- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Карантин обрушил пассажирские перевозки: что будет с ценами на проезд? (ИНФОГРАФИКА)
Цена на проезд в общественном транспорте Украины — предмет регулярных дискуссий. Ярким примером здесь служит Киев, где тема подорожания поднимается минимум дважды в год. Последнее время перевозчики аргументируют свою позицию нежеланием руководства столицы доплачивать за льготных пассажиров и необходимостью устанавливать за собственные деньги валидаторы единого электронного билета. Но 2020 год в этот список добавил еще одну причину — коронавирус, который в прямом смысле, "обвалил" сектор пассажирских перевозок в нашей стране.
Корреспондент Delo.ua Илья Требор выяснял, как упали показатели отдельных видов пассажирского транспорта и разобрался, станет ли карантин решающим фактором повышения цен на проезд.
По данным Государственной службы статистики Украины, падение в 2020-м году было более, чем заметным — сектор не досчитался почти 40% пассажиров. Хотя начинался прошлый год нормально. Если сравнивать январь 2020-го с январем 2019-го, то снижение показателей по всем видам пассажирского транспорта едва превысило один процент. Похожая ситуация была и в феврале. При этом троллейбусные и трамвайные перевозки так вообще выросли на 1,9% и 7,2%.
Но уже в марте, после введения первого и наиболее жесткого локдауна, общее падение составило больше 15%. В дальнейшем ситуация только ухудшалась, и за первые пять месяцев года пассажиропоток снизился на 45,7%. По итогам года Укрстат оценил снижение в 39,7% — весь украинский транспорт перевез чуть больше 2,5 млрд человек.
Ожидаемо, сильнее всех пострадал авиасектор, где количество пассажиров снизилось на 65% — большая часть авиасообщений в прошлом году была приостановлена. Меньше всего потерял за год трамвайный транспорт — 32,6%. С подробной статистикой по отдельным видам транспорта можно ознакомиться с инфографикой.
Инфографика: Юрий Давыдов / Delo.ua
И хотя автобусные перевозки остаются лидерами по объему перевозок, масштабное снижение спроса на услугу все же вызвало новые разговоры о подорожании проезда. Например, в Черновцах с начала карантина стоимость проезда подскочила с 5 до 15-20 грн, но под давлением горсовета вскоре опустилось до 7 грн. Киевские перевозчики также включились в этот процесс. Напомним, последний раз в столице проезд дорожал в 2018 году.
Первый виток очередной дискуссии начался в июне 2020-го, когда ГО "Ассоциация перевозчиков города Киева и Киевской области" обратились к мэру Виталию Кличко с открытым письмом. В нем они осудили предлагаемую властями модель автоматизированной системы учета оплаты проезда и отметили, что ее внедрение "приведет к существенному удорожанию стоимости проезда, ориентировочно до 12-15 грн".
В середине декабря директор компании "Трансгрупп"Владимир Назаров(компания обслуживает около десяти маршрутов в Киеве и пригороде) заявил, что уже в первом квартале 2021 года стоимость проезда в маршрутках может вырасти минимум до 12 гривен. Это он связывал с катастрофическим падением объема перевозок. Позже глава "Ассоциация перевозчиков города Киева и Киевской области"Игорь Мойсеенко также добавил, что после январского локдауна киевские маршрутки могут подорожать до 10-15 грн.
Заместитель министра финансов, транспортный эксперт Александр Кава отмечает, что сегодня сложно сказать, сколько недополучил пассажирский сектор. Особенно по автобусным перевозкам, где объективной статистики по количеству пассажиров нет. Показатели снижения на 40%, которые приводит Укрстат, он называет условными — частные автобусные компании, которые зачастую оптимизируют налогообложение, реальный пассажиропоток не раскрывают. А вот что касается тарифов, то здесь чиновник повышение цены на проезд не исключил.
