Деловые итоги дня: Билеты на украинские поезда можно будет полноценно купить в интернете

Купленные через интернет билеты на поезда "Укрзализныци" не нужно будет получать в кассах, правительство запретило импорт кокса, а запрет импорта бразильской свинины пока не отразился на стоимости украинского мяса — таковы деловые итоги 5 апреля
Купленные через интернет билеты на поезда "Укрзализныци" не нужно будет получать в кассах

В апреле "Укрзализныця" начнет продажу электронных билетов на поезда дальнего следования без необходимости их дальнейшего обмена в кассах вокзала. По словам заместителя начальника главного пассажирского управления "Укрзализныци" Игоря Бреуса, с этой целью ведомство и вводит обязательную продажу именных билетов с 6 апреля.

"Совместный приказ Министерства инфраструктуры и Министерства доходов и сборов Украины о предоставлении электронному железнодорожному билету с QR-кодом статуса фискального документа может быть подписан в апреле. Сейчас документ находится на согласовании, думаю, до конца месяца он будет подписан и вступит в силу", — говорит Игорь Бреус.

Теперь пассажир, купивший билет на сайте "Укрзализныци" и распечатавший его дома, должен будет предоставить его вместе с удостоверением личности проводнику, который считает уникальный код билета. Этот эксперимент уже действует при продаже билетов на поезда Hyundai.

Как утверждают в ведомстве, при такой продаже билетов именно необходимость предъявления удостоверения личности должно уберечь пассажиров от мошенников и ксерокопирования билетов, купленных через интернет.

В ведомстве также подчеркивают, что после нововведения "Укрзализныця" сможет избавиться от бланков строгой отчетности. Это позволит экономить приблизительно 50 млн. грн в год.

В планах ведомства в ближайшем будущем ввести систему, которая позволит при возврате электронного билета перечислять пассажиру деньги за билет на банковскую карточку, с которой было осуществлена оплата билета при его покупке.

При этом Игорь Бреус подчеркивает, что очереди в кассах вокзалов после введения именных билетов не станут длиннее. "Эта система уже действовала в 2000-2007 годах. Мы уверены, что к увеличению очередей это не приведет", — говорит Бреус.

Напомним, с 6 апреля во время посадки в поезд пассажир должен иметь при себе одни из следующих документов, удостоверяющий личность: паспорт гражданина Украины, паспорт для выезда за границу, диппаспорт Украины, служебный паспорт, удостоверение личности моряка, удостоверение члена экипажа, удостоверение личности на возвращение в Украину, временное удостоверение гражданина Украины, удостоверение водителя, удостоверение лица без гражданства для выезда за границу, удостоверение личности, которая нуждается в дополнительной защите, проездной документ для выезда за границу лица, которое признано беженцем, и лица, нуждается в дополнительной защите, справка об обращении за защитой в Украине, вид на постоянное жительство, вид на жительство, карточка мигранта, удостоверение беженца, проездной документ беженца, паспортный документ иностранца и лица без гражданства.

Кто пострадает от квотирования угольного импорта

Правительство все же решилось на шаг, которому с начала текущего года немало противодействовали лоббисты горно-металлургических компаний. В пятницу, 5 апреля, на правительственном портале опубликовали постановление Кабинета Министров №225, датированное еще 13 марта. Документ устанавливает квоту на импорт в Украину ряда марок углей, включая коксующиеся, в объеме 10,2 млн. тонн на 2013 году. Наряду с этим, устанавливается фактический запрет (нулевая квота) на ввоз в страну нескольких видов кокса.

Проект этого нормативного акта был обнародован на сайте Министерства энергетики и угольной промышленности (Минэнергоугля) еще в середине прошлого месяца. Обоснование необходимости введения квоты на угольный импорт подавалось тогда таким образом: "Это позволит ослабить социальное напряжение в угледобывающих регионах и решить вопрос их экологической безопасности, обеспечить устойчивую работу угледобывающих предприятий". В те же дни глава Минэнергоугля Эдуард Ставицкий заявил: "Мы действуем с точки зрения протекционистской политики в части добычи угля в нашей стране".

