НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

К чему может привести "национализация" предприятий в ОРДЛО

Вчера власти "ДНР" заявили о завершении процедуры введения "внешней администрации" более чем на 40 предприятиях. Delo.UA разбиралось, что это означает для бизнеса и экономики Украины

"Подрядчикам "Метинвеста" пришло письмо: до 6 марта прекратить все работы на неконтролируемых территориях (НКТ) и вывезти оттуда людей. Либо уволить их", — рассказал журналисту Delo.UA бизнесмен, знакомый с ситуацией в металлургическом холдинге Рината Ахметова.

По его словам, также ходят слухи, что с 6 марта предприятия холдинга на оккупированной территории Донецкой области передают под охрану местной "полиции".

В "Метинвест" не подтвердили Delo.UA наличие такого письма. А вопрос не праздный, ведь из-за блокады железной дороги на Донбассе в ОРДЛО объявили курс на "национализацию" предприятий и компаний, которые работают там, но платят налоги в бюджет Украины. Так, согласно заявлению группы СКМ, с начала конфликта на Донбассе она выплатила в государственный бюджет Украины более 100 млрд грн налогов, 10% из которых обеспечили отчисления предприятий, работающих на НКТ.

Кто попал под раздачу

Вчера власти "ДНР" опубликовали полный список предприятий, в которые введена "внешняя администрация". В "ЛНР" не так активны в освещении процесса "национализации".

Более 60% компаний, попавших в список "ДНР", входят в структуру группы СКМ, объединяющую бизнес-активы Рината Ахметова. Именно материнская компания распространила официальное заявление, что налоги ее предприятия будут платить только в украинской юрисдикции.

Слегка отклонились от "генеральной линии" молчания энергетический холдинг ДТЭК и горно-металлургический "Метинвест". Они разместили объявления на Ирландской фондовой бирже, в которых успокаивают кредиторов. В частности, ДТЭК сообщил: "По состоянию на 12:00 по киевскому времени 2 марта 2017 года все активы, находящиеся в зоне НКТ (неконтролируемой территории — Ред.), управляются и контролируются группой. Группа не считает, что последние события повлекут невыполнение обязательств по еврооблигациям".

Однако уже вечером был опубликован упомянутый выше список. В нем идет речь и об активах ДТЭК.

Еще в списке можно выделить группу "Энерго" или "Донецксталь" Виктора Нусенкиса. "Национализировали" около пяти его компаний.

Национализация или…?

Если в первых заявлениях главарей "ДНР/ЛНР" четко звучал термин "национализация", то в итоге получились "внешние администрации". В случае "Укртелекома" их появление привело к разрыву связи с остальной частью Украины. По остальным предприятиям сохраняется неопределенность относительно того, что же включает в себя этот термин и как он отразится на деятельности материнских компаний, которые еще в 2014 году переехали на подконтрольную территорию и имеют активы по всей Украине.

Например, руководитель департамента аналитики инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий сомневается, что кредиторы будут трактовать "внешнюю администрацию" как потерю контроля над активами и могут потребовать досрочное погашение задолженности. "Думаю, не могут", — кратко ответил он.

Еще один аналитик крупной инвесткомпании, пожелавший остаться неназванным, рассказал Delo.UA, что с одной стороны, в соглашениях компаний с держателями еврооблигаций оговорен риск потери контроля над активами. Но с другой, термин "внешняя администрация" слишком абстрактный. "Компании будут максимально затягивать время, сообщая кредиторам, что это временные сложности", — предположил он.

Паращий дополняет, что пока не понятно, что именно имеется под "внешним управлением": "Со слов этих бандитов становится понятно, что в каждом случае будет применяться индивидуальный подход, так что в целом картина может и не будет какой-то страшной".

Последствия для Украины

Вероятно, что наибольшие экономические потери от "национализации" понесет именно государство Украина. Это и сокращение экспортной выручки, и разрыв вертикально-интегрированных цепочек в производстве металлопроката, и возможные сложности с закупкой угля к новому отопительному сезону. Плюс социальный фактор.

Инвестиционные и банковские аналитики отмечают, что давление на курс национальной валюты может усилиться в перспективе 2-3 месяцев с момента остановки предприятий на НКТ. Последнее из них — Донецксталь-МЗ — прекратило выплавку чугуна 26 февраля.

Однако за счет вертикальной интеграции металлургические холдинги частично могут сгладить последствия.

