НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Война оставляет в Украине горы металлолома. С какими вызовами и проблемами столкнулся рынок

Война оставляет в Украине горы металлолома. С какими вызовами и проблемами столкнулся рынок
кавер: Delo.ua

После довольно сложного в прошлом году мировая металлургия начинает постепенно восстанавливаться, а цены на сталь растут. 2023 год может стать достаточно выгодным как для производителей металлопроката, так и для экспортеров руды . Растут цены и на металлолом, достаточно важным сырьем для украинских металлургов. Однако цены на металлолом внутри страны вдвое ниже мировых, поэтому металлоломам гораздо выгоднее экспортировать свой ресурс чем продавать его внутри страны.

Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В конце марта крупнейший электрометаллургический завод "Интерпайп-Сталь" даже заявил о вынужденной остановке из-за дефицита металлолома. Главной причиной там назвали оккупацию или активные боевые действия в регионах, где раньше заготавливали большие объемы металлолома, а также активный экспорт ресурса.

Ломозаготовители же говорят, что ресурса достаточно. Из-за того, что металлургические комбинаты разрушены, а выплавка стали в стране существенно упала, спрос на металлолом внутри страны существенно меньше, чем до полномасштабной войны. К тому же цены на металлолом в странах ЕС вдвое выше, чем платят украинские металлурги.

Вопрос экспортировать такое сырье как металлолом или нет всегда был довольно неоднозначным: с одной стороны аргументы о свободе рыночных отношений в области ломозаготовки и рентабельности бизнеса, с другой - о значительных объемах налогов, валютной выручке и занятости, которую дает стране металлургия. В целом следуя тем трендам протекционизма, которые сейчас усиливаются во всем мире, украинские власти ввели определенные ограничения на экспорт металлолома, привязав пошлину на этот ресурс к биржевым ценам . Вместе с этим экспорт остается для ломозаготовителей более привлекательным, чем продажа ресурса на внутреннем рынке.

Без мариупольских метзаводов и доступа к морю

Президент ассоциации "УаВтормет" Владимир Бублей говорит, что за год войны Украина потеряла 20% своих территорий, где собирался металлолом, и вместе с этим было потеряно до 70% металлургических мощностей. Так что спрос внутри страны существенно сократился. Вместе с этим ломозаготовители потеряли и доступ к морским портам, что закрыло им традиционный экспортный канал в Турцию.

Мы начали искать другие каналы для экспорта в странах Европейского союза. Но там работать достаточно сложно. Там безумная конкуренция, потому что ЕС это второй по объему экспортер металлолома после США. Также в Европе совсем другие требования к качеству металлолома, чем у нас”, - говорит президент “УаВтормет”.

Он отмечает, что через год после войны в Украине появилось много лома в виде разбитого оборудования заводов и разрушенных зданий.

“Купа инфраструктурных и промышленных объектов, к сожалению, превратилось в руины, но эти руины содержат металлолом. Но разрушенные сооружения нужно демонтировать и извлечь из них металлолом, а это довольно затратно. Вообще рентабельность такого лома начинается от цены реализации 200 долларов за тонну. В прошлом году у металлургов в мире был кризис, цены были низкие, поэтому заниматься этим было не рентабельно. Но в этом году цены несколько подросли, поэтому рентабельность также возросла”, - говорит Бублей.

По его словам, сейчас цена тонны металлолома в ЕС составляет 440 долларов за тонну, а на украинском рынке за тонну металлолома предлагают 200-210 долларов за тонну. Поэтому продавать металлолом в Украине сейчас невыгодно. Да и объемы реализации внутри страны невелики, поскольку лом внутри страны потребляют только заводы "Интерпайп-сталь" и "Каметсталь". Вместе с этим экспортировать металлолом довольно трудно из-за бюрократических преград на границе, а также логистических ограничений.

Эхо войны

По словам исполняющего обязанности председателя Научно-экспертного совета Украинской ассоциации вторичных металлов Александра Шейко, из-за масштабного разрушения промышленных предприятий, энергетической и транспортной инфраструктуры в Украине появилась новая категория металлолома и объемы такого лома, к сожалению, растут.

Такой металлолом обычно отличается высокой степенью засоренности, содержит следы обгоревшей и остатков неметаллических частей. Этот металлолом имеет высокие затраты на его добычу и переработку. Под этим мы подразумеваем обследование на взрывоопасность, удаление, многоэтапную резку и перегрузку, сортировку. В большинстве случаев такой лом находится в составе разрушенных конструкций, зданий, сооружений и т.д. Поэтому для переработки такого металлолома нужно специальное оборудование, технологии и обученный персонал, который мог бы с ним работать”, - говорит Шейко.

