10 вопросов о благотворительности, о выгоде для бизнеса, бюджете и эффективности

Зачем бизнесу заниматься благотворительностью? Сколько на это тратят денег и как оценивают эффективность? Об этом delo.ua спросило компании, известные корпоративной филантропией — "Майкрософт", "Эрнст энд Янг", "МакДональдз", "Эмвей", БДО

В преддверии "Дня благотворительности", который в Украине приходится на второе воскресенье декабря, а значит в этом году — это 9 декабря, delo.ua спросило у компаний, известных своими филантропическими программами: какая выгода их бизнесу от филантропии? Как оценивают эффективность благотворительных проектов, чтобы знать, что деньги не пущены на ветер?

Сейчас в мире появилась такая тенденция, когда компании отказываются от благотворительных проектов, сосредотачиваясь на экологии, сотрудниках, развитии городов присутствия. Почему ваша компания занимается благотворительностью? Как это вписывается в ее бизнес-стратегию?

"МакДональдз в Украине", Анастасия Зражевская, консультант отдела по связям с общественностью:

Помощь обществу — это один из принципов ведения бизнеса компании, заложенный еще основателем корпорации "МакДональдз" Реем Кроком.

В будущем, по примеру европейских коллег, планируем открыть свой "Благотворительный фонд Рональда МакДональда", который будет реализовывать все наши благотворительные программы.

" Эрнст энд Янг ", Наталья Теленкова, руководитель комитета по вопросам корпоративной ответственности:

Для нас благотворительность является частью комплексной стратегии корпоративной ответственности, которая включает в себя развитие бизнес-сообщества, внимание к вопросам экологии, образовательные программы для молодежи и благотворительность. В реализации благотворительных программ для нас важна системность (долгосрочность взаимоотношений с бенефициарами программ, последовательность в решении их проблем) и максимальная вовлеченность персонала (предоставление сотрудникам возможности личного участия в решении волнующих их социальных проблем).

"Эмвей Украина", Елена Якимчук, менеджер по корпоративным связям:

Реализация благотворительных программ в компании Amway была поставлена "на широкую ногу" значительно раньше, чем заговорили о корпоративной социальной ответственности бизнеса.

Этому есть две причины. Во-первых, компания Amway является частной компанией — она принадлежит двум семьям (Рича ДеВоса и Джея Ван Андела), которые уже более полувека являются активными меценатами.

Во-вторых, компания реализует продукцию клиентам методом прямых продаж.

И достаточно часто независимые предприниматели проводят различные благотворительные программы по собственной инициативе. А компания берет на себя роль лидера в этом движении, направляя, консультируя или объединяя независимых предпринимателей.

"Майкрософт Украина", Ярына Ключковская, директор по корпоративным коммуникациям и социальным программам :

Для Microsoft социальная ответственность — часть ДНК бизнеса. Достаточно посмотреть, чем сейчас занимается основатель компании Билл Гейтс. Именно поэтому в продукты компании встроены функции для людей с ограниченными возможностями. Потому отсутствие дискриминации заложено в корпоративные политики. И поэтому филантропия неизменно присутствует в наших КСО-программах.

В Microsoft исторически сами сотрудники инициируют благотворительные инициативы. Несколько недель назад корпорация отметила 30-летие этой традиции. Всего сотрудники вместе с компанией собрали уже более $1 млрд на благотворительные цели. В Украине мы тоже практикуем такой подход: любой сотрудник может инициировать сбор средств, и, если мы видим, что инициатива получает поддержку команды, компания удваивает собранную сумму.

Со своей стороны, Microsoft реализует общекорпоративные филантропические инициативы, направленные на реализацию важных для общества задач. Пример — масштабная инициатива YouthSpark, направленная на предоставление 300 миллионам молодых людей возможностей получать образование и навыки, находить работу и создавать собственный бизнес с помощью информационных технологий. В ее рамках мы предоставляем и прямое финансирование проектов, и программное обеспечение, и обучающий контент. Делиться с обществом своим успехом корпорация считает своей обязанностью.

В чем выгода для компании от благотворительных акций?

" Эрнст энд Янг " , Наталья Теленкова :

Участие в программах корпоративного волонтерства, в том числе в благотворительных проектах, позволяет сотрудникам реализовать свой социальный потенциал, выйти за рамки сугубо профессиональной деятельности, дает им возможность приобрести новые навыки, завести новых друзей, расширить сферу влияния, совершить хорошие поступки в команде единомышленников.

