НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

"Если налоговые условия для "Дія.City" изменят, ИТ-отрасль может потерять еще 20-30% уже в 2025 году", — Ольга Шаповал, Харьковский ИТ-кластер

Как меняется ИТ-отрасль в Харькове во время войны. Источник: Delo.ua
Как меняется ИТ-отрасль в Харькове во время войны. Источник: Delo.ua

Почему украинская ИТ-отрасль продолжает падение в 2024 году? Как лучше обеспечить бюджет налогами во время войны? Как решить нехватку кадров в ИТ-сообществе? Как харьковские айтишники адаптировались к работе во время долгих тревог? Готовы ли ИТ-специалисты возвращаться в Харьков после победы? Об этом в интервью Delo.ua рассказала Ольга Шаповал, исполнительный директор Харьковского ИТ кластера.

О состоянии и проблемах украинской ИТ-отрасли

Объем украинского ИТ-экспорта снова демонстрирует падение: в первом полугодии 2024 года минус 5%. Какие основные проблемы влияют на негативную динамику?

- Действительно, IT-отрасль начала падение в 2023 году и этот тренд продолжается в 2024 году. Есть много факторов, мешающих восстановлению отрасли, но в некоторых вопросах постепенно идут положительные процессы. Хочу сосредоточиться на ключевых моментах:

Первый. Долгое время не решалась проблема бронирования. Наконец-то государство запустило этот механизм. Он позволяет ИТ-компаниям, которые, по сути, являются резидентами "Дія.Сіty" и получили статус критичности от Минцифры, — забронировать половину военнообязанных специалистов. Соответственно, эти сотрудники теоретически могли бы выезжать за границу в командировку.

Второе. После принятия нового закона "О мобилизации" украинцы смогли обновлять данные через ЦНАП. ИТ-сообщество активно продвигало эту идею, и такой возможностью в результате воспользовалось много айтишиков, потому что это удобно, быстро и прозрачно.

Третье. Важно, что в рамках бронирования ИТ-компании имеют возможность бронировать специалистов с так называемыми дефицитными военно-учетными специальностями (ВУС). Дело в том, что у каждого бизнеса есть ценные сотрудники, которые еще 20 лет назад на военной кафедре в вузе получили условно важную дефицитную ВУС, но мало что помнят из той сферы. Так что хорошо, что государство на третьем году войны изменило подход, потому что эти специалисты со своим опытом могут приносить больше пользы на своем рабочем месте, а не с устаревшими знаниями – в армии.

Думаю, это все ключевые важные сдвиги, полезные для ИТ-отрасли и помогающие украинским технокомпаниям держаться на плаву.

А какие проблемы не дают возможности украинскому ИТ-сообществу развиваться?  

- Да, есть проблемы, которые беспокоят ИТ-отрасль, и они до сих пор не решены. Среди них:

  • В настоящее время ИТ-компании, находящиеся вне "Дія.Сіty", не имеют возможности определяться как критические, чтобы получить бронирование.
  • Незабронированные айтишники не могут уехать в заграничные командировки. Надо понимать, что сегодня половина ИТ-отрасли – это предприниматели, имеющие прямые контракты с иностранными клиентами. Но они в основном работают как ФЛП. И сейчас ФЛП не могут себя бронировать. При этом они обеспечивают валютную выручку, уплату налогов. И это очень важная и основная финансовая поддержка бюджетам таких прифронтовых городов, как Харьков.
  • Технологические компании, работающие в направлении Defense Tech и не входящие в "Дія.Сіty", также не могут забронировать своих сотрудников. Это нонсенс, ведь в Украине создано мощное коммьюнити производителей технологических решений для нашей армии. Но у этих инженеров до сих пор нет бронирования. Вопрос нужно решать. Надеемся, что государство обратит внимание на Defense Tech и поддержит специалистов в этом ИТ-секторе.

В общем, проблема командировок для украинского ИТ-бизнеса решена не в полной мере. Выезжать за границу могут только забронированные специалисты. Тем временем вопрос командировок остро стоит перед 95% украинской технотрасли. Если государство сможет решить вопрос командировок для ИТ-отрасли полностью, это поможет снизить масштабы падения индустрии за счет заключения новых договоров с иностранными клиентами за рубежом.

О возможном повышении налогов для айти-отрасли

Сейчас много разговоров идет о необходимости повышения налоговой базы. Как в ИТ-сообществе относятся к инициативе властей? По вашему мнению, есть ли альтернатива повышению налогов?

