- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
У нас каждый день может превратиться в банкротство компании — Роман Романчук, Multiplex
"Мы на грани выживания. У нас каждый день может превратиться в банкротство всей компании", — такими словами СЕО сети кинотеатров Multiplex Роман Романчук прокомментировал изданию Delo.ua новость об ужесточении карантина в Киеве и ряде других областей Украины, предусматривающем закрытие кинотеатров.
Как уже ранее сообщалось, новый локдаун начался во Львове с сегодняшнего дня, 19 марта, а в Киеве начнется завтра, 20 марта. Сегодня Минздрав Украины отнес Киев к "красной" зоне по Covid-19 вдобавок к Житомирской, Запорожской, Ивано-Франковской и Черновецкой областям, где также запрещена работа развлекательных заведений.
Готова ли компания Multiplex к очередному простою своих кинотеатров? Насколько серьезно третий локдаун отразится на бизнесе компании? Есть ли какие-то решения, позволяющие компании зарабатывать, когда кинотеатры закрыты? Какая поддержка от государства может реально помочь сохранить бизнес при отсутствии в бюджете денег на дотации? Об этом Роман Романчук рассказал в эксклюзивном интервью Delo.ua.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaРоман, годовщина первого локдауна практически совпала с третьим, объявленным мэрами Львова и Киева? Готовы ли вы к новому локдауну?
— Мы понимаем, что решение о введении карантина может происходить в любой момент, и принимаем это как фактор неопределенности. Когда я задавал прямые вопросы чиновникам, а за последний год мне пришлось пообщаться с большим количеством чиновников, то мне стал более понятен образ их мышления: он больше популистический, нежели рациональный.
Считаю, что в принятии решений они исходят из двух факторов: первый, что говорит МОЗ и какие фактические показатели, а второй — это социология. Если они видят, что абсолютное большинство людей против карантина, то придерживают решение о его введении, а если видят, что люди боятся (а люди уже боятся, большой процент в обществе уже готов к локдауну), то принимают решение о его введении. Потому мы относимся к этому как к фактору риска, который, учитывая наши темпы вакцинации, будет присутствовать в нашей стране долго, дольше, чем в других странах.
Насколько серьезно нынешний локдаун повлияет на ваш бизнес, выбьет его из колеи?
— Сильно выбьет. С начала пандемии COVID-19 у нас впервые начали появляться показатели, более-менее похожие на бизнес. Период первой половины января (до локдауна, который начался 2 января) и февраль был таким осторожным оптимизмом, потому что уже появлялась какая-то прибыль — за счет посещаемости, так как порог страха стал ниже, и контент стал лучше. Этот простой снова уведет нас в убытки, и это означает, что размер нашей долговой ямы будет увеличиваться.
Вся индустрия держится на понимании ситуации наших кредиторов, пратнеров, которые готовы еще подождать, еще подождать и еще подождать.
Роман Романчук? СЕО сети кинотеатров Multiplex. Фото: faceboo
А что с арендой? Арендодатели дают сниженную ставку аренды во время локдауна, когда кинотеатры закрыты?
— Нельзя сказать, что это нереально, все находится в плоскости переговоров. Но и автоматических решений нет, каждый арендодатель договаривается индивидуально. А на законодатальном уровне освобождение от оплаты (на период карантина) может быть, если будет признан форс-мажор, но он признается относительно конкретного договора.
Что государство? Поможет?
— Нет.
А есть какие-то ожидания, что примут решение, как поддерживать индустрии, которые пострадали наиболее сильно, потому что во время локдауна им запрещено работать?
— Ожиданий не было с самого начала. Но мы продолжаем коммуницировать по всем фронам. Я вчера участвовал в конгресс-колле с одной из рабочих групп двух министерств — Министерства культуры и Министерства экономики, где шел разговор о готовности правительства к конкретным программам поддержки бизнеса. На той рабочей группе было сказано: давайте уже говорить о бюджете 2022 года, потому что в этом году до зимы будет нормально, ковид нас не побьет, а зимой будут следующие волны. Они немножно в другой плоскости.
Что такое "не побьет ковид"? Мы на грани выживания. У нас каждый день может превратиться в банкротство всей компании. А они в парадигме: давайте готовить какие-то программы, которые помогут нам следующей зимой...
Хорошо, чем тогда реально вам может помочь государство?
— В нашем случае государство не может помочь прямой дотацией, выделяя деньги на поддержку компаний, которые больше всего страдают в карантин, как это делают в Соединенных Штатах и других странах, потому что в бюджете на это денег нет.
Если бы кредиты под 5-7-9%, про которые так много говорят, были действенны для нашей индустрии, или любая подобная программа, по которая давала бы какой-то льготный кредит. Это помогло бы.
А что не так с программой кредитов под 5-7-9%?
— Льготная ставка — важный момент, но не менее важный — готовность банков выдать деньги. Чтобы мы могли физически получить деньги и прожить этот период. А потом отдавать, как только начнем востанавливаться. То есть мы готовы брать обязательства, но в моменте "нужны деньги".