Это ведет к сплочению коллектива, повышению лояльности сотрудников. По результатам внутренних опросов, 80% сотрудников гордятся тем, что работают в социально ответственной компании, 92% определяют программы благотворительности как "важные" или "очень важные".

"Майкрософт Украина", Ярына Ключковская:

В первую очередь, для нас — это мотивация сотрудников. Во вторых, это развитие рынка. Многие наши программы направлены на повышение компьютерной грамотности людей, и это помогает нам в перспективе расширить рынок. В третьих, нельзя отрицать влияние таких инициатив на репутацию компании. Мы не преследуем цели широко освещать наши благотворительные инициативы, но, тем не менее, хорошо осознаем, что для многих потребителей наших услуг и продуктов социальная ответственность является важной ценностью, и при прочих равных условиях они предпочтут продукты той компании, которую воспринимают как социально ответственную.

БДО, Хенинг Драгер, директор по КСО и устойчивому развитию:

Благотворительные проекты близки сердцам наших сотрудников и тем самым мы обеспечиваем дополнительную мотивацию. Мы поддерживаем развитие украинских структур гражданского общества, которые закладывают основы социальной справедливости, защиты окружающей среды, и подлинные демократические процессы. Считаем, что формирование тесных партнерских связей с благотворительными организациями является важной частью ответственного бизнеса.

БДО, Вера Савченко, HR & Marketing Executive :

Пиар-выгоды практически нет. Финансово — убыток. Выгода моральная. Социальная ответственность — это неизменная составляющая нашей жизни, и вопросы вызывает отсутствие такой деятельности на предприятии, а не ее присутствие.

Елена Якимчук, менеджер по корпоративным связям "Эмвей Украина":

Долгосрочные качественные последствия таких проектов для компании — повышение уровня лояльности сотрудников и независимых предпринимателей, мотивация работы независимых предпринимателей в собственных бизнес-группах, формирование командного духа среди людей, которые формально не подчиняются руководству компании, однако являются важнейшей целевой аудиторией для развития бизнеса и поддержки продаж компании.

Расскажите о ваших самых успешных благотворительных акциях в Украине? Как измеряете их эффективность и результативность?

"МакДональдз в Украине", Анастасия Зражевская:

Самая яркая национальная программа — несомненно, "День cчастья". В ноябре этого года акцию проводили уже в 11-й раз. Основной ее целью является помощь детским больницам. В этом году на деньги, которые собраны, закупим реанимационное оборудование для 27 детских больниц. Уже можно подвести итоги акции этого года, которая шла весь ноябрь. Результат казался рекордным — собрано 3,94 млн. грн.

И в прошлом году этот проект позволил привлечь немалую сумму — 2,8 млн грн, на которые было приобретено неонатологическое оборудование для 29 детских больниц по всей Украине. А всего за время реализации проекта собрано около 14 млн грн. Уже оказана помощь более 50 детским больницам по всей Украине.

Но есть еще одна цель у этой акции — популяризация идеи индивидуальной благотворительности в обществе. В течении месяца мы предлагаем каждому посетителю "МакДональдз" купить любой сувенир — "ладошку", брелок или музыкальный диск, и таким образом сделать свой вклад.

Директора ресторанов также занимают активную позицию в области благотворительности, сотрудничая с общественными организациями в своих городах. Речь идет об обедах для обездоленных детей, для сирот, для ветеранов, инвалидов и др. Это более чем 70 ресторанов в 22 городах Украины, то есть, масштабы проведения благотворительных акций в городах значительные. В 2011 году компания провела более 850 благотворительных мероприятий.

Благотворительная акция "День счастья в МакДональдз" проходила в этом году в 11-й раз. За предыдущие десять удалось собрать около 10 млн грн на покупку оборудовамния для детских больниц. Фото: Роман Пилипей

" Эрнст энд Янг " , Наталья Теленкова :

Мне сложно сопоставить слова "акция" и "эффективность". Отдельная акция, например, поездка в детский дом, сама по себе мало что решает, разве что позволяет познакомиться, пообщаться, провести время приятно и с пользой. Но оценивая восьмилетнюю работу с детским домом, которая включает в себя поездки, подарки, наполнение игровой комнаты, библиотеки, видеотеки, покупка современного аудио- и видеооборудования, ремонты, тренинги, экскурсии, конкурсы, награждения, участие детей в выездных образовательных модулях — мы понимаем, что не зря тратили время и деньги.

