции между топливом и конечными ценами, потому что все привязано к урожайности: чем урожай больше, тем больше предложение, а с тем – и меньше цена. Конечный потребитель может ничего не почувствовать".

Что касается услуг, то здесь, прежде всего, речь идет о росте цен в транспортной отрасли. "И общественный транспорт, и такси вынуждены будут повышать цены. Словом, все услуги, связанные с транспортом. Хотя и здесь есть привязка к ценам на мировом рынке". Здесь тоже своя специфика.

"У меня с самого начала было критическое отношение к повышению ставки по топливу до 20%. Я предлагал увеличить только акциз, чтобы избежать коррупционных злоупотреблений с администрированием НДС. Но власть избрала именно такой путь. К сожалению", – добавил Кушнирук.