Украинская техника для украинцев

Старожил украинского рынка электроники компания "Навигатор" в следующем году отпразднует свое 20-летие. За эти годы она стабильно входила в тройку лидеров украинского рынка ПК и серверов, но ими не ограничивалась. Украинский планшет imPAD появился на рынке в год выпуска iPad, а в прошлом году на полках украинских магазинов появились и смартфоны

"Когда мы с партнерами начинали бизнес в 1996 году, нас привлек рынок персональных компьютеров. На то время рынок был очень перспективным: высокая маржа и быстрый рост. Это позволяло в короткие сроки расширить бизнес, завести партнерские отношения, заявить о себе и заложить фундамент для будущего развития и выхода на смежные рынки", — вспоминает Георгий Чернявский, глава совета директоров "Навигатор" (ТМ Impression Electronics).

Высокая доходность рынка ПК в 90-е привлекала множество предприимчивых людей. Собственно, не один из нынешних украинских олигархов сколотил себе состояние именно на торговле компьютерами. Правда, большинство тогдашних игроков рынка ПК не видело между ним и торговлей шубами особой разницы, кроме разве что в маржинальности. В отличие от конкурентов, менеджмент "Навигатора" вовремя понял, что с партнерами и клиентами необходимо строить долгосрочные связи: брать на себя ответственность за качество, сроки поставки, организовывать гарантийное обслуживание и поддержку проданных моделей. Благодаря этому "Навигатор" успешно вошел в новое тысячелетие и активно развивался. "С самого начала работы над собственной ТМ Impression в 1997 году мы поставили перед собой цель добиться сбалансированного по цене и качеству продукта", — рассказывает Чернявский. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с такими лидерами отрасли, как Intel, Microsoft, AMD.

Знаковым в развитии компании стал период с 2001 по 2009 год. Его называют "активным десятилетием". За это время ТМ Impression стала лидером на украинском рынке ПК (на сентябрь 2015 года доля рынка составила 28,2 %) и начала выход на смежные рынки. Компания выпустила первую линейку ультрабуков Impression, начала производить сервера, а дистрибьюторский бизнес активно рос.

Осенью 2010 года Impression Electronics выпустила планшет imPAD, который стал одним из первых на рынке СНГ. "На собственном производстве в Гостомеле мы организовали сборочные линии, тестировочные камеры, обучили персонал — так появился наш первый таблет на OS Windows", — рассказывает основатель "Навигатора". Сегодня направление планшетов — одно из центральных в области потребительских товаров.

За год до этого, в 2008, "Навигатор" запустил производственный комплекс на 5 тыс. кв. м в Гостомеле.

Локальные проблемы и глобальные решения

За почти 20 лет на рынке компания пережила несколько кризисов и множество проблем. Каждая из них и стала знаковым моментом, позволила выработать свой подход и отстроиться от конкурентов.

Первая и до сих пор актуальная проблема — отсутствие в Украине компонентной и кадровой базы для собственного высокотехнологического производства. После распада СССР престиж профессии инженера резко снизился, отсутствие финансирования стало причиной остановки множества разработок.

"Мы для себя нашли решение в создании комфортных условий для работы и развития инженерных кадров, что дало свои плоды: более 70% инженеров компании сейчас — это те люди, с которыми мы начинали работать еще в 96-м", — утверждает основатель "Навигатора". Компания оплачивает для сотрудников курсы и организовывает участие инженеров в обучающих программах вендоров — Intel, AMD и Microsoft. На сегодняшний день в "Навигаторе" работает более 200 сотрудников и штат постепенно растет.

Менеджмент заботится о долгосрочной стратегии, поддерживая талантливую молодежь, IT-олимпиады и различные конкурсы. За последний год "Навигатор" начал сотрудничать с МАН (Малая академия наук), конкурсом Intel ISEF, а также продолжил проект с Киево-Могилянской Академией. В рамках проекта прошел конкурс идей среди студентов, победители которого смогут пройти стажировку в компании.

