Деловые итоги дня: Бензин может подорожать на 6-7 грн., а автопродажи в марте выросли на 60%

Акциз на бензин и дизтопливо снова могут повысить, в марте украинский автопром снизил производство почти на 60%, а угольную отрасль встретил спад — таковы деловые итоги 8 апреля
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие
Цены на бензин в Украине могут вырасти на 6-7 грн.

Министерство инфраструктуры подало в Кабмин предложение о повышении акцизного сбора на светлые нефтепродукты, заявил министр Владимир Козак. Речь идет о поэтапном увеличении акцизов до уровня минимальных среднеевропейских ставок — в нашей стране самые низкие сборы на топливо по сравнению с другими странами Европы, сетует Козак.

Если в Украине ставка акциза за тонну бензина составляет 198евро (для дизельного топлива — 46-98 евро), то в ЕС в среднем — 466 евро за тонну (и 375 евро за тонну дизтоплива). К примеру, в Германии акцизная ставка за тонну бензина составляет 851 евро, а за тонну дизтоплива — 534 евро, в Польше — 494 и 375 евро соответственно.

"Понятно, что у нас и зарплаты ниже, но тем не менее, рассмотреть вопрос повышения акциза необходимо", — подчеркнул министр.

Как сообщается, акцизный сбор следует повысить для того, чтобы увеличить поступление средств в дорожный фонд для строительства и ремонта автомобильных дорог, основная доходная часть которого формируется именно за счет акцизного сбора и ввозной пошлины с импортируемых на территорию Украины транспортных средств, шин и нефтепродуктов.

По словам Козака, в министерстве рассчитывают таким образом улучшить качество дорог, что положительно отразится на уровне безопасности движения.

В неофициальных беседах участники рынка говорят, что опасаются повышения акцизов и считают, что такая угроза вполне реальна, если "сверху поступит команда решить проблему бюджетной дыры".

Эксперт консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко напоминает, что сейчас розничные цены на бензин и так максимальные: часть компаний — примерно 20% рынка — продает А-95 по 11,45 гривень за литр.
В пресс-службе "ЛУКОЙЛа" отмечают, что повышение акциза в три раза приведет к подорожанию бензина на шесть-семь гривень.

Спецпошлины "подняли" украинский авторынок на 60%

В марте в Украине было продано более 19 тыс. автомобилей, что почти на 60% больше, чем в предыдущем месяце. Даже с учетом сезонной активизации покупателей в первый месяц весны сбыт иномарок вырос на 40-70%. Такой ажиотажный спрос позволил авторынку не только выйти на показатели прошлого года, но даже на 0,11% их превысить.

Эксперты связываю такой резкий рост продаж с введением с 12 апреля спецпошлин на импорт автомобиля, что должно повысить цены на иномарки. Таким образом, украинцы спешили купить авто по старым ценам.

В марте лидером на авторынке был Hyundai, который на 62% нарастил продажи. А вот второе место досталось Geely, чьи покупатели больше всего испугались грядущего введения спецпошлин и обеспечили рост продаж на 142%. Не слишком отставали от них и покупатели Kia, у которой третье место на рынке. Всплеск продаж зафиксировали и дилеры Nissan, но самое интересное, что практически на такие же показатели выросла и реализация ЗАЗа (+60%). Рекорды фиксировали и в дилерской сети Toyota (+72%). А вот Volkswagen даже с ростом продаж на 35% утратил второе место.

Российский АвтоВАЗ в марте заставил поволноваться и оказался уже на 8-м месте, буквально в шаге от того, чтобы покинуть топ-10.

В премиальном сегменте вновь сменился лидер. Март 2013 года можно записать в актив Mercedes-Benz, которому удалось опередить Audi. Дорогие авто — самый растущий сегмент украинского рынка. В марте суммарно их купили на 6,5% больше, чем год назад.