За громкими словами присутствовал тот факт, что с угледобычей в стране не все обстоит гладко. Согласно опубликованной уже в начале апреля статистике того же министерства, в I квартале-2013 добыча рядового угля в Украине снизилась на 3,6%, или более чем на 770 тыс. тонн, относительно января-марта прошлого года. Спад произошел даже притом, что "угледобывающие предприятия за январь-март-2013 перевыполнили установленное министерством плановое задание по добыче угля на 14,8%, предприятия Минэнергоугля — на 6,6%" (из информации агентства "Интерфакс-Украина").

Причины сокращения украинской угледобычи — отдельный разговор. В "квотном случае" уместно отметить, что предприятия отрасли (преимущественно — государственные) испытывают, по ряду причин, немалые трудности со сбытом продукции. Как сообщали в Независимом профсоюзе горняков Украины, в марте текущего года в стране отмечался профицит углей в размере 5 млн. тонн. Решить эту проблему в профильном министерстве, как видно, посчитали возможным посредством ограничения угольного импорта.

По оценкам ГП "Укрпромвнешэкспертиза", в 2012 году в нашу страну было завезено примерно 14 млн. тонн коксующегося угля, из которых 10,5 млн. тонн — для коксохимического производства. Есть и другие цифры. На январском балансовом совещании в объединении "Металлургпром" были озвучены такие данные — в прошлом году украинские коксохимические заводы (КХЗ) импортировали порядка 11,3 млн. тонн углей и концентратов для коксования (на 8% больше, чем в 2011-м). В том же январе в ассоциации "Укркокс" прогнозировали, что в 2013-м предприятия горно-металлургического комплекса (ГМК) страны могут закупить по импорту этого материала на 12,3 млн. тонн.

Уже не выйдет. Введенная правительством квота предусматривает объем лицензированного импорта углей в Украину, который на миллион тонн меньше, чем было завезено в страну в минувшем году одними коксохимиками.

Горно-металлургические компании Украины далеко не один год поддерживали масштабный импорт коксующегося угля. В разные годы доля импорта в потреблении отечественных КХЗ составляла от 35% до 40%. Коксохимикам импортный уголь (с лучшими технологическими характеристиками и меньшим содержанием вредных примесей) необходим был для производства качественного кокса. Металлурги в этом также были сильно заинтересованы — и как прямые потребители кокса, и с учетом внедряемой на предприятиях отрасли технологии вдувания пылеугольного топлива (ПУТ) при производстве чугуна. Данная технология как раз и требует применения в доменной печи качественного кокса.

"На коксохимической промышленности квотирование импорта углей практически никак не отразится. Мы просто будем делать не столь качественный кокс, который будут вынуждены потреблять металлурги. У них могут быть негативы — в виде повышения расходов кокса при выплавке чугуна и снижения эффективности ПУТ-технологии", — сказал в комментарии "Делу" генеральный директор ассоциации "Укркокс" Анатолий Старовойт.

По мнению Александра Крайникова, руководителя проекта Delphica (аналитическая структура ГП "Укрпромвнешэкспертиза"), после вступления в действие постановления №225 меткомбинаты страны могут столкнуться с проблемами не столько в отношении физического "количества" необходимого материала, сколько — экономического характера. "Возможно, кому-то придется заменить часть более качественных импортных углей менее качественными отечественной добычи. Это неминуемо ухудшит показатели себестоимости в доменном производстве", — подчеркивает он.

Сами металлурги, со своей стороны, также не особо стеснялись высказывать недовольство планами по ограничению угольных поставок в Украину из-за рубежа. В том числе и публично. Скажем, 19 марта на областном совещании Федерации работодателей Украины гендиректор МК "Запорожсталь" (комбинат перешел под контроль группы "Метинвест" летом прошлого года) Ростислав Шурма заявил, что возможное квотирование импорта приведет к определенным трудностям с учетом экономических показателей производства. А собственно трактовка технологических нюансов использования импортных и отечественных углей в отраслевом производстве четко была подана в мартовском письме руководителя "Металлургпрома" Василия Харахулаха в адрес главы государства — о ситуации, сложившейся в секторе:

"Одной из особенностей отечественного коксующегося угля является повышенное содержание серы (до 3% при нормативе в 1,6%), что приводит к увеличению объемов кокса на производство чугуна и ухудшению его качества. Для снижения содержания серы в коксующемся угле в угольную шихту необходимо добавлять уголь с низким содержанием серы (0,5%), который в Украине не добывается. Кроме того, на протяжении последних лет значительно увеличился уровень золы в отечественном угле (с 29,7% в 1990 году до 39,7% в 2010 году), что крайне негативно отражается на реакционной способности и послереакционной прочности кокса".