В условиях жизни и мировоззрении детей произошли существенные изменения, их возможности развиваться, обучаться поднялись на новый качественный уровень, их отношение к жизни стало более позитивным, их шансы на получение достойного образования и возможность стать полноценным членом общества после выпуска из интерната стали выше.

Cотрудники "Эрнст энд Янг" участвуют в "Кубке открытых сердец" , инициированном благотворительной организацией "Даун Синдром"

Елена Якимчук, менеджер по корпоративным связям "Эмвей Украина":

Если говорить о проектах 2011 года, итоги которых у нас уже есть, то могу выделить акцию "Построй детскую площадку". 800 волонтеров приняли участие в строительстве игровых площадок для семи детских больниц, потрачено 2400 человеко-часов.

Еще одна программа — социальная адаптация детей-воспитанников интернатов "Дорога к успеху". Эксперты компании провели четыре мастер-класса по визажу для 65 детей из шести интернатов, потратив в целом 100 часов. Из экологических программ — субботник "За чистый Днепр", на котором 150 волонтеров очищали городской пляж в Черкассах. Потрачено 750 часов и собрано 1,5 т мусора.

Волонтеры на строительстве игровой площадки для детской больницы (акция иницирована компанией "Эмвей Украина")

БДО, Хенинг Драгер:

Один из наших успешных проектов мы провели в партнерстве с Международной организацией по вопросам миграции (МОМ). Согласно статистике, в Днепропетровской области, где находится один из наших офисов, зафиксировано наибольшее количество людей, которые подверглись незаконной торговле. Мы осуществили деятельность, направленную на повышение уровня осведомленности о проблемах торговли людьми, правилах легального трудоустройства за границей и опасности нелегальных миграции среди групп риска — учащихся ПТУ и выпускников детских домов.Сотрудниками компании BDO было проведено 11 информационных семинаров в рамках презентаций — дискуссий, где общая аудитория составила более 900 человек. Получили много позитивных отзывов от учащихся и их семей и от преподавателей.

" Майкрософт Украина", Ярына Ключковская :

Успех каждой инициативы мы измеряем тем, насколько достигли запланированных показателей. Например, в рамках программы IDEA планировали охватить тренинговыми центрами все области Украины, чтобы везде была возможность получить базовые ІТ-навыки. И сейчас у нас работает 53 центра, которые охватили целых две области. Также важный показатель для нас, что каждый третий из почти 100 тыс. человек, прошедших обучения в центрах, нашел новую работу, получил лучшие условия на текущей работе или начал собственное дело. Ведь именно для этого результата и создавалась программа.

Как происходит финансирование? Какие суммы выделяются на благотворительные проекты?

"Майкрософт Украина", Ярына Ключковская :

Бюджет выделяется корпорацией централизовано на каждую отдельно взятую программу. Например, на гранты командам-финалистам Imagine Cup корпорация выделила три миллиона долларов на три года. Эти деньги среди аппликантов распределяет жюри, которое оценивает перспективы каждого проекта превратиться в социальный бизнес-проект. Мы с нетерпением ждем объявления результатов за этот год, ведь в числе претендентов — и украинская команда. Что касается цифер, к сожалению, мы не можем раскрывать показатели по странам.

" Эрнст энд Янг " , Наталья Теленкова :

У нас есть бюджет на благотворительные программы, и он может быть больше/меньше в зависимости от финансовых показателей года. Кроме этого, есть традиционные акции и программы фандрейзинга, которые позволяют аккумулировать дополнительные средства.

Например, это акция "Зарплата одного дня — на благотворительность", которую мы проводим перед Новым годом, программа ежемесячных отчислений из зарплаты в пользу детей, болеющих раком, "Джинсовые дни" — покупка разрешения одеть джинсы в пятницу, которые позволяют собрать средства под конкретную просьбу о помощи. Как показывает опыт предыдущих лет, в периоды спада экономики и ухудшения финансовых показателей, ни одна из наших благотворительных программ не была закрыта.

Влад Белый в онкоцентре (горбольница) получил в подарок компьютер от компании "Эрнс энд Янг"

"МакДональдз в Украине", Анастасия Зражевская:

За время работы в Украине компания направила свыше 5 млн долларов США на поддержку благотворительных акций и спонсорство социальных проектов.