Практически на уровне прошлого года зафиксирован сбыт авто среднего ценового диапазона, а вот бюджетный сегмент, даже несмотря на появление новых привлекательных моделей, пока в отрицательной зоне.

При этом по предварительным данным ассоциации "Укравтопром", в марте текущего года в Украине было произведено более 3,2 тыс. автотранспортных средств, что на 59% меньше показателя марта прошлого года.

Так, объемы производства Запорожского автомобилестроительного завода снизились на 30%, падение производства на заводах корпорации "Богдан" составило 88%, "Черниговский автозавод" уменьшил производство в 14 раз, отрицательный показатель и на "БАЗ" — -53%.

В 1,8 раза упал выпуск продукции на КрАСЗ, не лучшая ситуация и на "Еврокар" — падение в 2,7 раза, двукратное снижение производства на "Черкасском автобусе".

При этом заводам "АвтоКрАЗ" и "Часовоярские автобусы", несмотря на малые объемы производства, удалось продемонстрировать положительную динамику — +7% и +27% соответственно.
По сегментам автопроизводства ситуация выглядит следующим образом.

Производство легковых автомобилей снизилось к АППГ на 58% и составило всего 2979 шт.

Мартовское производство коммерческих автомобилей ограничилось 115 машин, что на 68% меньше результата годичной давности. Объем производства автобусов в первом весеннем месяце составил 129 единиц, или на 56% меньше мартовского показателя 2012 года.

Всего в первом квартале текущего года предприятиями украинского автопрома было изготовлено почти 7 тыс. транспортных средств, или в 2,7 раза меньше, чем годом ранее. Из этого количества: легковые автомобили — 6434 машин (-63,4%), коммерческие автомобили — 244 машин (-75,6%), автобусы — 296 машин (-48,3%).

Угольную отрасль встретил спад

Украинские шахты демонстрируют заметное снижение в добыче угля. По оперативным данным Министерства энергетики и угольной промышленности (Минэнергоуглепром), в январе-марте 2013 года Украина сократила добычу рядового угля на 3,6% (на 774 тыс. тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2012 года — до 20,824 млн. тонн. При этом добыча коксующегося угля в отчетный период уменьшилась на 3,8% (на 238 тыс. тонн) — до 6,046 млн. тонн, энергетического — на 3,5% (на 536,3 тыс. тонн), до 14,778 млн. тонн.

Эксперты энергетической отрасли полагают, что падение в объемах добычи угля в I квартале-2013 вызвано как объективными причинами, так и своего рода "особенностями" угледобычи по-украински. Прошлогодний прирост в секторе (по данным Минэнергоуглепрома, добыча угля в стране в 2012 году увеличилась на 4,8%, или на 3,955 млн. тонн, по сравнению с 2011 годом — до 85,946 млн. тонн) привел к затовариванию складов добывающих предприятий и некоторых теплоэлектростанций (ТЭС).

"Учитывая, что в стране наблюдается спад в потреблении электроэнергии (по данным того же министерства, тепловые электростанции в январе-марте 2013 года сократили производство э/э на 10,8%. — Ред.), ТЭС попросту не в состоянии потребить возросшие объемы энергоугля. Продать его на экспорт невозможно из-за невысокого качества", — говорит глава Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По словам председателя Независимого профсоюза горняков Украины Михаила Волынца, нынешняя ситуация с падением объемов добычи обусловлена профицитом угля в стране — на уровне 5,5 млн. тонн по состоянию на март-2013.

Украинские шахты испытывали проблемы в сбыте угля в течение всего первого квартала текущего года. В большинстве своем, этот негатив отличал деятельность государственных предприятий отрасли. Перешедшие в 2012 году под контроль энергетического холдинга ДТЭК (контролируется "СКМ" бизнесмена Рината Ахметова) энергоактивы переориентировались на преимущественное использования угля, добываемого в рамках вертикально-интегрированной структуры компании. В связи с этим, возникли проблемы со сбытом у ряда госпредприятий.

