Девять граней конфликта "Укртрансгаза" и "Нафтогаза" — версия Игоря Прокопива

Инициатор самого громкого корпоративного конфликта недели объясняет, зачем поссорил министра экономразвития Степана Кубива и НАК "Нафтогаз Украины"

Министр экономического развития и торговли Степан Кубив 7 сентября изменил устав крупнейшей нефтегазовой компании НАК "Нафтогаз Украины", а 9 сентября изменил устав ее 100% дочки ПАО "Укртрансгаз", оператора украинской газотранспортной системы. Как акционер "Нафтогаза" МЭРТ имел полное право менять устав "Нафтогаза", даже не согласовав с недавно созданным наблюдательным советом компании.

Однако из-за скрытности и необоснованности решение министра подверглось критике со стороны кредиторов "Нафтогаза" — Европейского банка реконструкции и развития и Мирового банка. Не поддержали решение шефа и заместители Кубива — Юлия Ковалив, Максим Нефьодов и Наталья Микольская.

Менеджмент "Нафтогаза" заявил о возможности потерять дальнейшее кредитование от международных финансовых организаций, а также проиграть спор с "Газпромом" в Стокгольмском арбитраже.

Вместо первых лиц "Укртрансгаза" ситуацию комментировали представители профсоюзов компании.

В конце концов, министр Кубив отменил свое решение об изменениях в уставе "Нафтогаза" и "Укртрансгаза". Дальнейшим реформированием НАКа скорее всего займется Кабмин.

Но после почти недельного молчания президент "Укртрансгаза" Игорь Прокопив объяснил, как и зачем инициировал самый громкий корпоративный конфликт недели.

Идея перехода

Внести изменения в устав "Нафтогаза" и "Укртрансгаза" Степану Кубиву предложил Игорь Прокопив. По его словам, решение об изменениях в уставы компаний разрабатывали юристы МЭРТа. Решение оговаривалось с вице-премьер-министром Владимиром Кистионом.

Причиной стали участившиеся проверки финансовой деятельности "Укртрансгаза" и задержки в платежах. НАК также ввел ограничение на самостоятельные проплаты УТГ по договорам

"Вопрос касался только управления. Если акции и дивиденды остаются у "Нафтогаза", предприятия остаются в рамках одного министерства — в чем риск?" — недоумевает Прокопив.

Кадрирование

Во время перехода "Нафтогаза" из Минэнергоуглепрома в МЭРТ изменили устав "Нафтогаза". Компания получила возможность прямого кадрового и финансового контроля в своих "дочках".

Прокопив надеется, что удастся отменить норму устава "Нафтогаза" менять правление в УТГ, вмешиваться в финансовый план и план закупок, а также менять устав УТГ.

Пока идет обсуждение будущей реструктуризации "Нафтогаза" в рамках рабочей группы, установлен мораторий на смену руководства в "Укртрансгазе". Поэтому Коболев не сможет уволить Прокопива.

"Нафтогазу" удалось продавить проверку финансовой деятельности УТГ за семь дней, когда действовали изменения министра в уставах "Укртрансгаза" и "Нафтогаза".

Премьер Владимир Гройсман поддерживает переход "Нафтогаза" от МЭРТ в Кабмин в ближайший четверг.

Независимость

Прокопив считает, что первым независимым оператором должен стать "Укртрансгаз", а до разделения ГТС и ПХГ и появления иностранного инвестора должен быть переходный период в два года.

За это время "Укртрансгаз" должен освоить роль независимого игрока рынка, определиться со стратегией развития. Прокопив не согласен с нынешним вариантом реструктуризации, который утвержден правительством с инициативы "Нафтогаза".

С 1 января УТГ стал оператором, но остался природной монополией и так и не обрел независимость. Прокопив подчеркивает, что оператор остается зависимым от трейдера.

Финансовые ограничения

"Нафтогаз" снизил финансовый порог для сделок "Укртрансгаза" без согласования с акционером — до 200 млн грн. При этом более крупные платежи блокировались.

Долг НАКа перед "Укртрансгазом" на сегодня достиг 7,5 млрд грн.

По словам Прокопива, за июль-август 2016 года заблокировано было 84 платежа по 18 контрагентам, из-за чего теперь может сорваться подготовка к отопительному сезону.

