Сыграла ва-банк. Что помогло Верославе Новосильной в 30 лет создать успешный бизнес в PR

Верослава Новосильная, основательница и СЕО SLOVA Tech PR
Верослава Новосильная, основательница и СЕО SLOVA Tech PR
За семь лет пиарщики SLOVA Tech PR создали портфолио из 20 тысяч публикаций, в пять раз увеличили клиентскую базу и до сих пор не имеют конкурентов, сравнимых по оборотам. Рассказываем, как и почему это удается создавшей его предпринимательнице

Свой первый опыт в коммуникациях основательница PR-агентства SLOVA Tech PR и соосновательница женского комьюнити Wtech Верослава Новосильная вспоминает с разочарованием: ей 18, и при попытке пригласить журналистов на мероприятие во время студенческой практики ее "посылают" 30 раз в течение получаса. Тогда будущую работу она возненавидела и на какое-то время вообще отказалась от идеи заниматься коммуникациями. Однако позже сумела не только найти лучшее применение своим сильным качествам, но и создать бутиковое агентство, специализирующееся на крутых историях об украинских IT-компаниях.

За 7 лет работы количество публикаций в портфолио SLOVA Tech PR увеличилось до 20 тысяч, количество клиентов — в 5 раз, а сама компания уверенно покоряет международный рынок, работая со СМИ в 12 странах, включая США, Великобританию, Германию, Францию и Испанию. 

В спецпроекте "Преуспеть в 30" на Delo.ua, посвященному 30-летию независимости Украины и 30-летним украинцам, которым удалось в свои годы построить успешный бизнес, мы рассказываем, какие секреты позволяют ее PR-кампаниям достигать охватов 100 млн человек, какие существуют способы увидеть свободную нишу там, где все, казалось бы, занято, и как нужно жить молодым предпринимателям, чтобы, не выгорая, достигать таких успехов.

Верослава Новосильная, основательница и СЕО SLOVA Tech PR, соосновательница женского бизнес-комьюнити Wtech

Как обратная сторона пиара заставила начать свое дело

Со своим агентством Верослава Новосильная вышла на рынок семь лет назад, когда в Украине начался бум IT-стартапов. Но создать свое дело пыталась и раньше — во время учебы в институте журналистики КНУ имени Тараса Шевченко. 

Тогда студентов факультета "Реклама и PR" отправляли на практику в газеты, на телевидение и в PR-агентства.  После нескольких практик в редакциях газет Верослава поняла, что журналистика — это точно не ее, а о стажировке в агентствах вспоминает: "Я просто возненавидела эту работу, потому что увидела PR совсем не с той стороны, с которой вижу сейчас. Когда ты интерн, тебе дают много точечных задач, нужно делать все и сразу, до конца не понимая, в чем в итоге состоит твоя работа".

Она до сих пор помнит, как ей, 18-летней девушке с интровертным характером, дали задание: обзвонить несколько десятков журналистов и пригласить их на мероприятие. Причем не суперинтересное, замечает Верослава: "Звоню, голос дрожит, страшно. Послали меня раз тридцать за 30 минут. И я подумала, если это работа пиарщика, никогда в жизни этим больше заниматься не буду".

Дольше всего, на полгода, она задержалась на одном из телеканалов. И хотя все еще заставляла себя выходить из зоны комфорта, чтобы коммуницировать с героями сюжетов, драйвило то, что получается создавать истории, которые посмотрит много людей.

Опыт стажера помог Новосильной увидеть свои сильные и слабые стороны: она понимала, как создать проект по кирпичикам, могла прописать стратегию, а вот справляться с операционными задачами на уровне "сделать", получалось хуже. Стало очевидно, что в корпоративном секторе достичь успешной карьеры будет сложно. 

"Если ты плохо справляешься на уровне джуна, то выше никогда не поднимешься. Как доказать людям, что ты способна на большее, если не можешь пройти эти уровни?" — поясняет Верослава, почему решила начать свой бизнес.

Судьба тут же подкинула знакомство с девушкой-инсайдером fashion-индустрии, которая планировала запустить агентство по менеджменту и пиару fashion-брендов.

О первом опыте предпринимательства Верослава вспоминает: "Мне тогда было 21-22 года. Шел 2013-й, как раз во время революции. Было тяжело, потому что это сфера, в которой не особо есть деньги, а еще и во времена, когда мода никому не нужна. Но это были мои первые попытки создавать что-то самостоятельно. И меня это зацепило".