На благотворительные цели бюджетирует средства каждый из более чем 70 ресторанов Украины. Если говорить о сборах в рамках "Дня счастья", то наряду с вкладом посетителей в фонд акции компания делает свой вклад. Мы компенсируем себестоимость продаваемых акционных сувениров, а также перечисляем средства от продажи картофеля фри, проданного в один из акционных дней.

Акционные сувениры "Дня счастья в МакДональдз"

"Эмвей Украина", Елена Якимчук:

У нас в годовом бюджете выделяется небольшая фиксированная сумма, которая может быть использована исключительно на благотворительные программы. Кроме этого, компания дает возможность независимым предпринимателям, достигающим определенных результатов в бизнесе, перечислить денежную благотворительную помощь в сумме 1 тыс. евро в любом регионе Украины на самостоятельно выбранные ими цели.

Еще один путь — фандрейзинг. Во-первых, путем продажи, выручка от которой используется на благотворительные цели, а во-вторых, привлекая сотрудников и дистрибьюторов к участию в спортивно-благотворительной акции "Пробег под каштанами". В этой акции рекордную сумму наши доноры собрали в 2010 году — более 370 тыс. грн. Тогда в Центр детской кардиологии и кардиохирургии было закуплено уникальное для Украины медицинское оборудование.

Благотворительные взносы сотрудников и дистрибьюторов "Эмвей", участвующих в "Пробеге под каштанами", составляют внушительную сумму. Рекордной она была в 2010 году — более 370 тыс. грн

Есть практика внутренних корпоративных грантов, но она, к сожалению, не используется регулярно. Такой грант в $100 тыс. "Эмвей Украина" выиграла в 2009 году на реализацию программы по социальной адаптации детей-сирот "Дорога к успеху".

С учетом всех перечисленных направлений, в 2011 году на благотворительные цели было выделено 1087 тыс. гривен. Социальная работа волонтеров–дистрибьюторов и сотрудников — составила 27 240 человеко-часов, что в сумме эквивалентно более трем годам. Оказали помощь 32 750 украинским детям.

Как вы контролируете, что деньги были потрачены 100% на тех, кому предназначались?

БДО, Вера Савченко :

Мы — аудиторская фирма, у нас с этим проблем нет.

"Майкрософт Украина", Ярына Ключковская:

Мы просим получателей грантов отчитываться за потраченные деньги. Если они показывают результат, мы считаем, что средства были затрачены не зря.

" Эрнст энд Янг " , Наталья Теленкова :

Мы тратим их сами либо доверяем проверенным годами партнерам, а в случае с новыми партнерами — доверяем и проверяем. И всегда собираем подтверждающие документы, обратную связь.

"Эмвей Украина", Елена Якимчук:

Когда НГО обращается в компанию с просьбой поддержать благотворительную программу с обозначенными целями, количеством вовлеченных детей, полным перечнем активностей и прозрачно составленным бюджетом, где указаны все статьи расходов — то достаточно легко сделать выводы о том, соответствует ли сумма денег объему и сложности задач. Поэтому мы заранее договариваемся, в каком виде и форме будет составлены промежуточные и финальный отчеты. Полезным инструментом является Меморандум о сотрудничестве, составляя который стороны-партнеры еще до старта проекта оговаривают цели, задачи, сроки, а также "права и обязанности".

Если же нужно закупить оборудование, материалы, то либо самостоятельно делаем закупки и привозим/устанавливаем, либо договариваемся о детальной прозрачной отчетности — с финансовыми, фото- и видеоотчетами.

"МакДональдз в Украине", Анастасия Зражевская:

Для того, чтобы наиболее эффективно использовать средства, собранные в рамках акции "День Счастья", проводится открытый тендер среди поставщиков оборудования. В тендере обязательно участвует представитель компании. После передачи оборудования подписывается акт приема-передачи с указанием всей необходимой информации (дата передачи, ответственные стороны, наименование оборудования, его количество и т. д.).

Также мы контролируем использование оборудования в больницах. Например, в этом году совместно с международной студенческой организацией AIESEC провели специальную программу для оценки эффективности использования и работы оборудования, которое было передано в рамках акции "День Счастья". Студенты приходили в больницы, общались с врачами и пациентами, изучал, насколько эффективно работает оборудование.

В следующих публикациях:

Кто участвует в корпоративной филантропии? Кем управляются благотворительные проекты? Как вовлекают сотрудников?

На какие "грабли" корпоративной благотворительности наступают чаще всего?