Еще один момент в постановлении №225, который может доставить проблемы некоторым меткомбинатам, — установленная в документе нулевая квота на импорт кокса в Украину. По словам А. Крайникова, трудности могут появиться у "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР). "Своих коксохимических мощностей у предприятия не хватает, поэтому данный комбинат традиционно импортирует кокс. Объем ввоза составляет порядка 30 тыс. тонн/месяц с начала 2013 года. Поставки осуществляются с собственных предприятий ArcelorMittal в Польше и (немного) в Казахстане", — рассказывает он.

Эксперт добавляет, что нулевая квота по импорту кокса на текущий год может помешать криворожскому меткомбинату в осуществлении этой закупочной политики, и предприятие вынуждено будет искать металлургический кокс на внутреннем рынке Украины. (На самом ПАО "АМКР" соответствующий запрос к моменту публикации материала не прокомментировали.) Среди других "потенциальных потерпевших" от квотирования представитель Delphica называет цементные заводы: "Они будут вынуждены частично снизить импорт; вряд ли у них получится отвоевать свою часть квоты".

Не исключен, однако, и тот вариант, что последние попытаются "сыграть" с кодами товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Цементникам коксующийся уголь в классическом его виде не нужен, они использую угли двойного назначения — не ценные для коксохимиков марки "К" и "Ж", а "ДГ" и "Д", используемое для коксования в очень ограниченных количествах. Поэтому можно предположить, что некоторые из импортеров из цементной отрасли попытаются завозить в страну данные угли под видом энергетических, с другими кодами ТНВЭД нежели те, что предусмотрены в постановлении Кабмина.

"Борьба за квоту" в данном случае упомянута не случайно. Правительственный документ должен вступить в силу через 21 день после опубликования. В этот период развернутся очень активные движения со стороны горно-металлургических групп в попытке "взять на себя" приемлемые объемы из общих 10,2 млн. тонн угля, разрешенного для ввоза в страну в текущем году. В постановлении КМУ №225, впрочем, это подано куда более обтекаемо — в виде создания силами трех министерств межведомственной комиссии "по вопросам распределения объемов квот".

Основные же претенденты на эти самые объемы вполне просматриваются из перечня прошлогодних импортеров угля. По информации "Укрпромвнешэкспертизы", в 2012-м больше всего угля в Украину завезли: Авдеевский КХЗ (входит в группу "Метинвест") — 3,92 млн. тонн из РФ и США, "Алчевсккокс" (корпорация "ИСД") — 3,12 млн. тонн, в основном, из этих же стран, "АрселорМиттал Кривой Рог" (глобальная группа ArcelorMittal) — 2,24 млн. тонн из пяти стран, включая названные…

Компания Дмитрия Фирташа инвестирует $300 млн в производство диоксида титана

Group DF Дмитрия Фирташа планирует инвестировать $300 млн в строительство нового производства диоксида титана мощностью 80 тыс. тонн в год на ЧАО "Крымский титан" до 2015 года. Строительство нового объекта начнется уже в текущем году. Также предусматривается возможное расширения производства до 120 тыс. тонн в год, сообщила пресс-служба группы.

"Также до 120 тыс. тонн будет увеличена мощность ныне существующего производства, что в сумме позволит предприятию более чем удвоить свою долю на мировом рынке", — отмечается в сообщении.

"Наш план — производить на "Крымском титане" 240 тыс. тонн диоксида титана в год, что составляет около 4% мирового рынка", — цитирует пресс-служба Фирташа.