Он отмечает, что в Украине уже появились компании, специализирующиеся на добыче переработки такого лома, но затраты на это слишком высокие, а цены внутри страны низкие. Поэтому рентабельность такой деятельности близка к нулевой. По словам эксперта, рынок металлолома сейчас фактически не работает, из-за влияния разнообразных факторов, главным из которых являются общеизвестные трудности с экспортными поставками. Именно экспортные возможности являются стимулом справедливого ценообразования на рынке, а значит обеспечил бы финансовую привлекательность этому сегменту деятельности.

К сожалению, каждый ракетный обстрел энергетической инфраструктуры в Украине создает значительное количество металлолома, в основном цветных металлов.

“Льм цветных металлов – совсем другая категория материала, отличная от привычного черного лома. Поврежденное электротехническое оборудование на 70% состоит медь и ее сплавов, на 20% из алюминия и его сплавов. А все остальное это свинец, олово, цинк и другие металлы, а также лом углеродистой и легированной сталей. На такой металлолом в Украине был спрос всегда, поэтому такой материал обычно не накапливается на складах и проблем с его реализацией не существует. В большинстве своем поврежденные объекты энергетической инфраструктуры являются собственностью распределительных компаний, которые собирают этот металлолом самостоятельно и затем реализуют его на тендерах, или на других условиях”, - говорит Шейко.

По его словам, объемов такого металлолома относительно немного, но его достаточно, чтобы загрузить украинские предприятия по его переработке на несколько месяцев. К примеру, значительную часть медного лома в Украине потребляет львовское СП "Гал-Кат" и другие "кабельные" компании, а алюминиевый лом покупается Броварским алюминиевым заводом и некоторыми литейными компаниями. Таким образом, этот сегмент рынка металлолома работает относительно неплохо.

Вместе с этим проблемой остаются большие объемы металлолома от разрушенной военной техники и снаряжения.

“Четкой позиции государства по переработке военного металлолома нет. За прошедший год Кабинет министров Украины издал лишь распоряжение , которое очень косвенно регулирует операции с "военным" металлоломом. Возможно, перезагрузка Министерства стратегических отраслей промышленности Украины даст какой-то толчок в организации этой работы. Минобороны Украины тоже недостаточно уделяет внимание этой проблеме. Наши переговоры с Минобороны не принесли никакого результата, предложения о создании рабочей группы были проигнорированы, наши обращения о сотрудничестве остались без ответа. И все это на фоне коррупционных скандалов в ведомстве, в том числе и в вопросах реализации металлолома”, – говорит Шейко.

Он отмечает, что европейские компании интересовались возможностью переработки "военного" металлолома, неоднократно обращаясь в министерства. Они предлагали решения по переработке "военного" лома черных и цветных металлов, а также интересовались вопросами организации производств по переработке лома, содержащего драгоценные металлы.

Однако эти компании не понимают чрезмерной зарегулированности рынка в Украине и боятся инвестировать в предприятия в условиях как существующих высоких коррупционных рисков, так и откровенного бездействия чиновников. Размер инвестиций в переработку "военного" металлолома, на который могла бы рассчитывать наша страна, составляет 1,5-2 млрд евро.

Стратегическое сырье для металлургии

Вопрос вывоза металлолома всегда был неоднозначным в Украине. С одной стороны цены в ЕС действительно могут быть более привлекательными для реализации металлолома там, но с другой - вывозить готовую продукцию, в данном случае металлопрокат, в целом выгоднее для экономики и бюджета страны, чем вывозить сырье.

Позиция металлургов и их интерес к ограничению вывоза металлолома из Украины тоже имеет логику. Во-первых, с 2018 года во всем мире правительства стран стали так или иначе склоняться к протекционизму. Поэтому наращивая экспорт металлолома Украина обслуживает интересы других стран пренебрегая интересами отечественной металлургии.

Кроме этого лом является крайне важным ресурсом, если говорить о "зеленом" будущем украинской металлургии. Плавильные печи, которые в рамках сокращения выбросов углерода придут на замену мартеновским и доменным печам, потребляют горячебрикетированное железо и металлолом. При модернизации сталеплавильного производства в Украине будет расти и потребление металлолома. Конечно, этот вопрос не сегодняшний и даже не завтрашний день, однако если страна выбрала курс на интеграцию в ЕС и на имплементацию европейских норм “озеленения” металлургии будет неизбежен как рост потребления металлолома.

При этом в Украине за последние 30 лет относительно слабое потребление стали. Тот лом, который у нас есть, заготавливается от утилизации выведенных из эксплуатации объектов. А вот в европейских странах, где сильно развито машиностроение, значительная часть металлолома – это отходы промышленности. Так что в той же Германии металлургия может регулярно пополнять свои запасы металлолома за счет отходов машиностроительных заводов. В Украине такого восстановления металлолома почти нет, поэтому наша металлургия в перспективе будет находиться в проигрышной позиции.