Власть анонсирует полный cashless. Насколько реально Украине полностью отказаться от наличных денег

Власть анонсирует полный cashless. Насколько реально Украине полностью отказаться от наличных денег

"В Украине могут запретить наличные деньги". На днях граждан взбудоражили новости именно с похожими названиями. Все – по заявлению заместителя председателя ОП Ростислава Шурмы, который выдвинул такое предложение на конференции по восстановлению Украины в Лондоне. Delo.ua разобралось, насколько реальны такие планы ты или не стоит за такими заявлениями просто намерение показать "борьбу" с коррупцией.

"Мы хотим быть первой полностью cashless экономикой",  заявил заместитель председателя ОП Ростислав Шурма на конференции по восстановлению Украины в Лондоне. Некоторые слои общества заявление о возможном отказе от наличных денег шокировало даже несмотря на то, что Ростислав Шурма (кстати, бывший член "Партии Регионов") озвучил эту идею очень аккуратно. "Мы обсуждаем. Я не могу сказать вам уверенно, что мы это сделаем. Мы это обсуждаем", – заявил он. И добавил, что полный переход к безналичным расчетам мог бы стать способом борьбы с коррупцией.

По словам Шурмы, если в государстве исчезнут наличные деньги, "это будет очень эффективным инструментом ликвидации 95-99% всех случаев коррупции в стране". По его словам, в ближайшие месяцы будто бы будет презентована дорожная карта, которая будет определять, будет ли в Украине введен запрет на наличные деньги. Впрочем, все опрошенные эксперты восприняли такую инициативу скептически. А иногда – даже с юмором.

Если подойти к этой идее всерьез, то можно увидеть, что речь идет о "прощании" с невероятным объемом денег. Так, согласно данным Нацбанка, по итогам мая на руках украинцев (денежный агрегат М0) было около 650 млрд грн. Более того, объем наличных денег в обращении за весь прошлый год вырос на 14,1% (или на 88,5 млрд грн) – до 716,1 млрд грн.

Как справедливо отметил председатель правления ЮНЕКС Банка Иван Свитек, дискуссии о пользе и рисках полного отказа от наличного обращения денег – очень распространенная в мире история. Правда, в большинстве развитых стран поводом для дискуссий становится как раз существенное падение доли наличных денег в общем денежном обороте экономики.

Глава движения Save-ФЛП Сергей Доротич в беседе с нами вообще заметил: "Заявление Шурмы – от неграмотности и финансовой нелепости. Он, видимо, не понимает, о чем говорит. И если он видит экономику, полностью лишенную наличных денег, то это в сегодняшних реалиях невозможно и просто преступно с точки зрения финансовой безопасности людей.

Опыт Швеции исключает государственное вмешательство

Самый яркий пример отказа от наличных денег – Швеция, где только около 3% общего объема расчетов проходит в наличной форме. Для Европы в целом этот показатель составляет около 9%.

"Из положительных тенденций, которые фиксировались в Швеции с сокращением доли наличных денег, можно назвать снижение количества ограблений банков. Разумеется, центробанку, как и всем субъектам экономики, приходится меньше тратить на поддержку и обслуживание наличного оборота", – говорит Свитек.

При этом эксперт предполагает, что это действительно может помочь в деле борьбы с коррупцией, но при этом сразу отмечает: "Как об этом можно уверенно судить, учитывая, что страна долгие годы входит в ТОП-5 государств по индексу восприятия коррупции?"

Есть и риски, о которых время от времени упоминают шведские чиновники. Например, о рисках, связанных с масштабным цифровым или энергетическим коллапсом? А украинцам опыт блекаутов уже к сожалению хорошо известен.

Но самое главное заключается даже не в рисках или преимуществах. Феномен Швеции, как и общемировые тенденции к постепенному сокращению доли наличных денег в экономике, это сугубо эволюционный процесс: банковская карта это универсальный и гораздо более удобный платежный инструмент. Именно поэтому она и вытесняет наличные деньги в современном глобализированном мире. С этой точки зрения, кэшлес может стать результатом выбора пользователей, но не принуждения со стороны государства.

Справка: общее количество карт, эмитированных украинскими банками, по состоянию на 1 января 2023 года составило 109,8 млн, что на 20% больше, чем в довоенном январе 2022 года.

Для сравнения: падение доли наличных денег в структуре денежной массы в Швеции и Украине. Расчеты производились на основе соотношения соответствующих денежных агрегатов

Действительно ли Украине таким образом удалось бы ударить по коррупции

Принцип выбора пользователей относится и к Украине. Нацбанк уже не первый год фиксирует рост доли безналичных расчетов.

Данные НБУ к началу 2023 года по сравнению с началом 2022 года. По всей видимости, общее количество эмитированных платежных карт в обращении возросло на 20%, что прямо свидетельствует о тренде на переход к безналичным расчетам, не говоря о том, что граждан к этому подтолкнула война.

"Конечно, война и блекауты на время развернули тренд. Но стратегически Украина, как очень продвинутая в части финтеха страна, обречена двигаться по пути кэшлес. Я не вижу никакого смысла в каких-то дополнительных действиях для стимулирования этого тренда", – признается Свитек.

Объем безналичных сделок в млн грн с мая 2022-го по март 2023 года. Данные НБУ

На самом деле, говорит эксперт, не наличные деньги порождает коррупцию и теневую экономику, а наоборот. Наличные – только инструмент обслуживания этих "сегментов экономики", а не их причина. Если и заниматься стратегически стимулированием карточных или других безналичных расчетов, то прежде всего нужно бороться с коррупцией и ограничениями/правилами, которые провоцируют развитие теневого сектора экономики.

