НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Как Украина (не) выполняла газовые маяки МВФ

Как Украина (не) выполняла газовые маяки МВФ
Украина в очередной раз оказалась перед угрозой неполучения транша от Международного валютного фонда. Причиной тому — провалы в газовой политике страны
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Представитель Международного валютного фонда (МВФ) в Украине Йоста Люнгман напомнил, что основные условия для пятого транша от фонда — действующий Антикоррупционный суд и рыночная цена на газ. "Рыночные цены на газовом рынке помогут избежать искусственной сегментации рынка отдельно для домохозяйств и отдельно для промышленности", — считает Люнгман.

Последнее письмо о намерениях Украины зафиксировало выполненные и невыполненные структурные "маяки" (обязательства), которые касаются газа и жилищно-коммунальных услуг.

Delo.UA проверило как выполнены обещания, которые украинское правительство давало фонду относительно цены газа, энергоэффективности и сокращению объема субсидий. 

Тарифом занималась Нацкомиссия, регулирующая энергетику и коммунальные услуги (НКРЭКУ), которая в марте 2017 года предложила зафиксировать тариф за присоединение к газовым сетям на весь год с привязкой к максимальной мощности газового счетчика. Медиа окрестили новый тариф "абонплатой", которая вызвала недовольство у всех, кроме владельцев облгазов. Тариф увеличивал расходы потребителя за доставку газа в среднем в 4-8 раз для обладателей газовой плиты и в 1,8-3,8 раза для обладателей газового котла.

Премьер-министр Владимир Гройсман призвал НКРЭКУ отменить свое решение, а Президент Петр Порошенко предложил не повышать тарифы.

Обосновывая свою позицию, глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк ссылался на обязательства Украины перед МВФ, однако после критики руководителей государства решил отменить постановление о абонплате и продолжить консультации с общественностью. В итоге до конца 2017 года решения по поводу "абонплаты" так и не было принято. 

Для сохранения соответствия тарифов стоимости услуг Кабмин обновил Постановление №187 (пересмотр о спецобязательствах на рынке природного газа) и обязался пересматривать цену на газ каждые полгода, если импортный паритет отклоняется от внутренней стоимости. Этот временный механизм корректировки должен действовать до полной либерализации тарифов.
Кабмин продлил до апреля 2018 года спецобязательства госкомпаний ("Нафтогаз", "Укргазвыдобування", "Черноморнафтогаз"), которые поставляют газ для населения, религиозных организаций и ТКЭ, поставляющих им тепло). В постановление внедрили механизм пересмотра цены на газ в случае изменения цены газа на хабе NCG на 10% и больше.

Тем не менее Минэнерго так и не опубликовало цену импортного паритета, которая по состоянию на 1 июля 2017 года должна составлять 5 815,49 грн без НДС, что на 17,6% выше текущей цены. Это значит, что цена должна была быть пересмотрена еще осенью. Ни одного пересмотра цены на газ в 2017 году постановлению Кабмина не произошло, хотя, по подсчетам Минэнергоуглепрома, цена должна была повысится на 17% с 1 октября 2017 года. В итоге Кабмин поставил цель министру финансов Александру Данилюку — договориться о пересмотре формулы с МВФ.

Это стало одной из причин переноса пятого транша МВФ, вызвало критику Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка. Премьер-министр Гройсман дал задание Минэнергуглепрому разработать новую формулу цены на газ. По данным Delo.UA, министерство предлагает повысить цену на газ с апреля 2018 года на 12%. 

С 1 мая 2017 года Кабмин снизил социальные нормы для субсидиантов, использующих для отопления газ или электроэнергию, потребителей тепла. Кроме того, было принято постановление о создании единого реестра субсидиантов под управлением Минсоца. В 2017 году минимальная заработная плата была повышена до 3200 грн. Благодаря этому, по данным Нацбанка, средний размер субсидии уменьшился на 46,3% год к году и в декабре 2017 года составил 732,4 грн на домохозяйство.

Тем не менее обязательство мы не выполнили — Реестр так и не был создан, а вместо проверки, подтверждения и в итоге уменьшения количества субсидиантов, их число выросло с 6,549 млн домохозяйств (декабрь-2016) до 6,921 млн домохозяйств (декабрь-2017) из 15 млн домохозяйств Украины.

Деньги тут не получилось сэкономить. Выделенные 47 млрд грн на субсидии в 2017 году закончились еще до лета. Кабмину пришлось увеличивать финансирование программы. Государство оказалось в минусе и из-за того, что долги по субсидиям привели к росту долга коммунальщиков перед НАК "Нафтогаз Украины" за газ. 

Постановление Кабмина о частичной монетизации приняли в ноябре 2017 года, а в силу оно вступило с 2018 года. Однако новый порядок монетизации по-прежнему принуждает поставщиков услуг открывать спецсчета в Госказначействе, только теперь это должны даже домоуправители — ОСМД, ЖЭКи, управляющие компании (которых приравняли к поставщикам услуг).

Поставщики услуг должны потратить эти деньги в течение 5 дней со дня начисления и только на определенные Кабмином услуги (например, электроэнергия, зарплата). При этом государственные субсидии продолжают запаздывать на 3-9 месяцев, а домоуправители оплачивают счета самостоятельно и вовремя. Теперь ОСМД всей страны требуют от Минфина реальной монетизации на текущие счета, а не "казначейские".

Что касается конкуренции частных трейдеров с "Нафтогазом", рынок газа для населения не интересует частных трейдеров из-за продления спецобязательств "Нафтогаза" и отказ автоматически откорректировать цену (сейчас цена газа для населения на 35% ниже самого дешевого газа для промышленности).

Пока о либерализации рынка газа речи не идет — судя по последним действиям, государство все еще пытается сохранить свое влияние на этот сегмент. Шаг в сторону дерегуляции поможет сделать решение вопроса субсидий, и, возможно, угроза потерять транш МВФ ускорит этот процесс. Однако пока остается занять лишь созерцательную позицию.