"Прозрачность — колоссальные бремя и возможности для бизнеса", — Михаил Меркулов

"Прозрачность — колоссальные бремя и возможности для бизнеса", — Михаил Меркулов
В рамках проекта "Завтра_" генеральный директор компании Arricano Real Estate Plc поделился с молодым бизнесменом Валентином Фречка принципами построения бизнеса, прогнозами развития отрасли ТЦ и сегодняшними тенденциями

Что вы считаете самым главным в достижении своего успеха на сегодня?

Самое главное — то, что включает — люди, которые работают в компании. Они должны на работу идти с удовольствием, как будто им сейчас дадут поиграть в любимую игру. А сами бизнес-результаты — вторичны. Для каждого из сотрудников, независимо от направления его деятельности — юрист, бухгалтер, инженер, продавец — работа должна быть в кайф. Такой кайф, который получаешь, когда занимаешься своим хобби.

Статистика говорит о том, что 80% людей ненавидят свою работу и выполняют ее ради денег. Я же стараюсь подобрать сотрудников таким образом, чтобы они реально, кайфовали от того, чем занимаются. Бухгалтера кайфуют от цифр, от того, что у них сходится дебет с кредитом, от того, что они уверенно и успешно проходят налоговые проверки. Инженеры кайфуют от того, что они победили водоканал, например, в вопросе сточных вод или квот. Юристы кайфуют от того, что выиграли судебный процесс или вовремя подготовили документы для банка, и мы получили одобрение по кредиту.

Удовольствие от работы можно получать в любой области. Я ищу таких людей и, находясь в их атмосфере, сам получаю кайф от того, чем занимаюсь. Ведь если сотрудник "горит" своим делом, его не нужно заставлять или дополнительно мотивировать. Он сам проявляет инициативу, сам стремится усовершенствовать работу. Тогда складывается успешная команда, где каждый — невероятный профессионал на своем месте.

Как то, что вы делаете каждый день, меняет окружающий мир?

Есть такое понятие, как сфера влияния и сфера интересов. Если хочешь изменить мир — начни со своей квартиры. В своей сфере влияния — в компании, в департаменте, в городе, в стране — я всегда стараюсь сделать так, чтобы была видна разница. Неважно, в какой компании и на какой территории я работаю. Когда я работал в австрийском банке, я отвечал за пять восточно-европейских рынков. Получив такое повышение, у меня появились сомнения по поводу того, как я смогу управлять людьми из других культур, с большим опытом и более высокой квалификацией. Оказалось, что могу. Нужно только выяснить, что людям мешает быть эффективными и убрать раздражающие факторы. Тогда и результаты станут гораздо выше.

Можно концентрироваться на разных kpi и требовать бесконечно повышения продаж, а можно сказать: "Давайте будем расти на 20% в год. Как? Не знаю. Придумаем вместе". Одна команда покрутит пальцем у виска и ничего не будет делать, а другая "загорится" и будет пробовать достигать цели.

Приведите, пожалуйста, пример конкретных изменений.

Возьмем нашу сферу деятельности — торговые центры. Такой формат существует почти 2000 лет, начиная с 112 года нашей эры, когда был открыт Форум Траяна (Марк Ульпий Нерва Траян — римский император, правивший с 98 по 117 год нашей эры). Этот рынок состоял из 5 этажей, на которых разместились 150 магазинов. Особо он ничем не отличался от того, что существует сегодня.

Мы же с командой стремимся изменить эту модель и перевернуть обычное восприятие торгового центра. Один из вариантов — использование смартфона для подбора одежды. Приходит человек в торговый центр, берет смартфон, в который уже внесены его параметры фигуры, наводит гаджет на определенную 3D-метку и запрашивает (кнопкой или голосовым набором) подбор комплекта, например, на следующий сезон или на какое-то мероприятие. Программа подбирает модели по предпочтениям пользователя, по анализу его прошлых покупок, по подходящему ценовому диапазону — подбирает, исходя из того, что есть в наличии в магазинах ТЦ. Покупатель может заменить какую-то вещь и выбрать другую. Потом идет целенаправленно в магазины и уже не тратит время на поиски. А освободившиеся два часа может посвятить спонтанным покупкам, прогулке или неспешному обеду в ресторане.

Поиск нужной вещи в десятках магазинов, иногда безуспешный поиск, — одна из болевых точек наших клиентов. Именно над тем, чтобы убрать эти болевые точки, мы работаем уже два года. И эта боль касается не только покупателей, но и продавцов. Если продавцы будут четко понимать, чего хочет конкретный покупатель, в чем он нуждается, они смогут гораздо легче и эффективнее вести свой бизнес.