Ранее генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко отмечал, что проблема с добычей угля на шахтах связана с несогласованием производственного и финансового плана энергетического рынка Украины на 2013 год. "Мы не знаем, сколько топлива потребуется электростанциям Украины. Склады ТЭС перегружены углем", — заявлял Тимченко.

Некоторые из собеседников "Дела" не исключают, что, кроме затоваривания складов, свою роль в ухудшении трехмесячных показателей работы отечественного углепрома сыграли теневые схемы — добыча на так называемых копанках. В 2012-м на последних было добыто по разным оценкам около 6 млн. тонн угля. При этом эксперты указывали, что только в прошлом году порядка 3,5 млн. тонн неучтенного угля пошло на государственные ТЭС, 1,2 млн. тонн — на теплоэлектроцентрали (ТЭЦ).

Аналитики отмечают, что ждать прироста в украинской угольной отрасли в текущем году не следует. Отраслевой эксперт Юрий Корольчук утверждает, что потребление внутри страны угля газовой группы в ближайшее время резко упадет, так как с наступлением теплого времени года ТЭС резко сократят загрузку энергоблоков. Дополнительной проблемой, по его мнению, также станет выведение вследствие аварии из эксплуатации 1-й очереди Углегорской ТЭС (Светлогорск, Донецкая обл), которая потребляла в год около 2 млн. тонн угля, и решение о сроках восстановления которой пока не принято. Этот фактор особенно негативно скажется на предприятиях Донецкой области.

Решением проблемы мог бы стать перевод теплоэлектроцентралей с природного газа на использование водоугольного топлива (ВУТ), активно анонсируемый в последние год-полтора высшими представителями власти, говорит руководитель Фонда энергетических стратегий. Однако данные планы невозможно реализовать быстро, поскольку они требуют масштабных инвестиций на модернизацию оборудования. Технология сжигания ВУТ сейчас внедряется только на Северодонецкой ТЭЦ; ее использование еще не показало ожидаемых (высоких) результатов.

Не исключено также, что недавнее решение Кабмина по введению квот на импорт коксующегося угля принято для поддержания на плаву государственных угольных предприятий. "Таким образом, они смогут минимизировать убытки от падения спроса на энергоуголь", — предположил Марунич. По его прогнозам, учитывая все вышеозначенные факторы, по завершении 2013-го отечественная угледобыча в лучшем случае останется на уровне минувшего года. В худшем же — отрасль покажет падение минимум на 5% год к году.

В марте Украина покупала газ по $416

Средняя таможенная стоимость импортируемого Украиной газа в марте 2013 года составила $416,6 за 1 тыс. куб. м, что на 1,5% ниже, чем в феврале ($419,7 за 1 тыс. куб. м), сообщает Министерство экономического развития и торговли.

В то же время, по данным НАК "Нафтогаз Украины" цена российского природного газа по контракту с "Газпромом" для госхолдинга в I квартале 2013 года составила около $406 за 1 тыс. куб. м.

Помимо традиционного импорта российского газа, Украина с ноября 2012 года начала получать природный газ из Европы по контракту с немецкой RWE, который обходится стране дешевле российского.

По данным Государственной службы статистики, в ноябре 2012 года цена импортируемого по контракту с RWE природного газа составила $425 за 1 тыс. куб. м, в декабре — $407,5 за 1 тыс. куб. м, в январе — $390 за 1 тыс. куб. м. В ноябре-декабре 2012 года и январе 2013-го Украина импортировала из Германии 99,4 млн куб. м природного газа на сумму $40,2 млн.

Импорт природного газа в Украину также осуществляет подконтрольная предпринимателю Дмитрию Фирташу OstChem Holding Limited (Кипр).

По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, импорт газа в Украину в январе-феврале 2013 года сократился на 23,2% (на 1,4 млрд куб. м) по сравнению с двумя месяцами прошлого года — до 4,4 млрд куб. м.

