НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Кто построит новый газовый терминал для президента

Кто построит новый газовый терминал для президента
Найдут ли у Петра Порошенко нового "лыжного инструктора" для постройки забытого терминала для сжиженного природного газа ради катарских поставок

Похоже, Украине скоро предстоит очередной виток оживления давно забытой идеи постройки терминала сжиженного газа. Позавчера, 20 марта, у президента Украины Петра Порошенко сообщили о "чрезвычайно важные переговорах по диверсификации источников газоснабжения", которые состоялись в ходе официального визита гаранта в Катар. "Мы договорились о том, что Катар готов предоставить нам сжиженный газ", — сказал Порошенко в комментарии и сообщил, что поставки катарского природного сжиженного газа возможны через терминал в Польше, а также по турецкому маршруту через Босфор.

Пока президент договаривается о поставках, попробуем проанализировать, сможет ли Украина получить катарский газ, каким путем и во сколько это обойдется. 

"Откопали стюардессу"

Идея поставлять в Украину сжиженный природный газ (СПГ/LNG) уже не нова. Впервые о постройке терминала для регазификации СПГ заговорили еще в 2012 году, после того, как единственный на тот момент поставщик газа в Украину — российский "Газпром" —  в очередной раз поднял цены на голубое топливо. Появление альтернативного маршрута поставок могло заставить Москву снизить стоимость ресурса, да и резервный канал так не помешал бы. 

"Украина настойчиво работает над диверсификацией источников поставок газа и изучает возможность приобретения газа в Катаре, способы доставки газа. Цена катарского газа с учетом доставки на сегодняшний день в три раза ниже цены российского газа… На сегодняшний день Катар является третьим мировым производителем сжиженного газа и начал использование новых технологий его производства, которые для Украины очень интересны с учетом планов по строительству LNG-терминала. А политические контакты между Украиной и Катаром налажены на достаточно высоком уровне, что дает надежду на конкретные результаты по сотрудничеству в газовой сфере", — заявлял тогда прессе экс-премьер Николай Азаров.

При Азарове проектом постройки занималось Государственное агентство по инвестиционным проектам, которое возглавлял Владислав Каськив. На своей должности он успел отметиться громкими и пустыми заявлениями и даже скандалом, который был напрямую связан с терминалом — договор по строительству подписал вовсе не представитель инвестора — испанской Gas Natural Fenosa, а лыжный инструктор Джорди Сарда Бонвеи.

Слева — лыжный инструктор, справа — Владислав Каськив (главное — не наоборот)

Скандал, мягко говоря, подмочил репутацию проекта. Но в течение 2013-2014 годов о терминале в различных испостасях — плавучей и стационарной — вспоминали еще несколько раз, и даже частные инвесторы, однако план потерпел крах из-за отказа Турции пропускать газовозы с СПГ через Босфор. С появлением реверса из Европы идея построить терминал отошла на второй план. Впрочем, переговоры с Катаром свидетельствуют, что к идее вернулись. 

Зачем этот проект Катару? Хороший вопрос. Вряд ли страна, контролирующая более 30% мирового рынка сжиженного природного газа, не захочет выйти на еще один. Благо, постоянное развитие внутренних мощностей по добыче и сжижению газа позволяет. Тем более, что США стремится прорваться на европейский рынок СПГ и занять там свои позиции. Поэтому в данной части объемы поставок зависят скорее от способности Украины их принять.

Взгляд за "забор"

Даже если президент договорится о поставках, это вопрос не ближайшего года-двух. Пока что у Украины инфраструктуры, которая бы позволила принимать сжиженный природный газ, просто нет. Для того, чтобы принять плавучий газовоз с СПГ на борту, нужны либо плавучий регазификатор (2/3 которых производятся в Южной Корее), либо стационарный комплекс, построенный в порту.

И тот, и тот вариант предполагают наличие внутренней инфраструктуры в порту (труба высокого давления, подключенная к ГТС), достаточную глубину для захода газовозов (в среднем, от 12 метров). Разница лишь в том, какие объемы сможет обрабатывать терминал, и, соответственно, его стоимость. Для сравнения возьмем аналогичные проекты в соседней Польше (терминал в Свиноуйсьце) и литовский Independence в Клайпеде.