Диоксид титана на новом объекте будет производиться по модернизированной сульфатной технологии, в настоящее время готовится ТЭО нового производства с привлечением проектных и консультационных институтов Hatch, TZMI. По завершению разработки ТЭО предприятие проведет тендер для определения поставщика оборудования.

Как сообщалось, в 2012 году Group DF запустила на "Крымском титане" новое производство серной кислоты мощностью 600 тыс. тонн в год. Серная кислота используется в качестве сырья при сульфатной технологии производства диоксида титана. Мощности нового цеха серной кислоты призваны обеспечить запланированный рост объемов производства диоксида титана необходимым сырьем.

Программа инвестиций в "Крымский титан" является частью часть общей программы Group DF по развитию титановой отрасли, для реализации которой группа планирует привлечь $2,5 млрд. до 2017 года. В марте 2013 года Group DF объявила о планах строительства двух новых производств титанового шлака и титановой губки на "Запорожском титано-магниевом комбинате".

Компания Ostchem Germany GmbH бизнесмена Дмитрия Фирташа сконцентрировала 100% акций ЧАО "Крымский титан" (Армянск, АРК). Данные о смене состава акционеров предприятие получило от депозитария 11 декабря, однако изменения в реестр были внесены еще до 7 декабря 2012 года.

"Крымский титан" — ведущий в Восточной Европе производитель диоксида (двуокиси) титана. В январе-июне 2012 года чистый доход предприятия по МСФО составил 709,57 млн. грн., чистый убыток — 119,77 млн. грн.

Подробнее о предыстории приватизации украинских активов по выпуску диоксида титана и планах владельца Group DF Дмитрия Фирташа в отношении украинской титановой промышленности читайте здесь.

Кого освободят от уплаты налога на недвижимость

Народные депутаты от фракции Партии регионов и Коммунистической партии Украины приняли в первом чтении законопроект №2405, которым предлагается не облагать налогом недвижимость, принадлежащую многодетным семьям и детям-сиротам.

Такое решение было принято на заседании большинства в одном из зданий комитетов ВР на ул. Банковой. Согласно законопроекту, предлагается дополнить статью 265 Налогового кодекса новым пунктом, которым установить, что объекты жилой недвижимости, принадлежащие детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, и лицам из их числа, но не более одного такого объекта на ребенка, не являются предметом налогообложения.

Кроме того, не являются объектами налогообложения объекты жилой недвижимости, принадлежащие многодетным семьям, приемным семьям, семьям опекунов детей, в которых воспитывается три и более ребенка, но не более одного такого объекта на семью.

Профильный комитет предлагает ко второму чтению расширить круг лиц, которые освобождаются от уплаты налога на недвижимость, включив в перечень инвалидов и одиноких матерей.

По данным Кабмина, состоянием на конец 2012-го в 50 816 семьях опекунов, попечителей воспитывается 63 243 ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы; в 740 детских домах семейного типа воспитывается 4933 ребенка; в 3856 приемных семьях воспитывается 6818 детей.

Запрет импорта бразильской свинины пока не отразился на стоимости украинского мяса

Запрет Украиной с конца марта этого года ввоза свинины из Бразилии, которая до недавнего времени была крупнейшим поставщиком мяса в страну, не оказал ожидаемого влияния на ценовую ситуацию на украинском мясном рынке, считают эксперты.

"Закупочная цена на свинину остановилась на одном уровне — не падает и не поднимается. Хотя мы ожидали, что она поднимется", — сказал агентству "Интерфакс-Украина" генеральный директор украинской корпорации по производству мяса на промышленной основе "Тварынпром" Сергей Гнатюк.

По его словам, в настоящее время средняя закупочная цена на свинину (в живом весе) в Украине составляет 16 грн/кг.

Отвечая на вопрос о возможном подорожании мясоколбасных изделий из-за отсутствия на рынке более дешевого сырья из Бразилии, он отметил, что ранее использование такового не удешевляло готовую продукцию.

Гнатюк поддерживает решение Госветфитослужбы остановить ввоз свинины из Бразилии, считая, что Украина не нуждается в больших объемах импорта этого вида мяса, наращивая с каждым годом собственное производство. В частности, "Тварынпром" прогнозирует, что в этом году производство свинины увеличится на 8-10% по сравнению с 2012 годом — до 770-780 тыс. тонн.

