Антидемпинг в ЕС: возврат металлургов в 1990-е или шанс закрепиться в Европе?

Впервые за долгие годы Европейский Союз возбудил антидемпинговое расследование в отношении украинского металлопроката. Delo.UA выясняло, чем это грозит украинским металлургам и почему наша страна заинтересовала Еврокомиссию

В конце прошлой недели Евросоюз анонсировал антидемпинговое расследование в отношении горячекатаного стального проката происхождением из России, Бразилии, Ирана, Сербии и Украины. Согласно опубликованным в официальных документах кодам ТН ВЭД, в первую очередь речь идет о горячекатаных (г/к) стальных рулонах.

Украинская металлопродукция впервые за долгие годы попала в сферу внимания ЕС, поэтому Delo.UA решило разобраться в причинах и возможных последствиях этого расследования.

Процесс стартовал после жалобы Европейской ассоциации производителей стали (Eurofer).

Она считает, что производители из упомянутых стран существенно нарастили поставки проката в Евросоюз. Как результат, их доля на европейском рынке увеличилась. Все это, а также цены, по которым импортеры реализуют свою продукцию в ЕС, оказывает негативное влияние на местных производителей.

Поставки г/к рулонов на рынок ЕС, тыс. тонн

2014 г.

2015 г.

изм., %

5 мес. 2016 г.

Украина

815,63

983,40

20,6

252,58

Россия

1182,04

1555,56

31,6

383,29

Сербия

191,72

395,03

106,1

65,41

Бразилия

105,63

577,01

446,3

185,11

Иран

523,92

1020,02

94,7

350,37

Всего

2818,93

4531,02

60,7

1236,76

Источник: ISSB

Следует отметить, что несколькими месяцами ранее Евросоюз инициировал расследование в отношении г/к проката происхождением из КНР. Так что Украина сотоварищи присоединились к главному возмутителю спокойствия на мировом и европейском рынках металлопроката.

В официальных документах говорится, что расследование охватит период с 1 июля 2015 г. по 30 июня 2016 г. и продлится 15 месяцев. Временные меры могут быть приняты не позднее, чем через девять месяцев с момента начала расследования.

Кто из украинских металлургов может пострадать?

Горячекатаный плоский прокат, попавший под санкции, производят ММК им.Ильича (ММКИ, Мариуполь, входит в состав холдинга "Метинвест") и "Запорожсталь" (Запорожье, частично контролируется "Метинвестом"). Алчевский МК (АлМК, Алчевск, входит в состав корпорации ИСД) и "Азовсталь" (Мариуполь, "Метинвест") также производят г/к плоский прокат, однако их основной сортамент — это толстый лист, который не затронут расследованием.

Экспортные поставки первых двух предприятий идут через сбытовые каналы "Метинвеста". В пресс-службе Группы на запрос Delo.UA ответили весьма осторожно. "Метинвест" намерен сотрудничать с Европейской комиссией в рамках этого расследования. Компания готова продемонстрировать, что ее продажи на рынок ЕС не привели к материальному ущербу для производителей ЕС", — говорится в ответе холдинга.

Аналитик ИК Concorde Capital роман Тополюк говорит, что под коды расследования попало около 8% металлопроката, который Украина экспортировала в 2015 г. "Это большой кусок рынка для нас, почти 1,3 млн тонн в 2015 году", — поясняет Тополюк. По его расчетам в прошлом году всего из Украины было экспортировано 17 млн тонн металлопроката, в том числе 3 млн тонн г/к плоского проката, который попадает под коды антидемпингового расследования.

В 2015-2016 гг. в ЕС инициировано несколько антидемпинговых и специальных расследований в отношении импорта металлопроката. Однако до сих пор Украина не попадала в фокус Еврокомиссии. Как считают опрошенные эксперты, возможно это был жест толерантности к нашей стране. Но ситуация в европейской металлургии не улучшается, поэтому приходится изучать деятельность все более широкого круга поставщиков.