"Укрзализныця" заплатит "Эрнст энд Янг" за консультации почти 23 млн. грн

"Эрнст Энд Янг Аудиторские услуги" выиграл тендер "Укрзализныци" на консультативные услуги по трансформации финансовой отчетности предприятия в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и услуги по аудиту отчетности "Укрзализныци".

Согласно сообщению в "Вестнике государственных закупок", кроме того, "Эрнст Энд Янг Аудиторские услуги" будет сопровождать выпуски еврооблигаций "Укрзализныци".

Договор о закупке указанных услуг был подписан 29 марта текущего года. Его стоимость составила 22,6 млн грн (с НДС).

Закупка услуг проводилась за средства "Укрзализныци".

В тендере принимали участие шесть компаний, три из которых предлагали услуги дешевле "Эрнст энд Янг". В том числе ЗАО "Делойт энд Туш ЮСК" предлагало выполнить работу за 11,32 млн грн. Однако вдвое дешевле заявку отклонили из-за отсутствия всех документов, которые требовала "Укразализныця".

Производитель водки "Зеленая марка" подал заявление о банкротстве

Польская Central European Distribution Corporation (CEDC) сообщила, что подала в американский суд иск о добровольном банкротстве.

Компания получила одобрение планов реструктуризации от большинства кредиторов. В голосовании приняли участие держатели 95% облигаций с погашением в 2013-м и 2016 годах, из них соответственно 99% и 97% поддержали план.

Одновременно одобрено предоставление российской "дочке" CEDC "Русский алкоголь" необеспеченного кредита в $100 млн сроком на год с опцией продления, который выделяет аффилированная с "Альфа-групп" структура, говорится в пресс-релизе. Организатор этой линии — Roust Trading Ltd. Рустама Тарико, основного владельца CEDC, она заплатит кредитору комиссии. Тарико также гарантирует исполнение обязательств "Русского алкоголя".

Таким образом, "Альфа-групп" и Р. Тарико, ранее конкурировавшие за право возглавить процесс реструктуризации CEDC ("Альфа" — в лице своего инвестиционного подразделения А1, в консорциуме с Марком Кауфманом и группой SPI), объединили усилия.

Реструктуризация финансовых обязательств не затронет операции компании в Польше, России, Украине, Венгрии, отмечается в сообщении.

Польский алкогольный холдинг оказался в состоянии банкротства из-за значительного долга.
Реструктуризация освободит баланс CEDC от обязательств на сумму $665,2 млн.

В обновленной компании 100% будет принадлежать Р. Тарико. Владельцы бондов-2016 получат в сумме $822 млн — $172 млн деньгами, $450 млн новыми бондами и $200 млн конвертируемыми нотами. Это покрывает 83,7% от общего объема их прав требований ($982,2 млн).

Держатели бондов-2013 (большую часть этого выпуска консолидировала Roust Trading) получат $25 млн деньгами и $30 млн облигациями Roust Trading.

Central European Distribution Corp. — один из ведущих производителей и дистрибуторов водки в Польше, где ей принадлежат бренды Zubrowka, Bols, Soplica.

Поляки займутся выращиванием клубники в Луганской области

Луганский городской совет выделил украинско-польскому предприятию под выращивание клубники 50 га на окраине города, сообщается на сайте Луганской облгосадминистрации. Название компании в сообщении пресс-службы ОГА не уточняется.

"Сейчас уже завозятся современнейшее оборудование, машины, которых до сих пор нет в Украине. Польские технологии промышленного выращивания клубники позволяют довести урожайность до уровня вдвое больше, чем сейчас дают самые урожайные клубничные участки в личных хозяйствах крестьян Луганщины", — цитируется в сообщении первый заместитель председателя облгосадминистрации Эдуард Лозовский.

По его словам, при участии польских и немецких инвесторов в регионе также планируется наладить промышленное производство малины.