Что будет, если все продажи перейдут в онлайн? Торговые центры исчезнут?

Я думаю, что существующая модель будет работать еще лет 10, не больше. Конечно, мы сейчас можем очень много совершить через онлайн, но есть один важный момент, который интернет никогда не сможет заменить, — это человеческая вибрация.

Зачем мы ходим в кинотеатры и торговые центры? Ведь купить фильм или какую-то вещь в интернете гораздо быстрее и дешевле. Но человек — это социальное создание. Нам важно быть причастными, нам важно посмотреть на людей и себя показать, с кем-то пообщаться, что-то пощупать и посмотреть.

На мой взгляд, лет через пять магазины превратятся в шоу-румы — они перестанут быть складами одежды, которыми являются сейчас. Мы будем приходить в магазин, что-то мерять, щупать, ощущать комфортность конкретной модели, сканировать код и уходить. А дроны будут доставлять нам покупку прямо к двери дома.

Возможно ли, что большая часть сотрудников ТЦ будет заменена искусственным интеллектом?

Это уже почти происходит. Например, ТРК "Проспект" управляет всего пять человек, все остальное делают компьютеры. Мы можем через смартфон управлять отоплением, вентиляцией, освещением, дверями, эскалаторами, водой и т.д. Показания счетчиков снимаются автоматически и так же автоматически рассчитываются и распределяются по арендаторам, которые получают счета на оплату. Для сравнения, в ТЦ нашего ближайшего конкурента в управлении 25 человек, мы же справляемся впятером.

Если бы вы были не бизнесменом, а учителем в школе, какие навыки вкладывали бы в учеников?

Моя мечта — работать с детьми, учить их, развивать. Надеюсь, что когда-нибудь я ее реализую. С детьми гораздо легче, чем со взрослыми, — они более открытые, любознательные, очень интересные.

Самый важный навык, который я бы прививал детям, — критическое мышление. Сегодня недостаток такого мышления — одна из главных проблем. Вторая проблема — отсутствие воображения. На это влияет и школа, и предустановленные алгоритмы цифрового пространства. И третья проблема — "запрет" на интуицию и на чувства вообще. Многие люди боятся совершить ошибку. Корни этого, конечно, в школьном времени, когда ошибка равна плохой оценке, и как следствие — наказание. Но если вспомнить выдающихся людей, мало кто из них учился на "отлично". Отличники чаще всего становятся хорошими исполнителями, а новаторами становятся люди, которые не боятся совершить ошибку. Поэтому я бы прививал детям навык делать ошибки, стимулировал бы их к этому, поддерживал в их наблюдениях и экспериментах. Как сейчас появляются инновации? Мало что придумывают ученые. В основном это делают обычные люди, которые совмещают несовместимое.

И еще один момент, который, на мой взгляд, критичный для становления молодых людей, — это позитивный настрой. Сегодня со средств массовой информации, из социальных сетей, в школе выливаются тонны негатива, который убивает в детях уверенность в себе. Родители часто не могут найти время, чтобы помочь детям в развитии этого качества, спортом мало кто занимается… Так и растут без уверенности, без позитивного настроя. А еще Генри Форд говорил: "Если вы думаете, что сможете или думаете, что не сможете — вы в любом случае правы". Этому нигде у нас не учат, но это крайне важно.

Как вы, достигнув такого высокого карьерного уровня, мотивируете себя продолжать учиться и развиваться?

Чем измеряется этот уровень? Какой он? Достиг я чего-то большого или нет? На мой взгляд, вопрос в самоощущении, в амбициях, в желаниях и целях. Если человек хочет изменить мир, ему нужно определенное количество навыков. Я постоянно получаю массу информации, которую нужно изучить, проанализировать, обработать и выбрать то, что может улучшить бизнес-модель. И это при том, что в компании есть специалист, который фильтрует то, что в принципе появляется в информационном поле.

Сегодня инновационные продукты и технологии появляются чуть ли не каждую неделю. Мы должны их рассматривать, чтобы понимать, как можно их применить в нашем бизнесе. Такой ритм мотивирует и не дает остановиться. Иначе достигнуть цели не получится.

Назовите основные термины или понятия, о которых вы узнали в течение предыдущего года.