Директор консалтинговой компании Research & Consulting Group (Германия) Александр Сирик предполагает, что Украина и другие страны попали в данный список как дополнение к КНР, против продукции которого антидемпинговое расследование возбудили в феврале 2016 года. "Евросоюз очень хочет ограничить импорт металлопроката, крупнейший поставщик которого — Китай. Но если ударить по интересам металлургов КНР, то есть риск получить ответную реакцию по продукции других отраслей, которая экспортируется из ЕС в Китай. Это будет весьма болезненно для европейских производителей, особенно немецких, ведь объем поставок исчисляется десятками миллиардов евро. Поэтому в ЕС машиностроительное лобби сильнее металлургического. Как результат идет поиск других стран, в отношении которых можно ввести санкции с минимальными последствиями", — рассказывает Сирик. При этом эксперт напоминает, что до конца года Китай может получить статус рыночной экономики, после чего количество рычагов влияния заметно сократится.

Но и сейчас борьба с поставками китайского металлопроката — достаточно сложный процесс.

Ведь для них экспорт не всегда прибыльная деятельность. А лишь балансировка избыточных мощностей, продукция которых не востребована на внутреннем рынке КНР.

В то же время для европейских металлургов прибыль — очень чувствительный вопрос. Но резервов для снижения себестоимости у них мало, поэтому все ждут политического решения, которое может коснуться, в том числе и Украины.

Как могут ответить украинские компании? В первую очередь — доказывать свою правоту. Но есть и план "Б" — вернуться к схемам 2000-х.

С тех лет у отечественных холдингов в ЕС есть собственные прокатные мощности. ИСД и "Метинвест" владеют заводами, на которых из мариупольских и алчевских слябов ежегодно производятся сотни тысяч тонн плоского проката. Поэтому в случае введения пошлин на готовую продукцию, в рамках вертикальной интеграции можно увеличить поставки полуфабрикатов. "Однако прокатные мощности украинских промхолдинов в ЕС и сейчас работают с высокой загрузкой", — отмечает Сирик.

Как удалось выяснить Delo.UA, при общей мощности 1,4 млн тонн в 2015 году три завода "Метинвеста" (Trametal и Ferreira Valsider в Италии, Spartan UK в Великобритании) произвели около 1,1 млн тонн товарной продукции.

ФОТО: Ferreira Valsider

Плоский прокат из украинских слябов также производится на предприятиях корпорации ИСД в Польше и Венгрии.

Но предложение полуфабрикатов может увеличиться: в ближайшее время нарастит выплавку чугуна и стали проблемный итальянский меткомбинат ILVA. Как результат, он сократит закупки слябов на стороне, в том числе и в Украине. И эти объемы нужно куда-то "пристроить".

Не стоит забывать, что "Запорожстали" в принципе тяжело переключиться на экспорт слябов. На меткомбинате не внедрена технология непрерывной разливки, что влияет на качественные характеристики полуфабриката. Да и к мартеновской стали (а другой в Запорожье нет) у европейских потребителей есть вопросы.

Перенаправить существенны объемы готового г/к проката на другие рынки сейчас практически невозможно: они ужались или закрыты по экономическим и политическим причинам.

"Этот рынок (ЕС — Delo.UA) лучше не терять. Поставки в остальные регионы сильно ужались, особенно под давлением массированного экспорта китайского материала", — остерегает Тополюк.

Отечественной металлургии крайне важно выйти из расследования без санкций или с минимальными последствиями, которые не окажут существенного влияния на объемы экспорта металлопроката в страны ЕС.

"Жесткие меры обычно вводятся, когда импорт растет большими темпами, что наносит вред местному производителю. Прирост из Украины в 2015 г. — около 11% год к году. По-хорошему, мы можем отделаться формальными, невысокими пошлинами. Ведь наибольший урон ЕС наносят китайские производители", — отмечает аналитик Concorde Capital.

У заинтересованных сторон есть 15 дней с момента начала расследования для того, чтобы выйти на контакт с Еврокомиссией и 37 дней для того, чтобы заполнить предложенный опросник. Соблюдение правил — одно из условий для того, чтобы выйти сухими из воды. Но далеко не единственное и, тем более, не главное. Поддержка в Евросоюзе гораздо важнее.

"Насколько нам известно, еще целый ряд компаний ЕС не поддерживают данное расследование, и намерены активно сотрудничать с Комиссией ЕС с целью доказать, что введение каких-либо антидемпинговых пошлин против украинского импорта будет противоречить интересам ЕС", — резюмировали в "Метинвесте".