НБУ курс:

USD

41,69

+0,05

EUR

45,14

+0,05

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,20

45,00

Из-за карантина украинцы стали жаловаться на нарушение своих прав на 40% чаще — омбудсмен

Людмила Денисова. Фото: РБК-Украина
Людмила Денисова. Фото: РБК-Украина
Денисова рассказала, что власти перестали отвечать на запросы, бизнесу выписывают непонятные для него штрафы, а жители сел гибнут из-за медреформы
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Офис уполномоченной Верховной Рады по правам человека в 2020 году получил около 48,5 тысячи жалоб украинцев на нарушение их прав, что более чем на 40% превышает показатель 2019 года. Об этом омбудсмен Людмила Денисова рассказала в интервью "РБК-Украина".

"В 2020 году к нам пришло на 40% больше уведомлений о нарушении прав граждан, чем в 2019. Если было около 34 тысяч в 2019, то в 2020 — почти 48,5 тысячи. Из них 35% — это уведомления о нарушении права гражданина на обращение и на получение информации от органов власти, таких обращений стало больше наполовину", — отметила она.

По ее словам, многие обращения касались того, что люди не могли получить информацию даже о Covid-19 и как себя обезопасить от этой болезни: граждане обращались в центральные органы власти за разъяснениями, но не получали их.

"Например, разные органы власти просто взяли и закрыли все приемы граждан, "потому что у нас локдаун". Но человек все равно не может остаться один без какой-либо информации. Мы в офисе омбудсмена, например, проводим прием граждан онлайн, мы уведомляем человека, в какое время это произойдет, связываемся и общаемся, даем консультации", — отметила Денисова.

Она добавила, что органы власти даже прекратили давать письменные ответы на обращения, и даже если что-то присылают, то просто "формальные отписки".

"В целом мы выписали 216 протоколов о нарушениях со стороны органов власти, в том числе протоколы об административных нарушениях госсекретарям министерств. Это уже крайняя мера, до этого мы работаем с этими органами власти, чтобы они восстановили права гражданина, например, вывесили у себя на сайте определенную информацию, которую они обязаны вывешивать. Если уже это не делается, выписываем протокол, идем в суд и выигрываем", — сказала омбудсмен.

Еще одна большая категория обращений, по ее словам, касается экономических и социально-культурных прав: таких обращений стало на 30% больше по сравнению с 2019 годом.

"Например, по праву на землю. То есть, либо не дают акт, либо затягивают с выдачей, либо коррупционные действия, вымогают деньги. Далее — когда люди не могут реализовывать свое право на предпринимательскую деятельность. Люди не знают, почему их штрафуют, им никто не разъяснил, как им действовать в карантинных ограничениях. Человек не успевает это все отслеживать, потому что ему нужно на хлеб зарабатывать", — подчеркнула Денисова.

Со своей стороны офис омбудсмена, по ее словам, такие разъяснения все же предоставляет, чтобы бизнесмены "могли все-таки как-то вести свою предпринимательскую деятельность".

"Нарушались и социальные права людей. Первое — это право человека на охрану своего здоровья. Люди не могли получить медицинскую помощь, это основной вопрос. Второе — это право медиков на защиту. Медики чувствовали себя незащищенными, не получали доплаты, которые установлены, если они работают с "ковидными" больными, и потом нагрузка на медиков стала просто сумасшедшая", — рассказала омбудсмен.

В свою очередь, пациенты, по ее словам, не могут получить помощь, потому что медицинские учреждения закрываются в соответствие с медицинской реформой, которая была начата еще до пандемии и проходит сейчас.

"Человек в сельской местности не может вовремя получить помощь, потому что ему надо проехать 50 км. В прошлом году, по данным Госкомстата, умерло 617 тысяч человек. Из них 285 тысяч — из-за ишемической болезни сердца. Безусловно, тут имело значение и то, что были запрещены плановые операции, в связи с пандемией. В итоге люди не получили помощь и умерли", — отметила Денисова.

Она напомнила, что подала в Конституционный суд представление о том, что отдельные нормативные документы и части законов по медреформе не соответствуют Конституции, и КС принял к рассмотрению это представление.

"Наша система не была готова к такой пандемии, в первую очередь из-за сокращения количества больниц", — считает Денисова.

Ответственность же за это она возлагает коллективно на Кабинет министров, утвердивший ограничения на обслуживание медучреждениями людей, больных не Covid-19.

"По сути, выбирали, к сожалению, что нужно было делать первым, кого раньше спасать. Медицина была просто перезагружена. И Кабмин сделал такой выбор, в частности по запрету плановых операций. Но первопричиной я все-таки считаю закрытие больниц. Даже если бы операции делали, человек просто не успел бы до нее доехать", — настаивает омбудсмен.

Кроме того, украинцы в 2020 году жаловались на отмену льготного проезда в транспорте в десяти городах, в частности в Виннице, Запорожье и Львове. По словам Денисовой, ее офис предпринял соответствующие шаги, и все эти решения были отменены.

Помимо этого, очень много обращений к Денисовой было по поводу оплаты труда и размера пенсий.

"Наконец, последняя категория обращений, которых стало больше на 63%, чем в 2019 году, касалась права на судебную защиту, процессуальных прав", — добавила она.

Напомним также, что, по данным YouControl, в карантинном 2020 году открылось на 20% меньше предприятий, чем в 2019.