Первое — Proof of concept (POC) — этот термин означает демонстрацию концепции с целью проверки того, что какое-то понятие или теория имеет практический потенциал. Этот термин я заимствовал у стартаперов. Любой проект или идея, которую мы внедряем в компании, должна пройти определенный круг вопросов, нам важно понять, что это нововведение может принести пользу нам и нашим клиентам. И здесь не идет речь о монетизации, она будет потом, важно то, что это изменит — ускорит, усилит, улучшит, увеличит, уменьшит прилагаемые усилия… Например, сейчас мы внедряем робота-юриста, который на первоначальном этапе обрабатывает договора с потенциальными арендаторами — за мгновения отслеживает, какие правки были внесены в текст договора, отмечает их и отправляет контрагенту с пометками о том, что принято, а что нет. Человеку на эту работу нужно потратить довольно много времени (около 60% времени юриста занимают именно такие задачи). Да, юристы ее и не любят, хотя вынуждены делать. Робот это делает за секунды. То есть мы освобождаем больше половины рабочего времени юристов, которое они могут затратить на более важные и перспективные задачи, а также обеспечиваем клиентам очень быструю обратную связь по договору. Все счастливы!

Второе — Curation ideas — курирование или отбор идей. Здесь важно наблюдать за тем, что происходит в вашей отрасли, и понимать, на что это будет влиять и к чему может привести. Например, можно сказать, что онлайн-продажи влияют на торговые центры. Это будет очевидный факт. Но это миф, потому что на самом деле электронная коммерция в Украине составляет меньше 5% от общих продаж. А больше всего влияет изменение поведения потребителя — нужно бороться не с электронной коммерцией, а с тем, чтобы у всех магазинов, которые представлены в торговом центре, было присутствие в интернете. Ведь потребители, перед тем как идти в ТЦ, чаще всего просматривают каталоги онлайн. Если какого-то магазина нет в онлайне, значит, его для потребителя не существует. Благодаря таким наблюдениям и анализу можно сделать бизнес практически неуязвимым, к чему я сейчас и стремлюсь. Мы четко понимаем, что бизнес, связанный с ТЦ, очень уязвим. Мы не можем просто взять и перенести здание в другую точку планеты, мы привязаны к конкретному месту и ко всему, что с этим связано. Но мы можем сделать электронный продукт, который можно использовать в любом месте Земли, продавать другим компаниям и за счет этого развиваться. Его можно сделать неуязвимым. Неуязвимость — это идентификация ограничений, которые ограничивают сейчас бизнес и попытки их устранить стандартными и нестандартными способами.

Третье — прозрачность во всем. Эта тенденция становится все более ощутимой и влияющей на нашу жизнь. Например, сегодня, когда мы открываем счет, банк проверяет всю подноготную — были ли какие-то нарушения, есть ли судебные разбирательства с налоговой инспекцией, кто в них прав, кто виноват... Прозрачность, с одной стороны,– колоссальное бремя для бизнеса, но с другой, — это колоссальные возможности. У кого репутация лучше и стабильнее, тот вероятнее получит кредит или привлечет инвесторов. Но, чтобы удержать репутацию, нужна дисциплина и ответственность. Прежде, чем что-то запостить в социальных сетях, нужно 10 раз подумать.

Если бы вы выступали на крупной международной конференции, какую бы тему захотели осветить?

Тема, которая мне резонирует в последнее время, — это то, что большинство устоявшихся бизнес-моделей ломаются и лучшее, что с этим можно сделать, — свою модель сломать первым. Зачем? Если вы сломаете свою модель и построите новую, так вы сломаете и модели конкурентов. Приведу пример. В Одессе есть украинская логистическая компания, которая обеспечивает международные перевозки. Каждый менеджер по перевозкам в этой компании на каждой тонне и на каждом этапе перевозки зарабатывал лично для себя $5. А этапов не один и не два. И ничего с этим не могли сделать, пока один из руководителей не придумал перевести всю логистическую операционную деятельность на блокчейн и линейный алгоритм. Таким образом, весь путь стал абсолютно прозрачным — человеческий фактор просто исключен. С одной стороны, компания понизила свою маржинальность, но с другой — она практически уничтожила конкурентов и получила весь рынок. Очередь клиентов выросла в разы, европейские банки наперегонки предлагают страховать грузы компании, а конкурентов с каждым днем становится все меньше. Сломали свою бизнес-модель, но обеспечили себе будущее на многие годы.

Читайте также: Фестивали помогают развивать малый бизнес в стране — создатель фестиваля Ulichnaya eda