– Мы понимаем, что важно решать вопросы с дефицитом бюджета. Но есть альтернативные повышению налогов пути — сокращение неэффективных государственных расходов, стимулирование роста экономики, чтобы возрастала налогооблагаемая база (доходы), а не % налогов. Поэтому ИТ-сообщество сложно воспринимает ситуацию вокруг возможного повышения налогов в Украине.

Вся ситуация началась еще в начале 2024 года. Тогда была опубликована Национальная стратегия доходов, где планировалось изменить систему налогообложения, в частности для резидентов "Дія.Сіty". Это в корне неверный подход. Дело в том, что специальные налоговые условия для пространства "Дія.Сіty" не могут меняться в течение 25 лет. Государство взяло на себя определенные обязательства, которые должны выполняться и в ситуации войны.

Если государство изменит налоговые условия для резидентов "Дія.Сity" и в целом налоговую систему для бизнеса, это вызывает негативную реакцию со стороны иностранных инвесторов, партнеров, заказчиков, каким-либо образом связанных или сотрудничающих с украинским ИТ.

Представьте ситуацию. Есть иностранный инвестор, имеющий два представительства ИТ-компании в Польше и Украине. В обеих странах условно одинаковые налоговые условия. Но в Польше нет рисков войны, в Украине они присутствуют. Пока налоговая нагрузка плюс-минус одинакова в обеих странах, иностранный инвестор готов и дальше вести бизнес в Украине. Но если налоги увеличатся, скорее всего, иностранный инвестор не захочет платить высокие налоги и подвергать свой бизнес еще и рискам войны. В результате, по всей видимости, он закроет свое представительство в Украине. По негативным оценкам, такой сценарий может ожидать до трети иностранных компаний в нашей стране.

К сожалению, эти риски по возможному увеличению налогов обострились, когда стало известно о законопроекте №11416. Минфин, господин Гетманцев проводят встречи с экспертами, представителями различных отраслей, чтобы понять, как лучше закрыть дыру в бюджете на 165 млрд грн.

Считаю, что поднятие налогов не поможет решить проблему, ведь налоговая будет приходить в компании, которые и так платят налоги, а не те бизнесы, которые работают в тени. Эффективнее искать способы для пополнения бюджета за счет вывода бизнесменов из тени. В частности, есть много серых схем на таможне, где можно вывести в белую зону десятки миллиардов гривен.

Например, айти-сообщество поддерживает внедрение так называемого экономического бронирования, когда по условной белой зарплате в 35 тыс. грн можно увеличить уплату налогов в бюджет и закрыть дыру в 165 млрд грн. Эти выводы опираются на расчеты известных аналитических центров и могут разрешить решить вопрос с финансированием армии. При этом это не будет оказывать значительного влияния на возможность ВСУ формирования резервов для ротации. Но должно быть принято политическое решение, точно дающее больше положительного влияния на экономику и покрытие дефицита бюджета, чем инициатива по повышению налогов. Ибо сколько бы % не поставить с нуля – это будет нуль. Этот вопрос является базовым в курсе макроэкономики любого университета, поскольку научно доказан факт, что повышение % налогов не приводит к увеличению госбюджета (кривая Лаффера). Эта теория была доказана еще во времена Рейгана и позволила США пройти тяжелые экономические времена благодаря дерегуляции и стимулированию экономики. Надеемся, что эти аргументы будут услышаны.

О выживании сервисных и продуктовых ИТ-компаний

Участники ИТ-рынка говорят, что отрицательная динамика в ИТ-отрасли в основном связана с аутсорс-компаниями. А вот продуктовые компании чувствуют себя хорошо даже в условиях войны. Почему так происходит?

- Сначала важно отметить, что аутсорсинговые компании уже около 5 лет называют сервисными компаниями. Дело в том, что бизнес-модели чистого аутсорсинга, когда одни айти-компании заказывают специалистов у других компаний на почасовые проекты, стали невыгодными еще несколько лет назад.

Почему? Из-за стабильного роста вознаграждений айтишников. В ИТ-отрасли всегда ощущается нехватка людей с высокой экспертизой, поэтому опытных сотрудников активно хантят конкуренты. Так что когда человек имеет только частичную занятость в аутсорсе, но может заработать больше на полной загрузке, то понятно, что он выберет возможность заработать больше денег.

Именно поэтому со временем аутсорсинговые компании трансформировались в сервисные, активно работали с иностранными заказчиками, снабжали нашу страну валютной выручкой. При этом эти ИТ-компании помогали международному технобизнесу создавать программные решения. Да, у них нет прав интеллектуальной собственности, как у продуктовиков, но могут закрывать весь пул работ – от креатива идеи до разработки программного обеспечения.