"У нас всего нескольких городов имеют муниципальных перевозчиков. Например, Киевпастранс и Львовское АТП №1. Все остальное — это частный рынок. К сожалению, ситуация такова, что частные компании используют любой повод, чтобы повышать тарифы. Мы дошли до того, что граждане больших городов за перевозки платят больше, чем жители восточноевропейских столиц. Потому, в принципе, повышение тарифов у нас, как правило, обусловлено только жадностью владельцев частных автобусных компаний, а также коррумпированностью чиновников", — рассказал в комментарии Delo.ua Кава.
Эксперт по транспортному планированию Дмитрий Беспалов согласен, что сейчас сложно оценить убытки пассажирских перевозок — деньги, конечно, сектор недополучил, но эксплуатационные расходы тоже сократились. При этом, по его данным, оборот рынка частных перевозок в Киеве составляет больше 3 млрд грн наличными ежегодно. И если учитывать сокращение на 40%, то и цифра эта уменьшится на 1,2 млрд грн. Однако Беспалов уточняет — это именно оборот наличных.
"Если же говорить о росте тарифов, то нынешнее падение — на 100% предпосылка для подорожания в текущей модели, по которой работает рынок. Объективный фактор. Но вот на сколько и каким будет справедливый тариф — большой вопрос. Это самое слабое место в риторике перевозчиков. У нас это не прозрачный процесс — мы им верим, что они тратят столько-то на эксплуатацию и столько-то возят пассажиров. Оба эти числа, а это главные составляющие тарифа, нам неизвестны. И мы никак не можем их ни валидировать, ни проверить. Да даже увидеть, на самом деле, не можем", — подчеркнул эксперт.
Игорь Мойсеенко в комментарии Delo.ua подтвердил, что пассажиропоток автобусных перевозок в Киеве упал примерно на 40-50%, и вызвано это именно карантинными ограничениями. Рассказывая о возможности подорожания проезда, он отметил — по столице ситуация очень критичная, но нужно смотреть на возобновление пассажиропотока после январского локдауна и только потом разговаривать.
"Но необходимость есть, да. Правда, при подорожании люди хотят соответствующего сервиса и его улучшения. А у нас получается так, что мы латаем дыры, чтобы полностью не обанкротиться и вынуждены поднимать цену. Но опять же, сейчас по Киеву пока про подорожание речь не идет", — добавил он.
По мнению главы Ассоциации, Украине нужно переходить на европейскую модель, которая предусматривает закупку транспортной услуги у перевозчиков. Мойсеенко приводит пример Варшавы, где город получает от продажи билетов только 30%, а остальные средства остаются у перевозчика.
"Но чистым подорожанием мы ничего не добьемся. Чтоб вы понимали, "Киевпастранс" получает ежегодно миллиардные дотации, поэтому, в принципе, и держится на плаву. Они получают компенсации за перевозку льготных граждан, получают на регулирование цены — то есть возят по 8 грн, но это цена экономически не обоснована. Обоснованная составляет 15 грн. Вот эти 7 грн город им доплачивает. А остальным же нужно и возобновлять подвижной состав, и платить людям зарплату. Повторюсь, сейчас не очень благоприятная ситуация на рынке перевозок в Киеве", — настаивает Мойсеенко.
Что же касается последних заявлений о грядущем подорожании, он объясняет — все началось с заявления одного перевозчика, но это его частная позиция и сейчас "говорить о 10-15 грн — лишний раз будоражить людей".
"Мы понимаем, что локдаун коснулся всех сфер экономики. Много кто ушел на дистанционную работу, много кого сократили. Поэтому подъем цены сейчас важный вопрос, но я всем объясняю — транспорт должен быть дорогой, но не для пассажира, а для городского бюджета", — резюмирует представитель перевозчиков.
Сколько потребуется времени, чтобы вернуть объем пассажиропотока к нормальному уровню после первого в 2021 году локдауна, пока неизвестно. Если смотреть на самый пострадавший в Украине сектор (авиационный), то он, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта, глобально восстановится только к 2024 году. Очевидно, автобусные перевозки придут в норму гораздо быстрее. Но до конца первого квартала осталось немного, и вероятность того, что цена за проезд в киевских маршрутках в 15 грн сегодня остается очень высокой.
Илья Требор, специально для Delo.ua