Разницу между типами терминалов можно увидеть на 1:35

Польский терминал способен регазифицировать 5 млрд кубометров в год, с последующим увеличением мощности до 7,5 млрд. Стройка по официальным данным обошлась в 730 млн евро и длилась 4 года — с 2011 по 2015-й. Если учесть то, что понадобилась еще и постройка инфраструктуры, то терминал обошелся почти в 1 млрд евро. На текущей мощности установка в Свиноуйсьце может покрыть 30% от потребности Польши в газе. Владелец, компания Polskie LNG, утверждает, что затраты на эксплуатацию терминала составляют порядка $50 млн в год. Из них 20% — примерно $10 млн, составляет налог на недвижимость. Поставки в Свиноуйсьце осуществляют Норвегия и Катар.

В Клайпеде же предпочли более мобильный вариант — плавучую регазификационную установку. Любопытно, что комплекс, работающий в Литве, не переделан из газовоза, как это часто бывает, а изначально построен для нужд превращения сжиженного газа в обычный. В декабре 2014-го года Independence ("Независимость") начала свою работу. Платформа располагает мощностями, позволяющими принимать по 4 млрд кубометров газа за год. Это значительно превышает годовое потребление всей Литвы (около 2,7 млрд кубов с тенденцией к снижению) и составляет две трети всех нужд в газе Балтийских стран.

Как бы там ни было, терминал — недешевое удовольствие.

В 2012-м литовская госкомпания Klaipedos nafta (эксплуатирующая организация "Независимости") подписала договор об аренде плавучего терминала мощностью около 3 млрд кубометров в год с норвежской HoeghLNG. Согласно этому договору, аренда обойдется литовской госкомпании в $689 млн за 10 лет, постройка береговой инфраструктуры — еще в 200 млн евро (около $250 млн). Поставлять газ в страну будет норвежская Statoil, при этом стоимость ресурса будет рассчитываться не из цены на нефть (как это делает РФ), а с привязкой к британской спотовой площадке NBP. На момент запуска стоимость на британском споте составляла $330 против $460 за тысячу кубов из РФ, и появление "Независимости" на горизонте заставило россиян опустить цену на 20%, до $370. Сейчас же цены на российское топливо стали ниже, поскольку Москва боится потерять клиентов в Европе. Тем не менее, успех установки оказался не таким уж и громким — в прошлом году правительство Литвы признало, что проект не оправдал инвестиционных ожиданий. В том числе из-за того, что соседние страны не высказали желания присоединиться. Дабы сбалансировать стоимость газа, зимой Вильнюс закупает ресурс у "Газпрома", а летом — у поставщика СПГ. 

Что нам стоит терминал построить

Учитывая, что в Украине подобные проекты не реализовывал никто, в Госинвестпроекте в 2014-м стационарный терминал оценивали в 800 млн евро и 50-60 месяцев работ для терминала мощностью в 10 млрд кубометров. Эксперты на рынке с учетом нынешней ситуации оценивают траты на подобный терминал в нашей стране в 1,5 млрд евро и около 5 лет "стройки". Если же говорить о плавучем терминале, запустить его могут и за год-два при значительно меньших вложениях — до $100 млн за год-два, но и объемы будут вдвое скромнее.

Однако камнем преткновения остается вопрос с пропуском газовозов через Босфор. Вот уже 6 лет Украина не может договориться со своим трансморским соседом, Турцией, о том, чтобы та дала разрешение на проход судов со сжиженным природным газом на борту через пролив в Стамбуле. Суть запрета в том, что СПГ-танкеры везут взрывоопасный груз, поэтому для снижения риска Анкаре проще запретить проход газовозов с СПГ, нежели принимать дополнительные протоколы безопасности. 

При этом газовозам со сжиженным газом для автотранспорта (так называемым LPG) проходить не запрещено — это разные смеси разного состава и разной плотности. Так что на стоимость заправки авто СПГ-терминал не повлияет никак.

Решение о пропуске будет приниматься соседями исходя как из политической, так и экономической целесообразности. Ранее Турция была заинтересована построить у себя терминал по регазификации, однако эти планы притормозились, в частности и из-за российского проекта "Южный (теперь — Турецкий) поток". Удастся ли Киеву договориться с Анкарой, пока не ясно.

