Вагоностроители "сошли с рельсов": почему падает производство украинских вагонов

Часть транспортного машиностроения нашей страны терпит убытки — выпуск вагонов в Украине в первом квартале упал на 79%. Кто помогает отечественным вагоностроителям катиться в финансовую пропасть?

Кризис достиг рынка вагоностроения в Украине. Три из четырех украинских вагоностроителей отчитались о результатах работы за I квартал 2014 года, и результаты оказались малоутешительны. Эксперты же предрекают: год для рынка будет весьма тяжелым.

Внушительный спад

Исходя из статистики, сложнее всего приходится Крюковскому вагоностроительному заводу (КВСЗ), который в январе-марте текущего года снизил производство грузовых вагонов на 77,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) — до 420 единиц. В то же время за 3 месяца-2014 завод не выпускал пассажирские вагоны, тогда как в январе-марте 2013 года их было произведено 16 единиц. Впрочем, финансовые результаты первых трех месяцев-2014 здесь обнародовать пока не спешат.

Другие же предприятия охотно делятся финстатистикой, сохраняя в секрете объемы производства. Еще одно крупное вагоностроительное предприятие Украины, ПАО "Стахановский вагоностроительный завод" (СВЗ), входящее в состав группы "Финансы и кредит" Константина Жеваго, в январе-марте 2014 года получило чистый убыток в размере 108,12 млн грн (свыше $9,3 млн по курсу на 12 мая), тогда как за аналогичный период-2013 чистая прибыль составляла 19,65 млн грн (около $1,7 млн). Согласно квартальному отчету предприятия в системе раскрытия информации Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), обнародованному в четверг, 24 апреля, чистый доход завода сократился в 5,3 раза — до 71,96 млн грн ($6,2 млн).

Вместе с тем в упадке находится ПАО "Днепровагонмаш" (ДВМ), контролируемое финансово-промышленной группой "ТАС" Сергея Тигипко, которое в I квартале-2014 сократило консолидированную прибыль в 12,4 раза — до 6,39 млн грн ($550,4 тыс.) В то же время, согласно квартальной отчетности ПАО "Днепровагонмаш" (неконсолидированной), его чистая прибыль в январе-марте сократилась в четыре раза — до 13,61 млн грн ($1,17 млн), а чистый доход — в 3,3 раза, до 136,31 млн грн ($11,74 млн).

Единственным "интриганом" в вагоностроительной квартальной статистике остается ПАО "Азовмаш", которое пока не обнародовало отчеты за январь-март. На просьбу Delo.UA предоставить эти данные один из крупнейших машиностроительных комплексов Украины ответил отказом.

Столь неутешительные результаты аналитики связывают с экспортными трудностями. Старший аналитик ИК "Арт Капитал" Алексей Андрейченко отмечает, что снижение производства обусловлено проблемами со сбытом продукции на российский рынок.

Меньше — не значит лучше

Основным направлением сбыта для отечественных вагоностроителей традиционно является Россия, куда на экспорт отправляется около 85% произведенной продукции. Однако с 2012-го Россия сократила закупки украинских вагонов — по словам Андрейченко, за январь-февраль 2014 года падение по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года составило 83%.

Как сообщает Центр транспортных стратегий со ссылкой на Министерство промышленной политики Украины (ныне входит в структуру Министерства экономики), по итогам прошлого года в целом производство вагонов в Украине сократилось вдвое — до 23,8 тыс. единиц, экспорт в РФ упал на 40% — до 14,6 тыс. единиц. Для сравнения, за январь-февраль минувшего года в Россию отправили 754 вагона — это почти 70% всего выпуска за период I квартала-2014.

Экспортные трудности-2013 были обусловлены приостановкой действия сертификатов качества на вагоностроительную продукцию со стороны РФ. Однако и сейчас ситуация не изменилась. "Несмотря на то, что все российские сертификаты качества были восстановлены, поставки в Россию остаются на очень низком уровне. С одной стороны, российские заказчики опасаются, что из-за политических рисков их заказ может быть не выполнен, с другой стороны у них есть возможность разместить его в России, так как местные заводы не полностью загружены", — размышляет Андрейченко.

Так, без учета политической ситуации между Украиной и Россией, рынок РФ сейчас находится в условиях переизбытка вагонов. Эксперт "ЦТС-Консалтинг" Дмитрий Ягелло также указывает, что помимо России, причиной обвала производства у отечественных вагоностроителей мог послужить профицит грузовых вагонов в СНГ, проявившийся в 2013 году. "Падение грузовой базы и профицит вагонов привели к снижению спроса на новые вагоны. По разным оценкам, в 2013 году профицит составлял 15-20% парка", — отмечает эксперт.

Вследствие этого, по словам Ягелло, производство вагонов в Украине в первом квартале упало на 79%, в денежном выражении спад составил порядка $340 млн. "На данный момент предприятия загружены на 10%, и поэтому показывают очень слабые финансовые результаты", — констатирует эксперт.

Туманные перспективы

В отношении украинского вагоностроения эксперты опасаются высказывать конкретные прогнозы с оглядкой на торговые трудности между Москвой и Киевом. Если, по данным Госстата, в 2013 в Украине году было произведено 25,2 тыс. грузовых вагонов, то, по предположениям аналитиков, 2014 год вагоностроители могут закончить с результатом от 10 до 20 тыс. вагонов. "В зависимости от того, произойдет ли деэскалация в отношениях Украины и России и будет ли возможность у украинских компаний поставлять вагоны в Россию, прогноз составляет от 10 до 20 тыс. вагонов. Соответственно динамика к прошедшему году может быть от -20% до -60%", — констатирует Андрейченко. При этом в финансовом эквиваленте перспективные потери для данной отрасли украинского машиностроения могут составить $250-800 млн (в сравнении с уже провальным 2013-м).

В целом же украинским предприятиям остается надеяться на закупки госмонополиста в сфере транспортных перевозок — "Укрзализныци", которая остро нуждается в обновлении парка грузовых вагонов. Как сообщал еще в 2013 году тогдашний первый заместитель генерального директора "Укрзализныци" Николай Сергиенко, изношенность вагонного парка "Укрзализныци" составляет 88%, а локомотивов — 70-80%.

С приходом же нового руководства в железнодорожную госструктуру у вагоностроителей появилась надежда, что коррупционные схемы, являющиеся неотъемлемой частью ж/д монополиста, удастся искоренить. Немало на ситуацию может повлиять и грядущая реформа УЗ, которая позволит "Укрзализныце" привлечь необходимое финансирование, а министр инфраструктуры Максим Бурбак сообщал об акценте на обновление подвижного состава железных дорог техникой производства отечественных машиностроителей. Впрочем, остается открытой финансовая часть этого вопроса — сможет ли УЗ найти деньги для того, чтобы спасти украинское вагоностроение, и она пока не имеет однозначного ответа.