Знаний как построить бизнес не было, потому факапов было много. Например, на первые деньги сразу же сняли офис. И через полгода Верослава вышла из этого бизнеса.

Как получить заказ агентству, которого нет

К следующей попытке начать свое дело Новосильную подтолкнули два момента. Вернувшись на учебу в институт после перерыва в посещении пар, Верослава поняла, что только попусту тратит время. Кроме того, были нужны деньги на жизнь. Надо было или искать работу, или запускать свой бизнес. Она решила пойти сразу по двум направлениям. Устроилась на работу в одно крупное рекламное агентство и параллельно решила создать собственное, копирайтинговое.

Начала с того, чему училась — написала текст для одного издания. Он понравился, и Верослава предложила: "Хотите 30 или 50 таких текстов в месяц?"  На вопрос "Вы сами будете все писать?" ответила, что у нее есть свое копирайтинговое агентство. И получила первый заказ.

"Агентства у меня еще не было. Я просто сыграла ва-банк", — рассказывает Верослава. Она была уверена, что, кинув клич по университету, быстро соберет команду, которая напишет тексты. И собрала, но способности сокурсников переоценила: тексты были написаны плохо. Поэтому все пришлось переписать самой. Тогда она заработала всего несколько тысяч гривен, но поняла главное — спрос есть. И с этого факапа начался ее настоящий бизнес, трансформировавшися в пиар-агентство, котрое она развивает самостоятельно уже семь лет.

"Не могу сказать, что думала над идеей, что у меня было понимание, куда я иду. Было состояние определенного потока, меня несло, и я говорила: "Давайте развиваться в этом направлении", — вспоминает Новосильная.

Что заставило копирайтеров стать пиарщиками

Новый этап в развитии бизнеса начался с приходом нового клиента — украинского стартапа, который, по словам Новосильной, сегодня уже прочно стоит на ногах. Но на тот момент его основатель только вернулся из США и с нуля начал строить бизнес в Украине. К Верославе он обратился за текстом релиза, а получив его, попросил помочь распространить.  "Почему нет?", — подумала владелица копирайтингового агентства, снова следуя тактике "ва-банк".

Верослава Новосильная, основательница и СЕО SLOVA Tech PR и соосновательница женского бизнес-комьюнити Wtech

По словам Верославы, тогда она не понимала, как работает PR и почему те или иные новости должны подхватываться прессой, но она рискнула.  

"Когда вспоминаю себя 7-10 лет назад, понимаю, что риск, "авось", попробую — это было то, что помогло дойти до точки, где нахожусь сейчас. Это очень странно, страшно и непонятно.  Но получилось круто", — констатирует она.

Тогда покрытие в прессе составило 30 — 40 публикаций. Но чтобы разобраться, хорошо это или плохо, Новосильная стала искать специалистов и увидела, что на рынке нет профи, которые работают по PR только с IT-сектором. Так обнаружила свободную нишу.

Драйвером роста агентства стал все тот же стартап, который и дальше продолжил работу с SLOVA Tech PR, а его владелец начал советовать агентство другим начинающим IT-бизнесам. Из этой сферы только за первые полгода в агентство пришло около десяти клиентов, и Верославе пришлось срочно трансформировать бизнес-модель и переучивать своих копирайтеров в пиарщиков.

Рост агентства совпал с бумом IT-предпринимательства в стране. Конкурентами SLOVA Tech PR были и остаются такие же небольшие агентства, которые тоже пытались работать с IT-стартапами. Но, по словам предпринимательницы, они или быстро закрывались, или переформатировались под другие, более денежные направления.  

"А у нас случилась большая любовь с индустрией. Мы как пришли в IT семь лет назад, так там и развиваемся", — замечает Верослава.

Дальше SLOVA Tech PR развивалось вместе со своими клиентами — стартапами, которые начали масштабироваться и выходить на зарубежные рынки. Сначала в Польшу, затем в Германию и США. Так для своих клиентов агентство начало работать с более чем 1,5 тыс. журналистов в 12 странах мира.

"Получается, что мы — зеркало нашей IT-индустрии: куда они — туда и мы. Если им нужны новые сферы, новые сегменты, о'кей, мы пошли учиться и внедрять новые знания в наши услуги", — рассказывает Верослава Новосильная. 

