Дешевле и ближе: почему аграрии экономят на закупках сельхозтехники

Экономический кризис в Украине и девальвация гривни резко ослабили возможность агрохозяйств покупать сельхозтехнику. Потребители покупают б/у машины и переходят на отечественные аналоги, которые пока еще не столь качественные
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В конце апреля компания "АвтоКрАЗ" объявила о намерении развивать разработку и производство мобильной сельскохозяйственной техники на базе шасси своих автомобилей. Отметим, предприятие уже начало выпускать агротехнику — пока что это свекловозы и зерновозы на базе серийных грузовиков.

Общая картина

Интерес крупного автопроизводителя к такой технике говорит о ее востребованности и перспективности данного направления, уверен отраслевой эксперт Владимир Лапа. Сегодня в Украине выпуском различных агромашин занимается примерно 80 заводов, которые производят менее 10 классов техники, включая зерноуборочные комбайны, тракторы и прицепные машины к ним, бороны и др.

В последние годы ежегодно выпускалось около 6000 тракторов и 200-300 комбайнов. Крупнейшие специализированные производители — "Эльворти Груп" (быв. "Червона Зирка", Кировоград), Херсонский машзавод (ХМЗ), "Ковельсельмаш" (Волынь), "Велес Агро" (Одесса). В отраслевой перечень можно включить и Харьковский тракторный завод (ХТЗ). Кроме того, по всей стране действует ряд региональных "сельмашей", в советское время обеспечивавших агротехникой свою часть Украины. Но сейчас они пытаются работать на государственном рынке.

Однако в денежном выражении импорт занимает 80-85%, а для комбайнов его доля доходит до 94-95%, сообщил Delo.UA экс-министр АПК Алексей Павленко.

В Украину ввозятся зерноуборочные комбайны John Deere, Massey Ferguson (оба — США), Claas (Германия), "Гомсельмаш" (Беларусь), "Ростсельмаш" (Россия). Трактора Massey Ferguson, Claas, New Holland (все — США), МТЗ (Беларусь) и т.д. В целом по рынку в денежном эквиваленте продаж новой техники лидирует New Holland — 28%, дальше следуют Claas (25%) и John Deere (20%).

Более активен рынок б/у продукции: большинство хозяйств предпочитает не новую, но качественную западную технику. До девальвации 2014-15 гг. ее цена была сопоставимой со стоимостью новой украинской. Но и после обвала гривни аграрии продолжают закупать подорожавшие импортные б/у машины. При этом существенно просели закупки новой техники. Из числа новых агрегатов в 2015 г. вырос импорт относительно недорогих белорусских комбайнов. Общий объем ввоза с/х машин составил чуть менее $250 млн (для сравнения, перед кризисом-2008 годовая цифра импорта достигала $1 млрд.).

Пользователи стремятся сохранить качественный уровень своего парка, но у них стало намного меньше возможностей для этого. Если в 2013 г. доля б/у в импорте комбайнов составляла около 40%, то в 2015-м выросла почти до 60%. Подержанную технику начали покупать даже отдельные агрохолдинги-лидеры, чего раньше за ними не наблюдалось.

Кроме цены влияет и то, что новый комбайн или трактор с производственной площадки можно ждать несколько месяцев. Тогда как подержанный уже стоит на площадке в Украине или в Европе, откуда его можно быстро доставить.

Импортеры новой техники пытаются отвечать на это различными акциями и развитием ассортимента. Клиентов стараются заинтересовать фиксацией курса инвалюты к гривне на пониженном уровне, продленной гарантией, удешевленным лизингом и сервисом, и даже обменом техники на итоговую агропродукцию.

В пользу "наших"

И все-таки ввиду девальвации и вызванного ею сокращения платежеспособности покупатели вынуждены обращать больше внимания на национального производителя. Тем более в условиях дорогих кредитных ресурсов. Алексей Павленко говорит, что с начала 2014 г. импортные агромашины подорожали более чем втрое, а украинские — "лишь" вдвое. Поэтому техника, выпущенная в Украине, в среднем на 40-50% дешевле иностранных аналогов. Но качество отечественной продукции пока что отстает.

Хотя изменения происходят. В минувшем году ХТЗ заявил о возможном создании СП с Sampo Rosenlew (Финляндия) по выпуску комбайнов Sampo3085 Superior. По словам Павленко, на совместных совещаниях представители финской стороны предполагали, что к 2019 г. производство в Харькове выйдет на уровень до 500 шт./год. Но сроки могут сдвинуться, как по причине все еще идущего согласования деталей между потенциальными участниками альянса, так и из-за смены акционеров завода, контрольный пакет акций которого недавно выкупил харьковский бизнесмен Александр Ярославский.

Если проект будет реализован, то благодаря местной сборке, стоимость техники окажется заметно ниже, чем у импортных аналогов — локализация составит до 60%.

В 2015 г. потребность украинских аграриев в тракторах составила свыше 3 тыс. шт. отмечает в комментарии Delo.UA гендиректор Харьковского ТЗ Владислав Губин. В ближайшие годы их закупки могут увеличиться до 4-5 тыс. шт. Непосредственно ХТЗ по итогам 2015 года нарастил выпуск тракторов на 10% до 1,6 тыс. шт. при годовой мощности в 70 тыс. шт.

Активно развивается "Эльворти" — производитель вспомогательных сельхозмашин. В 2015-м завод увеличил инвестиции в производственное развитие практически в 2 раза до 140,4 млн грн. Реализация в прошлом году выросла "в деньгах" на 71% (отчасти за счет девальвации). План на 2016 г. — еще +25%, в т.ч. за счет вывода на рынок Евросоюза сеялок, разработанных специально под требования тамошних аграриев.