Сервисные компании последние 5 лет заводили валютной выручки в страну больше, чем продуктовые. Из расчета как добавленная стоимость на одного айтишника. Такие результаты логичны, ведь сервисные компании активно сотрудничали с иностранными заказчиками. В то же время, продуктовые компании активно перестраивали свой бизнес как международный, чтобы сохранить команды и уменьшить риски расторжения соглашений с заказчиками из-за военных событий. У нас есть очень успешные примеры продуктовых компаний, но пока нет масштабных соглашений по приобретению продуктовых компаний, которые были структурированы в Украине. На это влияет прежде всего правовая неопределенность, нереформированная судебная система и много устаревшего законодательства времен СССР. "Дія.Сity" является очень положительным шагом на пути к развитию этого рынка, но все вопросы, к сожалению, пока не решаются.

Второй и третий годы войны демонстрируют падение ИТ-отрасли. Это происходит из-за потерь айти-компаниями иностранных заказчиков. В первую очередь, такие потери стали существенными для сервисных компаний. Проблема в том, что иностранные заказчики часто не хотят сотрудничать с украинскими ИТ-офисами. В то же время, иностранцы готовы работать с международным бизнесом, у которого есть украинские корни, но специалисты работают, условно, в Польше, Испании или Португалии.

В результате продуктовые компании действительно демонстрируют определенный рост даже в условиях войны благодаря перестройке международной структуры бизнеса. Но этот рост продуктовиков не может перекрыть даже 1%-ное падение основной части ИТ-индустрии, представляющих сервисные компании.

Скорее всего, продовольственные компании будут бумить уже после победы, когда появится серьезный внутренний рынок. Тогда продуктовики могут предложить интересные решения для мирового финтеха, милитари и других направлений. Но во время войны, к сожалению, украинские сервисные и продуктовые компании должны и дальше строить антикризисные бизнес-модели, чтобы оставаться на плаву.

Реально ли остановить падение украинского ИТ-экспорта по результатам этого года?

- Надо понимать, что у Украины большая айти-отрасль, в этом секторе присутствует почти 5 тыс. компаний. Все они имеют разный результат во время войны: большинство сервисных компаний на плато, при этом есть те, чей бизнес упал на 50% или вырос на 40%. Продуктовые компании в основном либо на плато, либо умеренно растут. Но в среднем по ИТ-отрасли есть результат 5% падения. При этом, можем отметить, что компании Kharkiv IT Cluster преимущественно демонстрируют лучшие среднерыночные результаты, потому что поддержка, обмен информацией, формирование адаптированных стратегий и партнерства дают свои результаты.

Главным образом, падение индустрии происходит из-за нерешенных вопросов, о которых уже говорили: бронирование, налоги. Не исключено, что ситуация ухудшится, если налоговые условия для "Дія.Сity" будут изменены. Тогда в течение 2 лет, то есть уже в 2025 году, ИТ-отрасль может потерять еще 20-30%. Будет ли это дно – пока сложно прогнозировать. Будущее айти-сообщества во многом зависит от действий властей.

О нехватке кадров в ИТ и возможностях для молодежи

На третий год войны украинский бизнес испытывает серьезный кадровый голод, потому что из-за мобилизации не хватает специалистов. Как ИТ-компании закрывают позиции?

– Кадровую проблему в ИТ-отрасли можно разделить на две части.

Первое, когда внезапно мобилизуют айтишника из проекта, ИТ-компания не может влиять на этот процесс. А иностранный заказчик, в свою очередь, больше не хочет тратить время на поиск и онбординг нового айтишника из Украины. Он предпочтет трудоустройство ИТ-специалиста из Польши или Чехии. Вот из-за таких историй, связанных с рисками войны, украинские команды теряют контракты с иностранными партнерами. В результате наша айти-индустрия имеет минус около 2 млрд грн ежемесячно. А это минус налоги, новые рабочие места и т.д.

Второе, из-за ограничения возможностей для выезда мужчин в командировку, на переговоры за границу все чаще ездят женщины из ИТ-компаний. Действительно, в последние годы женщин все чаще нанимают в технокомпаниях. Но есть направления, где мужчин как специалистов все же больше, это, например, инженерия, разработка и т.д. Для подготовки специалиста должного уровня нужно где-то 5-7 лет. И не факт, что все технические направления в украинском ИТ могут перекрыть женщины, потому что они мало шли учиться в университетах на инженера или разработчика. Проблема в том, что во взрослом возрасте трудно переквалифицироваться на инженера, не имея соответствующей математической базы и только окончив курсы.

