Точка невозврата: на какой стадии находится реформирование "Укрзализныци"

Власти в разное время заявляли о необходимости реорганизации "Укрзализныци" в акционерное общество, но реформа не единожды откладывалась в долгий ящик. Похоже на то, что правительство всерьез задумалось над выведением ведомства на новый уровень

Кабинет министов уже не первый год поднимает вопросы о превращении государственных компаний-монстров во вполне публичные. В этом плане госмонополист ж/д перевозок — "Укрзализныця" — отнюдь не исключение. Ее трансформация в акционерное общество уже выносилась на рассмотрение Министерства инфраструктуры, но безрезультатно. Впрочем, сегодня дело сдвинулось с мертвой точки — как сообщил координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра по внедрению экономических реформ Александр Кава, Кабмин наконец утвердил постановление о создании акционерного общества железнодорожного транспорта. С чего же началась история гипотетического АО и когда она может закончиться, разбиралось Delo.UA.

Тише едешь — дальше будешь

Многолетняя история с образованием акционерного общества фактически началась в 2009 году, когда была утверждена Государственная целевая программа реформирования железнодорожного транспорта на 2010-2019 годы (постановление Кабинета Министров Украины еще от 16.12.2009 № 1390 (с изменениями и дополнениями). В 2012 году был принят закон "Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования", а также "О внесении изменений в Закон Украины" О железнодорожном транспорте", который, по данным "Укрзализныци", вступит в силу со дня государственной регистрации акционерного общества железнодорожного транспорта.

Согласно задачам программы, Мининфраструктуры совместно с "Укрзализныцей" разработали проект постановления "Об образовании публичного акционерного общества "Украинская железная дорога", который был согласован и 5 февраля 2013 направлен в Кабинет Министров для рассмотрения. Прошло более года, и первого марта уже текущего года данный проект постановления был возвращен в связи с "приобретением полномочий вновь сформированным Кабмином".

И вновь, теперь уже новым правительством, был поднят вопрос об организации на базе государственной компании "Укрзализныця" (УЗ) акционерного общества (АО). "Будет обязательно проведена реформа [ведомства] — создание АО ожидается уже с 1 января 2015 года", — сообщил 1 апреля министр инфраструктуры Максим Бурбак.

Согласно финплану "Укрзализныци" на 2014 год, копия которого есть в распоряжении Delo.UA, ведомство уже в 2015 году планирует получать бонусы от процесса "акционирования". В документе указано, что реформа принесет УЗ много "плюшек": повышение инвестиционной привлекательности и расширение возможностей для сотрудничества с международными инвесторами, оптимизацию контингента на 7% (что, в свою очередь, перераспределит расходы на оплату труда, да и сотрудники будут работать эффективнее). Образование АО, по расчетам финансистов и менеджеров ведомства, также поможет решить часть финпроблем УЗ. Например, увеличение амортизационных средств на 5 млрд грн, плюс право на повышение тарифов из-за роста амортизации (до 21,8%), а также долгожданное обновление подвижного состава на сумму в 16,3 млрд грн.

Впрочем, конкретных данных о сути реформы как таковой все еще нет. "Еще не решено окончательно, что именно и как скоро будет реформировано, сколько этапов будет у реформы, а также самый важный вопрос — насколько и в каком размере допустимо вхождение частного капитала в "УЗ", — говорит аналитик Ogilchyn Capital Юрий Беженарь.

Привкус минувшей власти

Не успели чиновники разобраться со структурой, как в некоторых СМИ появилась информация о том, что реформирование пока еще железнодорожного монополиста откладывается. Как сообщают СМИ, по некоторым данным, причина "странных телодвижений состоит в особой позиции, которую заняли новые руководители УЗ".

"Негативная информационная кампания, развязанная в выборочных СМИ, направлена, с одной стороны, на дискредитацию самой идеи реформы и забалтывание процесса, а с другой стороны, на то, чтобы при проведении этой реформы учли интересы определенных компаний и групп влияния — что, по сути, может элиминировать все результаты такой реформы", — говорит Беженарь.

Эксперт отмечает, что долгожданное акционирование УЗ в первую очередь выгодно новой власти, которой нужны положительные примеры реформаторской деятельности в стране. Есть и противники нововведения — в основном, фирмы-посредники, "паразитирующие" на железной дороге. Среди таких Беженарь называет страховую компанию, которая монопольно получает страховые премии за страхование пассажиров при ж/д перевозках, связанную еще с "папередниками".

Справедливости ради стоит напомнить, что "Укрзализныця" все же пытается отстоять свои права в борьбе с такими "прилипалами". УЗ в текущем месяце начала судебное разбирательство с компанией "Премьер Лизинг", которую СМИ связывают с "семьей" из-за контракта на поставку локомотивов. "Пересматривается стоимость, существует взаимная задолженность: они получали от нас авансовые платежи, но не поставили продукцию. Соответственно, по этой программе мы заморозили платежи. Сейчас все это находится на пересмотре, действующих программ с "Премьер Лизинг", которые не пересматриваются, нет. Идут переговорный и судебный процесс одновременно", — сообщает ЦТС со ссылкой на первого заместителя гендиректора УЗ Максима Бланка.

Как заявил старший аналитик ИГ "АртКапитал" Алексей Андрейченко, скорее всего "Укрзализныця" получит локомотивы, но уже не через "Премьер-Лизинг". "Судя по тому, что к покупке скоростных поездов подключили Дельта-Лизинг и уже под 20% (ссылка на дело), а не под нереальные 9,5%, как предлагал "Премьер-Лизинг" в прошлом году, я думаю, что УЗ сможет получить свои локомотивы, но уже не через Премьер-Лизинг. Судя по программе господдержки, будут привлекаться кредиты под госгарантии, у кого, еще предстоит узнать", — прокомментировал аналитик.

Дальше некуда

Эксперты в один голос утверждают, что тянуть с реформой уже нельзя, потому как в "Укрзализныце уже назрели существенные диспропорции между грузовыми и пассажирскими перевозками (первые субсидируют вторые, являющиеся крайне убыточными), между наличием монополии на локомотивы и все возрастающим парком частных вагонов. Так, за минувший год ведомство получило доналоговую прибыль по грузоперевозкам в 12,129 млрд грн, пассажирские с учетом всех льготных перевозок принесли 7,373 млрд грн убытка. В целом ведомство получило прибыль, но, как говорится, "осадочек остался".

Все проблемы "Укрзализныци" произрастают из недополучения компенсации из бюджета за перевозку льготных пассажиров. Для закрытия "убытков" от подобных перевозок УЗ получает займы от банков, и дальнейшую свою прибыль отправляет на погашение кредитных займов, что приводит к снижению капитальных инвестиций. Как сообщил первый заместитель гендиректора "Укрзализныци" Максим Бланк на своей странице в Facebook, в 2014 году сумма амортизаций составит 7 млрд грн. Вместе с тем сумма, направленная на погашение заимствований, составит 5,1 млрд грн, на капитальные инвестиции УЗ, согласно финплану, будет направлено 1,9 млрд грн.

Правильно задуманная и реализованная реформа помогла бы УЗ увеличить прибыльность, избавиться от излишних активов и оптимизировать бизнес-процессы. Когда начнется реформирование и управится ли новое руководство УЗ с поставленной задачей — покажет время, а пока Delo.UA отправляется на пресс-конференцию УЗ, посвященную этому вопросу. Продолжение следует…