Она подчеркивает: агентство работает только "на органике", то есть не работает с коммерческими публикациями.

За семь лет команда научилась писать действительно крутые истории, и сегодня в портфолио SLOVA Tech PR уже более 20 тысяч публикаций. 

Истории агентства собирают от 10 тысяч просмотров в Forbes, TechСrunch, Wired, Mashable и других топовых медиа, а PR-кампании в среднем получают около 100 публикаций в медиа с общим охватом более 35 млн пользователей.

"И это большая гордость, когда ты видишь публикации об украинских проектах в международной прессе", — говорит основательница SLOVA Tech PR.

Как модель инвестирования связана со способностью к риску

В свой бизнес Верослава Новосильная инвестирует сама. А свою инвест-стратегию определяет как "продвигаясь маленькими шажками": заработала — проинвестировала, еще заработала — проинвестировала. По словам предпринимательницы, возможность играть "ва-банк" существует только тогда, когда рискуешь личными деньгами.

"Конечно, разумно сидеть на минимуме, но мной всегда движет интерес: а что будет, если получится? А если не получится, ничего страшного, поехали дальше",  — объясняет Верослава.

И признается, что вопросы, связанные с финучетом и построением финансовых потоков, раньше были для нее "неподъемными" — сказывалось гуманитарное образование. Но решила она их просто: наняла хорошего бухгалтера, а сама закончила курсы по финучету. 

"Когда у тебя есть команда, которую нужно содержать, когда все на рельсы ставишь ты, никого не интересует, гуманитарий ты или нет", — замечает Верослава.

Верослава Новосильная, основательница и СЕО SLOVA Tech PR и соосновательница женского бизнес-комьюнити Wtech

Почему конкуренты не растут, как грибы

Сегодня Slova Tech PR остается бутиковым агентством, не стремясь вырасти до крупного сетевого. По словам Верославы Новосильной, так происходит потому, что у первых и вторых абсолютно разные модели работы.

Она объясняет: на рынке достаточно бутиковых и сетевых агентств, которые занимаются международным бизнесом, в том числе и по IT-направлению. Но агентств, которые занимались бы только IT — и международным, и украинским — с опытом работы, как у Slova Tech PR, пока нет. 

"В эту нишу высокий интеллектуальный порог захода, так как у клиентов сложный бизнес: cyber saber security, machine learning, edtech, блокчейн. Нужно постоянно развиваться самому и проводить один за другим тренинги для команды", — поясняет предпринимательница. 

Второй фактор — риски, связанные с финансовой нестабильностью. Агентствам намного выгоднее работать на годовых корпоративных контрактах с крупными компаниями, но стартапы таких или не заключают, или могут в любой момент их разорвать.  

Третий специфический момент работы со стартапами в media relations — скорость мысли и принятия решений, что означает множество кризисных ситуаций и работы в режиме быстрого реагирования 24/7. 

"Не все способны выдерживать высокий уровень стресса и решения задач в таком ритме, — отмечает Верослава. — И это уже не работа. Ты так живешь, по-другому уже не умеешь". 

Почему пришло время трансформации

"Мы выросли максимально, — так оценивает этап, на котором сегодня находится агентство, его основательница и СЕО.  — Нас знают. Международные IT-компании, которые заходят в Украину, хотят сделать здесь офис, приходят к нам, потому что уже мы стали тем окном, через которое можно зайти в IT-индустрию, быстро разобраться и понять, как здесь работают".

За последние годы количество клиентов Slova Tech PR выросло в пять раз и сегодня насчитывает более 100 компаний, среди которых Megogo, Glovo, Preply, Air Media-Tech, Awesomic, Hacken, Ta Ventures.

Но чтобы расти дальше, необходима трансформация бизнеса. Поэтому Верослава Новосильная решила разделить агентство на два: одно будет заниматься только Украиной, другое — работать только на международных рынках. 

Она признается — этот шаг будет непростым. Но он необходим, поскольку растут оба рынка — и украинский, и международный.

"Это и международные компании, которым нужна помощь, и украинские, которые выросли из стартапов, стали крупными и им нужно отстраивать здесь свой бренд — бренд работодателя в том числе", — поясняет Верослава.

В ее планах — назначить руководителя на украинское направление, а самой сосредоточиться на международных рынках. На сегодня это 12 стран, среди которых США, Великобритания, Германия, Франция и Испания. 