"На курс гривни влияние будет минимальным. Потенциальный эффект от ухода этих предприятий из украинской экономики — это рост дефицита торгового баланса Украины на $140-170 млн в месяц. То есть, Украина потенциально потеряет около 5% экспортного потенциала, что не так уж и критично", — говорит Паращий.

В инвесткомпании Dragon Capital оценивают потери группы "Метинвест" от остановки предприятий на НКТ В $6-10 млн в месяц. Хотя ранее эта оценка была на уровне $30 млн. "Текущее повышение цен на железную руду, позволит группе заместить металлургический бизнес на горнорудный, частично восполнив маржу от производства стали", — отметили в инвесткомпании.

Гораздо сложнее будет решение вопроса, связанного с обеспечением ТЭС и ТЭЦ Украины антрацитом, который в нашей стране добывают только на НКТ Донецкой и Луганской областей.

Перспективы для бизнеса

К моменту введения "внешней администрации" большинство предприятий уже находились в состоянии простоя. Поэтому в краткосрочной перспективе ситуация не должна существенно ухудшиться. Если предприятия не пустят на металлолом.

Например, "Метинвест" сообщил на Ирландской фондовой бирже, что совокупный убыток принадлежащих или контролируемых группой активов, находящихся под угрозой экспроприации сепаратистами во временно не контролируемой украинскими властями зоне АТО в Донецкой и Луганской областях, в 2014-2016 гг. составил около $214 млн.

"В случае любой такой экспроприации компания не ожидает от нее негативного воздействия на осуществление реструктуризации долга компании", — говорится в сообщении группы.

Риск для металлургов, работающих на контролируемой территории — дефицит коксующегося угля марки "Ж" (закупался на "Краснодонугле") и кокса. Их можно восполнить за счет импортных поставок. Однако такая продукция, по словам руководителей металлургических и коксохимических предприятий, существенно дороже. Это отразится на прибыльности бизнеса.

Смогут ли "национализированные" заводы самостоятельно работать вне правового поля Украины? Вчера СБУ сообщило о возможном участии в схеме "отжима" опального "младоолигарха" Сергея Курченко. Якобы ему могут отдать в управление металлургические предприятия "ДНР". Однако опрошенные Delo.UA инвестаналитики и юристы сомневаются, что без явного подлога возможно организовать схему сбыта готовой продукции за пределами оккупированной территории.

"Это зависит от желания России обеспечить им такой сбыт", — говорит Паращий.

"Для таких предприятий останется лишь возможность торговать через дружественного посредника, контрабандой перемещая товары в другое государство и фальсифицируя всю соответствующую документацию. Других вариантов просто не останется", — рассказал Delo.UA юрист-международник Евгений Блинов, партнер Eterna Law

Еще один инвестаналитик на условиях анонимности напомнил, что украинская металлопродукция облагается пошлинами в странах Таможенного союза, поэтому с оккупированных территорий ее не смогут поставлять в РФ, как украинскую. А вот закупки металла "Made in DNR" возможны разве что в качестве гуманитарной помощи.

"Алчевский МК и Енакиевский МЗ в 2016 году произвели почти 2,5 млн тонн стали. Почти 800 тыс. тонн чугуна выпустил "Донецксталь" МЗ. Сомневаюсь, что металлурги России будут рады появлению такого количества продукции на их рынке. А другие направления сбыта практически закрыты", — говорит собеседник Delo.UA.

Эмоциональная сторона

Следует обратить внимание, что "национализация" не обошла такие мало примечательные бизнес-объекты, как школа "Григорьевская", гостиницы "Донбасс Палас" и Park Inn Donetsk, офисный центр "Пушкинский", объекты культового в Донецке футбольного клуба "Шахтер". Также в списке ЧАО "Люкс", которое считается центром бизнес-империи Рината Ахметова и является его резиденцией в Донецком ботаническом саду.

Также в ночь на 1 марта на стадионе "Донбасс Арена" впервые за три года включили подсветку. После того, как стадион покинули все его штатные работники. Главарь "ДНР" Александр Захарченко назвал это событие первым признаком победы.

Генеральный директор ФК "Шахтер" Сергей Палкин оперативно отреагировал, заявив "Нажать на кнопку и включить лампочки — это не победа, это вообще ничего, это смешно".

"Гораздо труднее, наверное, ее было построить. Кто ее построил, с какой любовью, и сколько сердца в это вложил — об этом, поверьте, знают и помнят не только в Донецке, в Донбассе и в Украине. Имя этого человека знает вся Европа и весь мир", — добавил Палкин.

Сам Ринат Ахметов продолжает хранить молчание.