В частности, не сложились отношения с коммерческим директором НАКа Сергеем Коновцом.

За время руководства МЭРТа "Укртрансгаз" успел совершить самые "горячие" проплаты контрагентам, которые задерживал из-за несогласования НАКа. Указанные затраты были утверждены "Нафтогазом" в месячных финансовых планах "Укртрансгаза".

Отношения с "Нафтогазом"

Прошедшие два года отношения УТГ и НАКа Прокопив оценивает как конструктивные.

"Мы договорились, что они ведут себя как трейдер, берут на себя внешние переговоры, двигают законодательство и нормативную базу. У нас было запущенное хозяйство."

Когда УТГ стал оператором, стали нарастать сложности с НАКом как трейдером.

"НАК при переходе из Минэнерго в Минэкономики поменяли устав, в котором они получили безграничные права. Если раньше смену правления УТГ им нужно было согласовывать с премьером лично, то теперь достаточно решения правления "Нафтогаза". Плюс контроль за финансами. Оператор должен был расти в статусе, но по факту — падал", — сетует Прокопив.

Статус и устав

С 1 января 2016 года УТГ стал оператором украинской ГТС. Теперь в его обязанностях — балансировать систему, судиться с потребителями и поставщиками.

Например, Одесский припортовый завод потреблял газ весь июнь 2016 года. "Укртрансгаз" сбалансировал завод на 434 млн грн, и выставил ОПЗ счет за газ — с коэффициентом 1,2.

С НАКом ситуация аналогична: несбалансирован газ на сумму 924 млн грн.

"Они не подписали нам акты, которые пришли с облгазом, теплокоммунэнерго. У НАКа позиция — не подписывать. Мы выиграли у НАКа суд в первой инстанции, который обязал "Нафтогаз" акты подписать", — сказал Прокопив.

Он говорит, что ряд таких ситуаций с "Нафтогазом" уже превратился в производственно-корпоративный конфликт.

Диаметральные планы реформирования?

По мнению Прокопива, представители НАКа Андрей Коболев и Юрий Витренко размышляют, как инвестбанкиры.

"Трубы и минимум людей передать в "Магистральные газопроводы Украины", подземки — возможно, мы создадим совместное предприятие с "Подземными газохранилищами Украины". Ни слова о сервисных службах, о неликвидах. Как для инвестбанкира — супер, лучшее забрать, продать. Но дальше что?" — спрашивает Прокопив.

По его словам, украинская ГТС и ПХГ — уникальна и предназначена для транзита. И нужно учитывать ее особенности.

На востоке хранилища специально предназначены для обслуживания Шебелинского месторождения и областных центров — крупнейших потребителей газа. На западе — буфер для транзита российского газа.

Прокопив опасается, что если создадут "Магистральные газопроводы Украины", хранилища останутся со всеми компаниями-сервисантами — и обанкротятся без достаточного тарифа, но с судебными исками от Group DF и компаний Игоря Коломойского.

Прокопив спрашивает, куда будут закачивать газ, когда обанкротятся подземные хранилища.

Загрузка системы

Самая большая проблема для существования украинской ГТС — загрузка.

Прокопив считает, что здесь может помочь дробление — появление множества маленьких операторов.

"Мы должны получить конкурентный рынок. Создание "Магистральных газотранспортных систем" (оператор ГТС, который после Стокгольмского арбитража с "Газпромом" будет управлять украинской ГТС — ред.) — это тоже создание монополиста", — считает Прокопив.

Тогда как небольшие операторы ГТС смогут сотрудничать с разными инвесторами: с поляками — по созданию газового хаба, с румынами — в южном направлении.

Оптимизация мощностей

Украинская ГТС — одна из крупнейших в Европе, но с нынешним уровнем российского транзита и спадом внутреннего потребления, ее мощности простаивают. Поэтому Прокопив признает, что около 30% мощностей придется оптимизировать.

Но он считает, что процесс должен быть постепенным и проходить внутри структуры "Укртрансгаза".

В частности, нужно:

  • обозначить переходный период до 2018 года;
  • научиться быть оператором рынка, балансировать систему;
  • избавиться от неликвидов.

Прокопив считает, что на базе "Укртрансгаза" нужно создать много маленьких "трансгазов" — операторов небольших участков ГТС.