- Категория
- Политика
- Дата публикации
Эксперты рассказали, как Украине снизить зависимость от поставок нефтепродуктов из РФ
Существенные ограничения Российской Федерацией поставок нефтепродуктов вынуждают осуществлять меры по повышению устойчивости рынка и снижению зависимости от этих поставок путем поддержки альтернативных направлений. Об этом заявили эксперты "Консалтинговой группы А-95".
Напомним, в апреле Российская Федерация установила запрет на экспорт в Украину нефти и нефтепродуктов. С 1 июня эту продукцию можно будет ввозить из РФ в Украину только по специальному разрешению.
Как тогда заявил российский премьер-министр Дмитрий Медведев, такое решение было принято в ответ "на недружественные действия Украины".
Позже на сайте правительства РФ появилась и само постановление, в котором под экспортный запрет попали сырая нефть, масла, вазелин и кокс нефтяной, битумные и асфальтовые смеси и другие изделия из нефтепродуктов. Кроме этого, в документе перечисляется продукция, для экспорта которой нужно брать разрешение в министерстве экономического развития Российской Федерации.
В Антимонопольном комитете Украины отметили, что такие действия со стороны РФ могут привести к повышению цен на топливо, передает ТСН.
В АМКУ напомнили, что около 80% нефтепродуктов от общего объема импорта ввозится на территорию Украины из Беларуси и России. Поэтому ресурсное наполнение рынка и ценовая ситуация на нем напрямую зависит от стабильности поставок топлива из этих стран.
В то же время, как заявил директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн, на сегодняшний день из России в Украину поставляют лишь нефтепродукты, а именно - дизельное топливо и сжиженный газ, сообщает Deutsche Welle.
По его словам, из-за этих ограничений трагедии не будет, так как Украине есть, где взять дизтопливо и сжиженный газ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Беларусь повышает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты для Украины
Опыт оперативной переориентации рынка Украина уже имеет. В 2015 году Россия уже запрещала экспорт дизельного топлива в Украину, в 2017 году — сжиженного газа. Именно тогда было введено регулирование российской стороной поставок нефтепродуктов в соседнюю страну с получением разрешений на экспорт в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю России. Сейчас такое разрешение нужно будет получать в министерстве экономического развития РФ.
Он уверен, что украинцы не почувствуют на себе последствий российских "запретов".
Среди альтернативных направлений аналитики компании называют внутреннюю нефтепереработку и морской импорт. Кроме того, в первоочередном порядке должен быть сформирован запас нефтепродуктов в стратегических сферах — оборонной и транспортной.
Стратегическим направлением альтернативных поставок в "Консалтинговой группе А-95" считают импорт по морю, который на данный момент обеспечивает не более 10% национального баланса дизтоплива. По расчетам экспертов, существующая портовая инфраструктура потенциально способна заместить не только российские, но и белорусские поставки.
Для запуска этого канала, по мнению экспертов, необходимо следующее:
- вдвое снизить портовые сборы до уровня среднеевропейских;
- ввести льготный железнодорожный тариф на вывоз топлива из портов;
- приоритетно обеспечить нефтеперевалочные комплексы подвижным составом.
Основным риском при переориентации на "морские" поставки является доминирующее положение группы "Приват" в сфере портовой нефтеперевалки, что в сумме с контролем над крупнейшим в стране Кременчугским НПЗ создает угрозу монополизации рынка.
В этой связи эксперты рекомендуют правительству вернуться к активному участию в управлении Кременчугским НПЗ, в котором государству принадлежит 43% акций, и рассмотреть возможность участия в загрузке нефтью предприятия силами НАК "Нафтогаз Украины".
В "А-95" отмечают, что в среднесрочной перспективе государству необходимо создать мощности по перевалке нефтепродуктов, особенно — сжиженного углеводородного газа (СУГ, LPG).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Село и санкции: как скажется на АПК ограничение поставок топлива
Кроме уменьшения портовых сборов, которые снизят себестоимость сырья и повысят конкурентоспособность экспортной продукции украинских НПЗ, важнейшим шагом для их поддержки аналитики называют ликвидацию "теневого" рынка нефтепродуктов. Центральным элементом этой программы является запуск с 1 июля 2019 года лицензирования операций с нефтепродуктами, внедрение системы мониторинга фактических остатков топлива на складах с помощью уровнемеров в стационарных и передвижных хранилищах, а также модернизация системы администрирования топливного акциза.
Легализация "теневых" объемов нефтепродуктов позволит увеличить доходы государственного бюджета, которые можно использовать для создания запасов нефтепродуктов на базе Госрезерва. Также правительство должно обязать АО "Укрзализныця" и Минобороны Украины сформировать и удерживать неснижаемый запас в объеме не менее их месячного потребления. Помимо этого, специалисты рекомендуют ускорить внесение в парламент законопроекта о создании минимальных запасов нефти и нефтепродуктов, который находится в стадии разработки около четырех лет.
В случае если реализация данного комплекса мер не даст желаемого результата, правительству советуют задействовать ограничительные механизмы в виде квот и пошлин по стране происхождения.
Как сообщалось ранее, в последние годы Кабинет министров Украины приложил значительные усилия, направленные на постепенное замещение импорта товаров из Российской Федерации, как за счет наращивания объемов внутреннего производства, а также из-за переориентации экспорта на внутренний рынок и диверсификации направлений поставок из других стран, в частности ЕС.