"Успех в этих направлениях автоматически приведет к сокращению наличного оборота, поскольку в нем просто не будет смысла. Швеция – тому прямое доказательство", – убежден глава Юнекс Банка.

Обратная последовательность действий, подчеркнул он, лишь приведет к сопротивлению и поиску альтернативы. В виде, например, той же криптовалюты. И при этом нанесет огромный ущерб миллионам простых людей. Во-первых, потому что у 22% граждан страны до сих пор нет ни одного банковского счета.

Другой важный для Украины фактор – все еще недостаточно развитая платежная инфраструктура. Проще говоря, когда простой украинец в любой точке страны сможет заплатить за товар на базаре картой, он сам без принуждения с любой стороны откажется от наличных денег.

Количество POS-терминалов в Украине по данным НБУ. Сокращение с конца 2021 года обусловлено оккупацией значительных территорий. По всей видимости, на конец І квартала этого года в Украине насчитывалось 374 тыс. терминалов

"При этом не следует забывать еще и о праве выбора. Справедливо ли ограничивать человека в желании использовать наличные деньги, какими не были у него мотивы? Я не думаю, что ответ на этот вопрос вообще можно обсуждать", – резюмирует Свитек.

Все дело в налогах и контроле финансов

Очень похожего мнения придерживается и Сергей Доротич, отмечающий, что между коррупцией и наличными практически нет ничего общего.

"Наши власть имущие получают "откаты" на оффшорах. На Каймановых Островах, на Кипре… Наличными сейчас "носят" разве что не вымершие динозавры. И разговоры о связи коррупции с наличными – это сказки и инсценировки. Поймать на наличных деньгах невозможно. Доказать, что это взятка, подтвердить каналы поступления почти невозможно", – подчеркнул Доротич.

Здесь разве от себя добавим, что охота на "наличных" коррупционеров действительно может быть вполне удачной. Но только тогда, когда речь идет о специальной операции с предварительной фиксацией номеров банкнот и дачей взятки лицом, сотрудничающим с правоохранительными органами.

В подтверждение Доротич приводит яркий пример, когда в августе прошлого года тогда еще у заместителя министра обороны Александра Миронюка нашли в диване $1 млн. Но чиновник предоставил бумажку, что, мол, эта наличность ему не принадлежала, а была одолжена ему 86-летней жительницей Харькова.

"В цивилизованном мире идея сокращения наличных расчетов обсуждается. Но прежде всего – в контексте контроля. И это не столько борьба с коррупцией, сколько наведение порядка в системе налогообложения. Неуплата налогов – это не всегда коррупция. Неуплата может произойти ошибочно или из-за неграмотности плательщика", – рассказывает Доротич.

Вторая необходимость контроля путем перехода на кэшлес – предотвращение финансирования терроризма и борьба с незаконной торговлей.

В крайнем же случае в Украине переход на полный cashless может обернуться тотальным контролем налоговыми и другими надзорными органами состояния граждан и предпринимателей с увеличением возможностей блокировать их средства, платежи и новыми требованиями объяснить происхождение денег.

Что говорят по этому поводу в Национальном банке

На наш вопрос об окончательном отказе от наличности первая заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова отметила, что банковская система с точки зрения технологий, непрерывности и инклюзии к этому готова. Сегодня технологии даже на уличных рынках позволяют принимать платежи через расчетный аппарат в смартфоне. Но Украина в целом к этому вряд ли готова.

"Я не знаю ни одной страны в мире, которая бы абсолютно отказалась от наличных денег. Более того, даже в чрезвычайно развитых европейских странах сохраняется определенный объем наличных денег в обращении. Были даже отрицательные примеры, когда объем этой наличности сокращался до минимума, но населению это не понравилось", – объяснила она.

По ее словам, поскольку такой практики в мире нет и какая-то часть наличных денег в обращении должна быть, полный переход на безналичные расчеты нецелесообразен.

"Мы должны стремиться к увеличению безналичных расчетов, потому что они дешевле для банков, бизнеса и населения. Но я не уверена, что мы можем обеспечить нулевой объем наличных денег в обращении",  добавила она.

В свою очередь директор Департамента финансовой стабильности Нацбанка Первин Дадашова справедливо напомнила, что в условиях неопределенности спрос на наличные деньги растет, как ярко свидетельствуют первые недели полномасштабной войны. И речь не только о горьком опыте Украины.

"Например, и Польша с соседними странами начали для себя в условиях неопределенности отмечать значительно более высокий спрос на наличные деньги. И иногда даже была проблема с тем, как этот спрос быстро удовлетворить. Такие примеры тоже надо учитывать. Тем более, ситуация остается шаткой", – говорит Дадашова.

И лучший способ, убеждена она, бороться с паникой среди населения на фоне стрессовых событий – как раз предоставить ему свободный доступ к инструментам, которые ему нужны в острый момент. Этот прием уже зарекомендовал себя как способ успокоения граждан.

Первин Дадашова обратила внимание, что – при всей диджитализации – клиенты все же учитывают возможность физического доступа к банковским отделениям. И прежде всего – к банкоматам: "Даже для очень продвинутых банков история со своевременным пополнением банкоматов остается критической. Они тратят на это ресурсы и будут поддерживать всю эту физическую сеть".