По данным С. Гнатюка, из Бразилии в Украину за прошлый год было ввезено 270 тыс. тонн свинины.
"Резкое увеличение поставок всех настораживает. Нам нужно около 150 тыс. тонн мяса, а не 270 тыс. тонн", — сказал он, предположив, что в течение нескольких лет Украина сможет полностью обеспечить свининой свой внутренний рынок.

Аналогичной точки зрения придерживается генеральный директор Национальной ассоциации производителей мяса и мясопродуктов Украины "Укрмясо" Владимир Попов. По его мнению, Украина может самостоятельно производить необходимое количество свинины, а в случае дефицита — импортировать ее из Европы, а не из Бразилии.

"Из Европы придет охлажденная свинина, а кораблем из Бразилии — мороженная. Вы знаете, что когда замораживается продукт, то он уже теряет свои качества", — пояснил Попов.

Как сообщалось, после нескольких случаев выявления в партиях бразильской свинины несоответствий по микробиологическим показателям, с 20 марта Украина запретила возить свинину из этой страны.

Введение спецпошлин на иномарки в разы увеличит количество недилерских СТО

Эксперты утверждают, что введение спецпошлин на иномарки повлияет не только на авторынок страны, но и на работу СТО. Так, вырастет рынок б/у автомобилей, что приведет к росту числа недилерских станций техобслуживания.

Введение спецпошлин на импортные легковые автомобили существенно повлияет на работу СТО, заявил региональный руководитель подразделения по развитию автосервисных концепций компании Bosch Александр Лизун.

Так, ряд покупателей, планировавших купить новый автомобиль, из-за роста цен на иномарки после введения пошлин обратят свое внимание на б/у автомобили. Другие же и вовсе отложат покупку нового авто.

"В обоих случаях приток клиентов на недилерские СТО увеличится. Это связано с тем, что послегарантийное автообслуживание на них дешевле, чем на дилерских СТО", — объясняет руководитель СТО сети Бош Авто Сервис "Автопланета" Роман Романов.

Романов отмечает, что доля вторичных автомобилей на украинском рынке стабильно растет начиная с 2008 года, а сейчас в связи с введением спецпошлин на иномарки их число увеличится еще больше.

"Нужно понимать, что продажа автомобилей, их сервисное обслуживание, рынок автозапчастей и расходных материалов — взаимосвязаны", — добавляет глава сервисной станции.

Введения пошлин в первую очередь отрицательно скажется на работе дилерских автосервисов — ведь чем ниже продажи новых автомобилей, тем меньше машин обслуживается по гарантии. У недилерских СТО напротив ожидается рост числа клиентов.

При этом украинское законодательство не способствует развитию отечественного автобизнеса и привлечению инвестиций от крупных международных концернов.

"В России в ближайшие три года компания Bosch откроет три завода. Мы инвестируем в развитие рынка России 250 млн евро", — отмечает Александр Лизун. По поводу открытия заводов в Украине компания Bosch не озвучивала планов.

Кроме того, введение спецпошлин на импортные авто приведет к росту цен на автомобили украинского производства, считает президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

"В Украине нет производства украинских автомобилей — есть только сборка. Введение пошлин не заставит украинцев покупать автомобили отечественной сборки, и фактически их производство останется на прежнем уровне. И украинские сборщики авто будут вынуждены поднимать цены", — отметил Лановой.

В то же время эксперт отмечает, что введение дополнительных пошлин приведет к росту коррупции на таможне. Так, импортеры будут стараться ввозить новые авто в виде машинокомплектов, чтобы не платить повышенные пошлины.

Напомним, что 14 марта 2013 года в газете "Урядовый курьер" было опубликовано сообщение Межведомственной комиссии по международной торговле о применении специальных мер относительно импорта в Украину легковых автомобилей независимо от страны происхождения и экспорта, которым было определено, что Решение Комиссии вступает в силу через 30 дней со дня опубликования этого сообщения.

При этом самого решения Комиссии опубликовано не было и его содержание остается неизвестным.