Вторая проблема — отсутствие в Украине производства ключевых комплектующих. Даже при большом желании собирать технику в родной стране из украинских комплектующих необходимо учитывать, что мировые центры производства кремниевых чипов, дизайна материнских плат, разработки хардверной части устройств сосредоточены в Китае и на Тайване. Там изготавливают львиную долю всей мировой электроники. Чтобы иметь прямой контакт с этим "центром", тестировать и дорабатывать собственную технику, "Навигатор" создал в Китае собственный инженерный департамент.

Работа в нем сезонная. Обычно в Китае находятся около 10 сотрудников компании. Они живут и работают там вместе со своими семьями, участвуя во всех этапах производства — от дизайна материнских плат и подбора характеристик до тестирования образцов и контроля качества сборки.

Планшеты, сервера и персональные компьютеры собираются в Украине, на собственном производстве в Гостомеле, а для сборки смартфонов и части объема поставок планшетов компания арендует линии в Китае. "Китай — это уже не синоним "плохого качества", а контроль на всем пути каждой модели от идеи к готовому гаджету осуществляют украинские инженеры", — подчеркивает Георгий Чернявский.

Impression Electronics планирует частично перенести сборочные линии на территорию Украины, но из-за сложной экономической и политической ситуации процесс несколько раз откладывался. К тому же, такой шаг возможен только при определенном объеме производства, достичь которого на сокращающемся рынке не так просто. Преимущество местной сборки — это возможность оперативной поставки больших объемов техники, что важно для корпоративных клиентов. Минус — необходимость завозить комплектующие.

Но сборка — только процесс обретения формы. "В наших моделях важнее содержание — то, над чем работает команда инженеров и то, что делает наш продукт украинской техникой для украинцев", — рассказывает основатель "Навигатор".

Отдел разработки продукции Impression находится в Киеве. Его специалисты прорабатывают устройство от идеи и исследования рынка до дизайна упаковки. В столице работают разработчики, инженерный департамент, дизайнеры, маркетологи, социолог, а так же сервис-инженеры. "Здесь мы делаем мониторинг потребительских предпочтений и рыночной ситуации, тестируем различные сочетания комплектующих на совместимость, разрабатываем задание для дизайна материнских плат мобильных устройств, создаем и тестируем программную часть и собираем прошивки для устройств", — объясняет Георгий Чернявский.

На разработку новой модели в среднем уходит пять месяцев. Срок жизни смартфона или планшета в мире — около года, для украинского рынка — порядка двух лет. "Для нас это означает непрерывность процесса разработки и одновременную работу над несколькими моделями сразу", — поясняет Чернявский.


Год, когда инженеры впечатляют

В 2015 году компания расширила линейку планшетов Impression ImPAD, которые входят в четверку по объемам продаж в Украине с долей рынка 8,5%.

Весной прошлого года в украинских магазинах техники появилась первая линейка смартфонов Impression ImSmart, которые в текущем году заняли около 3% рынка.

Компания делает ставку на развитие и потребительского сегмента — смартфоны, планшеты, и корпоративного направления — сервера и ПК. Эти взаимодополняющие рынки позволяют "Навигатору" развиваться как в сторону увеличения доли рынка, так и репутационно.

Самым знаковым проектом 2015 года в компании называют инженерно-патриотическую инициативу "Impression Electronics. Українські інженери вражають світ", для которого "Навигатор" "оживил" один из символов Киева — памятник Богдану Хмельницкому на Софийской площади.

"Мы сделали эту самую масштабную в Украине digital-инсталляцию для того, чтобы показать инженерный и творческий потенциал украинцев. Не только идея, 3D-модель, серверное решение и обработка потокового видео для создания реалистичной картинки были реализованы отечественными специалистами, но и самые большие в стране экраны площадью 305 кв.м предоставила житомирская компания "EKTА"", — улыбается Георгий Чернявский. Украина ведь все-таки страна технологическая.