По словам Верославы Новосильной, Барселона и Берлин сегодня — две большие "мекки стартапов". И сама она планирует постоянно находиться между Украиной и направлением Барселона — Берлин — Париж.

В чем ценность женского бизнес-комьюнити для IT-лидеров

Верослава уверена — в бизнесе возраст особого значения не имеет. Но в сфере, в которой работает она, важнее говорить о другой проблеме — гендерной.  

"IT — мужская сфера. Только 10% стартапов в мире основаны девушками", — замечает предпринимательница. И добавляет, что придя в IT, она испытывала комплекс самозванца: "Даже если у тебя нет проблем, есть ощущение, что ты все время в меньшинстве".

Поэтому три года назад Верослава вместе с Викторией Тигипко, основательницей и управляющим партнером венчурного фонда TA Ventures, организовали женское бизнес-комьюнити Wtech.

Виктория Тигипко, основательница и управляющий партнер венчурного фонда TA Ventures и Верислава Новосильная, основательница PR-агентства SLOVA Tech PR

На первое мероприятие пришло около 200 женщин, через полгода в комьюнити было 1 500 человек, а на сегодня оно выросло до 4 000 участниц, охватывает 12 городов в Украине, в том числе Киев, Львов, Харьков, Винницу, Мариуполь. 

"Начинаем подключать маленькие города, — делится успехами Верослава. — У нас уже есть Wtech в Лондоне и сейчас открываем в Берлине".

В деятельности Wtech не заложена коммерческая составляющая — участие в комьюнити бесплатное, а вступить в него можно, подав заявку через сайт, но Верослава отдает этому направлению много сил.

"Это одна экосистема. И все что тебе нужно, можно решить внутри комьюнити", — поясняет она ценность инициативы.  

Всего в комьюнити около 30 эдвайзеров, которые могут помочь решить вопрос не только в айти, но и в любой вертикали бизнеса, а также дать юридическую консультацию по построению личного бренда и даже рекомендацию девелопера. 

Татьяна Сахарук, председатель правления Сети Глобального договора ООН в Украине и Верослава Новосильная, основательница и СЕО SLOVA Tech PR и соосновательница женского бизнес-комьюнити Wtech

"Плюс мы перестали ориентироваться только на девушек. Нам нужно, чтобы и мужчины были внутри этого движения. Поэтому мы уже открыли доступ для мужчин по рекомендации девушек из комьюнити к участию в масштабных ивентах Wtech — meetups. Кстати, осенью в Wtech состоятся три митапа: во Львове, Харькове и Днепре, и регистрация на Львов уже открыта. Другие мировые комьюнити пока такого не делают. Но только так это будет работать: женщины и мужчины должны менять мир к лучшему вместе", — уверена Верослава.

Как предпринимателю не выгореть

Коммуникационный бизнес требует постоянного включения, а значит и способов, которые помогут исключить выгорание. Для себя Новосильная выработала несколько рецептов, помогающих этого избежать: никогда не работает в воскресенье и устраивает себе "день интроверта", в который читает, занимается образованием и рисует. 

"Если я не буду подпитывать себя творчеством, операционка меня съест, я не смогу ничего придумывать", — поясняет она.

Когда рисует, не думает больше ни о чем. Это — своего рода медитация. И никогда не начинает картину с задумки — во что-то эскиз превращается только в процессе. Готовые картины с удовольствием разбирают друзья.

Обязательны для Верославы и занятия спортом. Она поясняет — если мозг много работает, телу нужна компенсация. К тому же, когда 60 минут думаешь только о том, как сделать упражнения, мозг получает дополнительную разгрузку.

Еще одно правило Новосильной — находясь с семьей или друзьями, отвечать на рабочие сообщения только в самом критическом случае.  

"Мы мало находим времени на близких, работа занимает большую часть. Если ты находишься с родителями, с парнем или подругой, можно этот час уделить им полностью, — считает Верослава. — Тем более, что это тоже хорошо восполняет энергию".

3 простых правила, как не выгореть и сохранить творческий потенциал:

  • Устраивать "день интроверта" — заниматься только собой.
  • Заниматься спортом.
  • Найти хобби, которое разгружает мозг.

Елена Гладских, специально для спецпроекта "Преуспеть в 30" на Delo.ua

Фото: из личного архива Верославы Новосильной

Истории других героев читайте на странице "Преуспеть в 30".