Кроме того, Лозовский отметил тенденцию расширения яблоневых садов в области, подчеркнув, что в этом сегменте работают украинские фермеры.

Amway в Украине возглавил Томаш Мурас

Amway в Украине сообщила о назначении Томаша Мураса на должность генерального директора, который приступает к своим обязанностям в апреле 2013 года. Томаш Мурас будет отвечать за стратегическое управление и развитие бизнеса Amway в Украине — десятом по объему продаж рынком компании в мире.

Томаш Мурас имеет более чем 20-летний опыт работы на высших руководящих должностях, в том числе 18 лет — в международной компании прямых продаж в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ. В течение предыдущих двух лет — до назначения Amway в Украине — Томаш входил в cовет директоров и возглавлял продажи компании Provimi Polska, мирового лидера в сфере торговли и производства кормов для животных, отвечая за рынки Польши и Украины.

Томаш Мурас получил степень Магистра в области внешней торговли в Варшавской школе экономики. Он прошел ряд тренингов по менеджменту, лидерству и продажам на прежних позициях. Томаш родился и вырос в Польше, при этом он свободно владеет английским и русским языками.

На майские праздники украинцы променяют экскурсионный отдых на пляжный

Больше солнца и тепла! — девиз майских праздников в этом году. Украинцы устали от затяжной зимы и в этом году вместо экскурсионных туров в Европу выбирают страны, где можно полежать на пляже: Мальдивские острова, Шри Ланку, Крит, Грузию, Доминиканскую республику, Бали, Турцию и Эмираты.

"На Мальдивские острова мы уже продали 80% туров. Из экзотических туров еще можно успеть забронировать отдых на Бали. В прошлом году такого ажиотажа по этим направлениям не было. Если говорить о Европе, то лидером этого года стали Италия, Франция, Испания и Греция. В целом же продажи — на уровне прошлого года", — рассказывает директор по туризму "Пан Юкрейн" Ольга Юденко.

Особым спросом пользуются эксклюзивные предложения по традиционным экскурсионным маршрутам.

"По Италии мы, например, разработали уникальный продукт — тур по виллам и замкам Италии. В программу входят и дегустации. По Грузии программы также не для ленивых. И эти предложения клиентами ценятся", — продолжает Юденко.

Если говорить об отдыхе в Украине, то бронирование отелей на майские праздники в отелях Крыма начиналось еще в феврале.

Из бюджетных поездок самые популярные — в Прибалтику и Венгрию.

Так как в этом году Пасха приходится на майские праздники, возрос спрос на паломнические туры в Израиль и Грузию.

Кроме того, учитывая как никогда длительные выходные, туристы бронируют сразу два тура — с 1 по 5-6 мая едут в одну страну, а на 9 мая — заказывают SPA-тур в Карпаты или экскурсионный тур по Крыму. Таких туристов — 5%.

Украиноязычная Wikipedia стала лидером по темпу роста популярности в мире

Украиноязычный сегмент интернет-энциклопедии Wikipedia по итогам марта вышел на первое место в мире по темпу роста популярности среди крупнейших Wikipedia.

За март в украинской Wikipedia было просмотрено 83,5 млн страниц, что на 76% больше, чем в марте 2012-го.

В первой мировой пятерке по скорости роста посещаемости также Wikipedia на арабском (+64%), вьетнамском (+52%), русском (+48%) и турецком (+47%) языках.

По итогам марта украинская Wikipedia впервые по показателю числа просмотренных страниц вышла на 18-е место среди 285 мировых Wikipedia на разных языках.

При этом по числу статей украинская Wikipedia продолжает находиться на 14-м месте в мире, но разрыв с вьетнамской Wikipedia, которая на 13-м месте, за март уменьшился на 3316 статей.

В августе 2011 года украиноязычный сегмент интернет-энциклопедии Wikipedia впервые вышел на 14-е место в мире по количеству статей.