- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Обзор украинского рынка алкоголя: пиво все еще занимает лидирующие позиции
Пиво считается одним из самых популярных напитков среди украинцев. В прошлом году рост объемов производства пива составил 2,5% по сравнению с 2017 годом. За весь год было произведено 180,7 млн дал пива, не учитывая безалкогольное.
За год пивовары заплатили в Государственный бюджет Украины 4,7 млрд грн подакцизного налога. В список ТОП-100 крупнейших налогоплательщиков за 2018 год вошла пятерка ключевых предприятий алкогольной отрасли:
"Карлсберг Украина" (2,93 млрд грн),
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua"Национальная водочная компания" (2,03 млрд грн),
"AB InBev Efes" (1,6 млрд грн),
"УДК" (1,53 млрд грн)
"Оболонь" (1,25 млрд грн).
А лидирующими компаниями-производителями пива названы "AB InBev Efes", "Carlsberg", "Перша Приватна Броварня" и "Оболонь".
Помимо того, что украинцы в основном потребляют классическое лагерное пиво, из года в год растет производство крафтового напитка. По-прежнему остается тренд на потребление "живого" пива производства региональных заводов и крафтовых пивоварен.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мы хотим "поженить" пивоварение и диджитал технологии, но это непросто — Carlsberg Ukraine
"Потребители хотят приобщаться к натуральному, и вместе с тем пробовать что-то новое. Что касается вкусовых предпочтений, то региональные заводы фокусируют производство на классических сортах — светлом (лагерном), нефильтрованном и при этом постоянно экспериментируют", — отметил управляющий компании "Уманьпиво"Игорь Кисиль.
Цены на хмельной напиток
В прошлом году литровая бутылка украинского светлого пива подорожала на 9% (1,2 грн) — до 15-19 грн, а с экзотическими или фруктовыми добавками — до 29 грн. Темное пиво увеличилось в цене с 30 до 35 грн.
На цену повлияло подорожание сырья в среднем за год на 11% и стеклотары: стеклянная бутылка подорожала более чем на 40%. По словам директора по маркетингу компании "Перша приватна броварня"Максима Васильева, рост цен на стеклобутылку стимулирует увеличение производства баночного сегмента. Дальнейшее усиление конкуренции, в том числе за место на полке в торговом зале, приведет к росту затрат и инвестиций со стороны ключевых игроков.
"В более выигрышном положении окажутся те игроки, у которых уверенные позиции в более доходных нишах (хард-лимонад, сидр)", — говорит Васильев.
Как показывает статистика, украинцы тратят на алкоголь значительную часть своего дохода. В первом полугодии 2018 года украинцы тратили на алкоголь 7% от общей суммы расходов, что выше, чем в странах Европейского Союза. Из-за низкой покупательной способности крепкий алкоголь для украинцев — слишком дорогое удовольствие, поэтому гораздо доступнее покупать литровую бутылку пива ценой около 19 грн.
Экспорт и импорт
По данным Государственной фискальной службы Украины, украинские производители за 2018 год экспортировали 126 545 тонн пива из солода на $35,42 млн, что на 10% выше в деньгах, чем в 2017 году — $31,80 млн (113 318 тонн). Спрос на украинское пиво в мире растет из-за качества продукта, дизайна и разнообразия сортов и способов приготовления. Однако при этом импорт пива в Украину увеличился. В 2018 году было поставлено 42 тысячи 233 тонны пива на $51,23 млн, что на 30% больше, чем в 2017 году.
"Больше 90% пива в стране украинского производства. Производители почти полностью обеспечивают потребителя, поэтому импортного пива у нас значительно меньше. Импортное пиво стоит дороже, поэтому проигрывает в конкуренции, но на него все же есть спрос", — отметил директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
Растет ли теневой рынок
В пивоварении практически отсутствует теневой рынок. Хмельной напиток подделать сложней, плюс на него не нужен акциз, из-за которого происходит рост цены на готовый продукт. Эксперты по-разному оценивают объемы нелегального производства пива. По мнению пивоваров, объемы такого производства не превышают 5-8%.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Локальні виробники пива займають 7-8% вітчизняного ринку — "Уманьпиво"
Причины существования подпольных пивоварен кроются в том, что все еще достаточно высокой остается цена лицензии на производство. Поэтому мелкие пивоварни открываются на базе ресторана, такие точки продаж относят к теневому рынку. Хотя качество такого пива достаточно высокое.
"На сегодняшний день по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2018 году объем нелегального алкоголя составляет 36% от общего объема рынка алкоголя и 53,6% рынка от рынка крепкого алкоголя. Данный показатель ставит нас в один ряд с такими странами, как Мозамбик, Нигерия, Лаос, Малави, Уганда, Камерун, Камбоджа, Танзания", — рассказал и.о. генерального директора "AB InBev Efes" Денис Хренов.
Что ожидает пивоварни в текущем году
Украинцы по-прежнему отдают предпочтение светлому пиву из солода, сидру и пиву с экзотическими и фруктовыми добавками. Максим Васильев считает, что в случае благоприятной погоды летом объем рынка может увеличиться не больше, чем на 3%.
По оценкам экспертов, пиво среди всего алкоголя пользуется спросом благодаря хорошей рекламе и маркетинговым стратегиям. Появление интересных напитков на рынке, финансовая устойчивость компании и системный бренд-маркетинг — основа успешной реализации продукта. Поэтому тенденции роста будут сохраняться, если на государственном уровне не будут приниматься законы, которые могут негативно повлиять на производство и реализацию пива.