НБУ курс:

USD

41,32

+0,03

EUR

42,99

--0,47

Наличный курс:

USD

41,71

41,65

EUR

44,00

43,76

Эксперты рассказали, как Украине снизить зависимость от поставок нефтепродуктов из РФ

Фото: ГолосUA
Фото: ГолосUA
Среди альтернативных направлений аналитики называют внутреннюю нефтепереработку и морской импорт
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Существенные ограничения Российской Федерацией поставок нефтепродуктов вынуждают осуществлять меры по повышению устойчивости рынка и снижению зависимости от этих поставок путем поддержки альтернативных направлений. Об этом заявили эксперты "Консалтинговой группы А-95".

Напомним, в апреле Российская Федерация установила запрет на экспорт в Украину нефти и нефтепродуктов. С 1 июня эту продукцию можно будет ввозить из РФ в Украину только по специальному разрешению.

Как тогда заявил российский премьер-министр Дмитрий Медведев, такое решение было принято в ответ "на недружественные действия Украины".

Позже на сайте правительства РФ появилась и само постановление, в котором под экспортный запрет попали сырая нефть, масла, вазелин и кокс нефтяной, битумные и асфальтовые смеси и другие изделия из нефтепродуктов. Кроме этого, в документе перечисляется продукция, для экспорта которой нужно брать разрешение в министерстве экономического развития Российской Федерации.

В Антимонопольном комитете Украины отметили, что такие действия со стороны РФ могут привести к повышению цен на топливо, передает ТСН.

В АМКУ напомнили, что около 80% нефтепродуктов от общего объема импорта ввозится на территорию Украины из Беларуси и России. Поэтому ресурсное наполнение рынка и ценовая ситуация на нем напрямую зависит от стабильности поставок топлива из этих стран.

"АМКУ пристально будет следить за ситуацией с целью недопущения участниками рынка нарушений законодательства о защите экономической конкуренции. В случае выявления таких нарушений Комитет будет принимать меры в соответствии с действующим законодательством", — заявили в АМКУ.

В то же время, как заявил директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн, на сегодняшний день из России в Украину поставляют лишь нефтепродукты, а именно -   дизельное топливо и сжиженный газ, сообщает Deutsche Welle.

"Нефть Украина не закупает в России с 2012 года, бензин вообще не закупаем, поскольку у нас и так профицит", — рассказал Сергей Куюн.

По его словам, из-за этих ограничений трагедии не будет, так как Украине есть, где взять дизтопливо и сжиженный газ.

"У нас есть Кременчугский НПЗ, мощные морские перевалки, сухопутное сообщение с Европой. По закупкам дизтоплива Украина переориентируется на Беларусь, для сжиженного газа — на Казахстан и Польшу", — прогнозирует Куюн.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Беларусь повышает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты для Украины

Опыт оперативной переориентации рынка Украина уже имеет. В 2015 году Россия уже запрещала экспорт дизельного топлива в Украину, в 2017 году — сжиженного газа. Именно тогда было введено регулирование российской стороной поставок нефтепродуктов в соседнюю страну с получением разрешений на экспорт в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю России. Сейчас такое разрешение нужно будет получать в министерстве экономического развития РФ.

"Такие действия и заявления России являются политическими и обусловлены ситуацией с выборами в Украине. Трейдеры не считают, что ситуация кардинально изменится. Как возили из России, так и будут возить. У них есть еще шесть недель, чтобы подстроиться под поменявшиеся условия", — отмечает аналитик компании UPECO Александр Сиренко.

Он уверен, что украинцы не почувствуют на себе последствий российских "запретов".

Среди альтернативных направлений аналитики компании называют внутреннюю нефтепереработку и морской импорт. Кроме того, в первоочередном порядке должен быть сформирован запас нефтепродуктов в стратегических сферах — оборонной и транспортной.

Стратегическим направлением альтернативных поставок в "Консалтинговой группе А-95" считают импорт по морю, который на данный момент обеспечивает не более 10% национального баланса дизтоплива. По расчетам экспертов, существующая портовая инфраструктура потенциально способна заместить не только российские, но и белорусские поставки.

Для запуска этого канала, по мнению экспертов, необходимо следующее:

  • вдвое снизить портовые сборы до уровня среднеевропейских;
  • ввести льготный железнодорожный тариф на вывоз топлива из портов;
  • приоритетно обеспечить нефтеперевалочные комплексы подвижным составом.

Основным риском при переориентации на "морские" поставки является доминирующее положение группы "Приват" в сфере портовой нефтеперевалки, что в сумме с контролем над крупнейшим в стране Кременчугским НПЗ создает угрозу монополизации рынка.

В этой связи эксперты рекомендуют правительству вернуться к активному участию в управлении Кременчугским НПЗ, в котором государству принадлежит 43% акций, и рассмотреть возможность участия в загрузке нефтью предприятия силами НАК "Нафтогаз Украины".

В "А-95" отмечают, что в среднесрочной перспективе государству необходимо создать мощности по перевалке нефтепродуктов, особенно — сжиженного углеводородного газа (СУГ, LPG).

"Потенциально по морю можно заместить российские и даже белорусские объемы дизельного топлива. Но заместить поставки LPG из России и Казахстана украинская морская инфраструктура не способна даже на 50%", — считают в консалтинговой компании.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Село и санкции: как скажется на АПК ограничение поставок топлива

Кроме уменьшения портовых сборов, которые снизят себестоимость сырья и повысят конкурентоспособность экспортной продукции украинских НПЗ, важнейшим шагом для их поддержки аналитики называют ликвидацию "теневого" рынка нефтепродуктов. Центральным элементом этой программы является запуск с 1 июля 2019 года лицензирования операций с нефтепродуктами, внедрение системы мониторинга фактических остатков топлива на складах с помощью уровнемеров в стационарных и передвижных хранилищах, а также модернизация системы администрирования топливного акциза.

"Нелегальные НПЗ и прочие кустарные производители преимущественно выпускают бензин — избыточную позицию в номенклатуре украинских НПЗ. Это делает увеличение переработки невозможным. Контроль за торговлей и перемещением моторных топлив должен существенно снизить "теневой" оборот и в первую очередь дать стимул спросу на продукцию украинских НПЗ", — говорит Куюн.

Легализация "теневых" объемов нефтепродуктов позволит увеличить доходы государственного бюджета, которые можно использовать для создания запасов нефтепродуктов на базе Госрезерва. Также правительство должно обязать АО "Укрзализныця" и Минобороны Украины сформировать и удерживать неснижаемый запас в объеме не менее их месячного потребления. Помимо этого, специалисты рекомендуют ускорить внесение в парламент законопроекта о создании минимальных запасов нефти и нефтепродуктов, который находится в стадии разработки около четырех лет.

В случае если реализация данного комплекса мер не даст желаемого результата, правительству советуют задействовать ограничительные механизмы в виде квот и пошлин по стране происхождения.

Как сообщалось ранее, в последние годы Кабинет министров Украины приложил значительные усилия, направленные на постепенное замещение импорта товаров из Российской Федерации, как за счет наращивания объемов внутреннего производства, а также из-за переориентации экспорта на внутренний рынок и диверсификации направлений поставок из других стран, в частности ЕС.