Поэтому решать вопросы нехватки кадров в украинском ИТ нужно системно. Необходимо работать со школами, университетами, популяризировать технические специальности среди молодежи. В частности, сегодня олимпиадники снова в тренде. Индустрии нужны люди, которые разбираются в фундаментальных науках и могут работать инженерами или архитекторами с искусственным интеллектом (ИИ). Люди должны быть умнее ИИ, чтобы использовать этот инструментарий для работы. Kharkiv IT Cluster имеет партнерства с более чем 200 университетами, колледжами и школами по всей стране, поэтому мы много лет системно занимаемся этим вопросом для предоставления нашим компаниям-членам системного преимущества в найме лучших специалистов.

Кроме того, все украинцы, которые хотят работать в ИТ, должны понимать – нужно знание английского. Сегодня без иностранного языка не обойтись, ведь это стандарт общения в индустрии с коллегами, иностранными клиентами. Поэтому, если украинцы хотят перейти в ИТ-отрасль или сделать в этом направлении хорошую карьеру, нужно учить английский и проходить соответствующие курсы повышения квалификации уже на иностранном языке.

О работе айтишников в Харькове и миграционных настроениях

Поговорим о Харьковском айти-кластере. Сейчас город постоянно находится под обстрелами врага, как ваше сообщество адаптировало работу в таких стрессовых условиях?

– На самом деле Харьковский ИТ-кластер начал готовиться к войне же осенью 2021 года, хотя никто не представлял, какими будут масштабы наступления. Мы собирали деньги и оборудование для нашей терробороны, проводили тренинги по антикризисным действиям айти-компаний, встречались с энергетиками, операторами мобильной связи, формировали перечни перевозчиков. Главное тогда было сохранить людей и бизнес, поэтому некоторые ИТ-компании перевезли часть своих команд на запад Украины или за границу еще до 24 февраля. Подготовка к полномасштабке помогла стать Харьковскому ИТ-сообществу более устойчивым.

Когда началась война, айти-компании начали активно обращаться с заявками стать членами Харьковского ИТ-кластера. Сейчас в нашем сообществе насчитывается более 600 компаний, что в несколько раз больше, чем было до полномасштабной войны. Это участники не только из Харьковской области, но и со всей Украины, а также разных стран мира. Благодаря такому большому сообществу, мы проводим наши мероприятия, как правило, и физически, и онлайн. К примеру, в июле-2024 Харьковский ИТ-кластер отметил свое 9-летие. Поэтому мы провели собрание в Харькове, Киеве, Варшаве и онлайн.

За время войны айти-компании в Харькове адаптировались к постоянным ракетным обстрелам и тревогам. В частности, еще в 2023 году ИТ-сообщество сформировало сеть из более чем 300 хабов несокрушимости. Это позволило спокойно пережить прошлую зиму.

Единственный вопрос, вызывающий тревогу у айтишников, это непонимание, что в Украине будет с отоплением зимой. А вот к блекаутам Харьковское ИТ-сообщество готово. Кто-то приобрел EcoFlow или его аналоги, а кто-то, имеющий инженерное образование, собрал станции самостоятельно.

В целом, сегодня айти-команды спокойно работают в Харькове, даже несмотря на постоянные тревоги. В офисах есть безопасные места с укрытиями. Харьковчане даже научились работать, различая виды тревог, чтобы правильно и быстро реагировать на риски прилетов. Надеемся, к концу 2024 года будет трансформирована система тревог, которая поможет правильно понимать, когда человек может работать, а когда нужно быстро уходить в укрытие.

В начале полномасштабки многие айтишники и компании релоцировались в западные регионы или за границу. Возвращаются ли команды обратно в Харьков? Какие миграционные настроения наблюдаются в ИТ?  

– Могу сказать, что айтишники начали возвращаться в Харьков еще во время войны. Понятно, что это не все представители нашего сообщества, но большое количество айтишников работает и не собирается уезжать из города.

Если говорить о миграционных настроениях, логично, что после победы кто-то решит остаться за границей или в других регионах Украины, а кто-то вернется на Харьковщину. Чтобы люди имели желание и мотивацию ехать домой, нужно обеспечить три важных вещи:

  • безопасность (например, укрытия, хабы со светом);
  • инфраструктура (офлайн школы, садики, университеты, больницы);
  • наличие работы и т.д.

Эти факторы помогут сохранить человеческий капитал и создать для специалистов хорошие условия для построения карьеры и воспитания их детей. А когда украинцы после войны увидят, что у них будет больше возможностей для профессионального развития и финансовой стабильности в Харькове, а не в Европе, они обязательно будут возвращаться домой.