Если же не рассматривать поставки в Украину напрямую, ближайший к нам терминал — именно польский. Теоретически, мы можем поставлять определенные объемы — установка в Свиноуйсьце загружена только на 80%, однако польский оператор PGNIG с января 2018-го арендовал всю мощность терминала. Теоретически, несколько лет назад Литва готова была помочь с целью загрузить "Независимость", однако пока не ясно остается ли предложение в силе. Но ограничивает объем поставок не столько техника в порту, сколько пропускная способность польско-украинского сечения газотранспортной системы. "В целом годовая техническая мощность газотранспортного маршрута "Польша-Украина" в точке Германовичи позволит импортировать голубое топливо с Польши объемом до 2 млрд куб.м в год", — отмечают в "Укртрансгазе".

Стоит ли овчинка выделки

Ежегодное потребление Украиной газа в последние годы составляет немногим более 30 млрд кубометров газа, из которых почти 2/3 покрывается за счет собственной добычи. Например, в 2017-м году, по данным оператора украинской газотранспортной системы "Укртрансгаз", мы импортировали 14,1 млрд кубометров исключительно из ЕС, стоимость которого по году колебалась в пределах $220-240 за тысячу кубов.

Стоимость же LNG для испанской Gas Natural Fenosa, по данным Argus, с газификацией и погрузкой составила в сентябре $194, а в декабре — $229. При этом цены на спотовом рынке Европы без учета транзита составляли в среднем на $10 меньше. Что же касается катарских поставок в нынешнем году, за счет открытых новых месторождений эксперты прогнозируют резкое падение стоимости местного СПГ до $140 за тысячу кубометров. С учетом доставки и регазификации в Украине его стоимость вряд ли превысит $200, что дешевле европейской и российской альтернатив. Даже если цена будет выше, как минимум мы можем поступить по литовскому методу, закупая ресурс через терминал в летнее время. Если допустить, что мы построим все же плавучий терминал на 5 млрд кубометров в год, минимум треть импорта будет закрыта этими поставками. 

No money — no honey gas

Учитывая солидность суммы, которую придется потратить на постройку своего терминала, государство не сможет выделить достаточно средств. Это понимали и при правительстве Николая Азарова, инициировавшего проект, и сразу стали искать инвестора, преимущественно — иностранного. Тогда на конкурс претендовали 10 участников, однако в итоге договор подписали с лыжным инструктором. Тогда же государство отказалось выделять свою долю — 25% — для строительства установки. Предполагалось, что выделенные деньги — более 2 млрд гривен — пойдут на обустройство инфраструктуры. С тех пор Кабмин не выражал открыто желание поучаствовать в СПГ-проекте.

Впрочем, нельзя сказать, что в Украине нет желающих инвестировать в строительство терминала по регазификации топлива.

4 года назад, когда тема диверсификации поставок топлива была актуальна как никогда, со своим планом о постройке плавучего терминала вышла компания "ТИС". Тогда в интервью "Лига.нет" со-владелец и генеральный директор компании Андрей Ставницер отмечал, что "ТИС уже подписал меморандум с поставщиком плавучего газификатора, который готов в ближайшие сроки поставить нам терминал в Украину".

Delo.UA уточнили у Ставницера, в силе ли его планы. Руководитель "ТИС" подтвердил свою готовность: "Если вопрос с Босфором будет решен — нам нужно от 6 до 12 месяцев для того, чтоб быть готовыми к приемке газа". По его словам, изначальная мощность плавучего терминала позволит принимать около 5 млрд кубометров в год.

Для больших объемов потребуется расширение существующей инфраструктуры (сейчас газ можно пустить с помощью газопровода высокого давления, который проходит неподалеку).

Что же касается локации, Ставницер отметил, что единственным местом с точки зрения готовности инфраструктуры является порт "Южный", и там проект можно будет развернуть дешевле и быстрее, нежели в другом порту. Что же касается финансовой стороны, о точно стоимости проекта он затрудняется говорить, поскольку просчетов на сегодня нет (в 2014-м была озвучена сумма в $60-65 млн). "В любом случае, это будут средства, которые мы готовы на себя взять в случае заключения контракта на перевалку", — резюмировал Ставницер.