Сейчас, когда мы идем по коммерческим банкам за кредитом даже по рыночным ставкам, они говорят — ну, извинте, вы по определению Нацбанка в третьей категории риска, как и вся креативная индустрия, потому мы вам кредит не выдадим. Государство должно выступить гарантом, что ребят из этой индустрии сейчас необходимо прокредитовать, потому что им это жизненно необходимо.
Что касается программ стимулирования и поддержки, прямой и непрямой, то, в первую очередь, нужна помощь с фондом зарплаты, потому что по остальным статьям затрат худо-бедно можно о чем-то договариваться с партнерами. А команда, люди — это самое приоритетное в каждой компании, и мы принимаем решение о сокращении по этой статье в крайнем случае.
Сколько персонала сократили со времени начала пандемии?
— В общей сложности размер компании минус 38% по количеству персонала. Многие сами уходили, так как зарплата сотрудников кинотеатров зависит от количества выработанных часов, а в карантин выходного дня у ребят сокращается количество часов, а в жесткний локдаун — их вообще нет, сответственно зарабатывают они мало и если количество часов становиться критично маленьким, им приходится искать другую работу, уходить работать курьерами, например.
Когда меня спрашивают, я за локдаун или против, я воздерживаюсь от оценки, потому что не специалист. Но за что точно хочется критиковать государство — за подходы к локдауну. Чиновники говорят: "Да, мы помогаем меньше, чем другие страны, мы не можем, так как у нас маленький бюджет". Понимаем. И не требуем. Но тогда и подход к локдаунам должен быть спецальный. Нужно собираться чаще с бизнесом и думать, какие можно выработать неординарные решения.
Зал кинотетарта Multiplex. Фото с сайта multiplex.ua
По кинотеатрам какие-то видите?
— Давайте ограничим кинотеатры не 50%, а 75%, но оставим их работать. Это позволит индустрии хоть как-то выживать. Тем более, что есть международные исследования, что кинотеатры — одни из самых безопасных мест общественного пользования. Люди, которые боятся, не пойдут, люди, которые переболели — пойдут.
Подход "открыли-закрыли" — убивает напрочь. С одной стороны государство говорит: "Мы не богаты и ничего не можем вам дать", с другой — принимает решение по локдаунам такое же, как другие страны — просто закрываем все. Но ни одна страна не делает так, что закрывает полностью все, и при этом никак не помогает бизнесам.
Что-то получили от государства за время пандемии?
— Часть персонала получили по 8 тысяч грн в декабре, и от УКФ получили гранд. Но так программа получения грантов построена, что если у меня один кинотеатр, я получаю сумму Х, и если у меня 25 кинотетаров — тоже сумму Х, так как юрлицо может получить только одну сумму. Мы, как компания, у которой 40% этого рынка, получили размер индексации такой же, как получил один кинотеатр. Конечно, спасибо, но это капля в море, к сожалению.
Сложно было получить грант УКФ? Спрашиваю, так как идет волна критики фонда по его работе с заявками на институциональную поддержку предпринимательства...
— Там достаточно сложная бюрократическая процедура. Ты должен уложиться в определенные дедлайны, там нетривиальная табличка, есть общие фразы, которые можно трактовать по-разному. Например, "подайте договор", но оказывается, недостаточно подать в электоронном виде, надо завезти в фонд физические подписанные документы. Но нигде об этом не сказано.
Люди заполняют такую заявку впервые, а обратную связь им не дают: чтобы они могли позвонить, спросить, приняты ли докумены, все ли с ними в порядке. А происходит не так. Если неправильно заполнен документ, то все — вы не попали в первый тур, вы за бортом.
Удалось запустить какие-то новые направления бизнеса, которые позволяют зарабатывать и продержаться в карантин?
— В 2020 году мы генерили много сопуствующих продуктов. В том числе, сдача залов в аренду, подажа поп-корна, онлайн-сертификаты. Заключили совместную коллаборацию с ресторанами, когда рестораны делали для нас специальные продукты, брендированные "Мультиплесом", и мы их продавали и продаем сейчас в онлайн. Онлайн-магазин открыли для продажи сувенирной продукции, и есть еще целый портфель проектов в этом направлении.
Но все это суммарно дает очень мало денег, чтобы удерживать инфраструктуру. Речь идет даже не о десятках процентов, а о нескольких процентах. Все это работает настолько мало, что не позволяет выстоять в сложные времена.
Напомним, что сегодня утром, 19 марта, в Киеве и нескольких других городах предприниматели вышли на акцию протеста против нового локдауна.
Как Delo.ua сообщало ранее, министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко заявил о необходимости введения компенсаций для заведений культуры Киева в связи с требованием столичных властей прекратить их работу в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции.
Также ранее сообщалось о том, что третий локдаун по всей Украине введут, если больше половины областей попадут в "красную зону" карантина.
Беседовала Елена Гладских, специально для Delo.ua