Херсонский МЗ работает над расширением номенклатуры зернокомбайнов моделями повышенной мощности СКИФ-290 и СКИФ-330, началось промышленное изготовление сеялок "Тавричанка-6". Компания "Бердянские жатки" (Запорожская обл.) осваивает новую технику для уборки подсолнечника, кукурузы и других культур, "Велес-Агро" (Одесса) — технику для пахоты, и т.д. Все популярнее и ниша оборудования для пересадки взрослых деревьев, которая ориентирована не только на АПК, но и на стройиндустрию.

В общей сложности в 2015 г. в стране начато производство примерно 50 видов новых и модернизированных агромашин.

Укрепляется и снабженческая база: буквально в апреле холдинг "Эльворти Груп" окончательно запустил в Кировограде на базе литейного цеха "Червоной Зирки" литейный завод "Металит" стоимостью 120 млн грн. Это уникальные для украинской индустрии мощности, убеждает Delo.UA председатель набсовета "Эльворти Груп" Павел Штутман. Они включают индукционный плавильный комплекс Отто Junker (Германия) производительностью 5 т/ч, автоматическое заливочное устройство Fomet (Италия), позволяющее поддерживать постоянную температуру техпроцесса, формовочная линия Disa (Дания) на 100-120 форм в год и стержневый автомат Disa Core. За счет этого холдинг уже заместил чугунное литье ранее закупавшееся в Турции.

Среди других поставщиков сырья можно отметить "Метинвест", который в апреле объявил, что освоил всю линейку металлопроката для агротехники. Расширение сортамента борсодержащих сталей на ММК им.Ильича позволяет вытеснить тонкий лист, произведенный в Турции, Австрии и Финляндии.

Денежный вопрос

Проблема еще и в том, что низкая платежеспособность внутреннего рынка делает украинских производителей зависимыми от экспорта. По мнению Павленко, это вынуждает их чаще требовать 100%-ой предоплаты от отечественных покупателей. Изменить эту ситуацию могло бы полноценное становление финансовых схем господдержки закупок техники, произведенной в Украине. Они представляют собой компенсацию хозяйствам процентов по целевым кредитам (в результате ставка не должна превышать учетную Нацбанка плюс 3%, что все равно немало), или затрат на лизинг, или непосредственное предоставление удешевленного лизинга — через НАК "Украгролизинг".

В 2015 г. на компенсацию аграриям кредитных ставок в госбюджете было заложено приблизительно 300 млн грн., на 5-летние целевые беспроцентные кредиты — еще 25,6 млн грн., и на закупки отечественной техники через "Украгролизинг" — 54 млн грн. В текущем году на возмещение ставок выделено примерно столько же, а вот сумма на лизинг ужалась до 35 млн грн. Хотя реальная потребность на 2016 г. оценивается в 2,5 млрд. грн. только по возмещению процентов.

Для справки, в 2013-м кредитная компенсация достигала 500 млн грн.

Работают с лизингом и компенсацией ставок и поставщики импортных сельхозмашин. Но вследствие низкой платежеспособности клиентов объем таких операций снизился в разы. Если в 2014 г. они достигали 35% всего массива продаж, то в 2015-м это было немногим более 10%.

Слабое потребление приводит к значительной степени износа эксплуатируемой агротехники. Так, из 50 тыс. зернокомбайнов, работающих на украинских полях, около 72% имеет возраст свыше 16 лет, акцентирует Павленко. Тракторов "пашет" более 420 тыс., и часть из них — это еще советские машины. Но по оценке Института аграрной экономики, хозяйства обеспечены основными видами с/х техники всего на 50%. Особенно критична ситуация с тракторами: по состоянию на 2014 г. до 85% парка находилось за пределами амортизационного и экономически целесообразного срока эксплуатации.

Все это приводит к ежегодным потерям урожая зерновых в размере до 6 млн т — а также формирует большой отложенный спрос на необходимые машины. Это до 4 тыс. тракторов и 3,6 тыс. различных комбайнов (не только зерноуборочных) в год. Павленко уверен: "При должном финансировании, по долгосрочным программам на 7-10 лет, аграрии готовы купить такое количество техники прямо сейчас. Кроме собственно денег, для этого надо улучшить таможенно-тарифное регулирование сектора. Также нужно внести изменения в закон о стимулировании развития отечественного машиностроения для АПК и установить, что украинская техника — это та, что изготовляется в Украине действующими предприятиями-резидентами, в т.ч. совместно с иностранными партнерами и на новых производствах, созданных с привлечением инвестиций".

Большинство экспертов сходятся в том, что в 2016 г. закупки агротехники на отечественном рынке активизируются. Прежде всего благодаря постепенной макроэкономической стабилизации и отсутствию резких скачков курса гривны, нарушающих перспективное бизнес-планирование операторов. Будут укрепляться и позиции внутренних производителей: их конкурентным преимуществом является цена при сравнимом качестве, а также сроки поставки запчастей и обеспечения сервиса.

Аграрии страны должны вкладывать в обновление машинно-тракторных парков в 10 раз больше, чем сейчас, рассказывал ТОП-100 менеджер компании "КУН Украина" Асад Лапш. По его мнению, потенциал отечественного сельского хозяйства огромен, но чтобы догнать Европу по его техническому обеспечению нужно ежегодно инвестировать по $2,5-3 млрд. Только при таком уровне модернизации можно сделать АПК по-настоящему современным и технологичным, а это, в свою очередь, придаст принципиально новое качество его производительности и конкурентоспособности.