КСУ начал рассматривать языковой закон: авторы обращения считают его дискриминационным

КСУ начал рассматривать языковой закон. Фото: Прямий
КСУ начал рассматривать языковой закон. Фото: Прямий
Закон "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного" вступил в силу в июле 2019 года, но теперь КСУ проверит его на соответствие Конституции Украины
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

7 июля Конституционный суд Украины (КСУ) приступил к рассмотрению Закона Украины "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного" на предмет его конституционности. Ранее к КСУ с ходатайством о таком разбирательстве обратился 51 народный депутат. По мнению авторов обращения, этот закон имеет дискриминационный характер в отношении языков национальных меньшинств, в первую очередь —  русского.

Рассматривает дело Большая палата КСУ под председательствованием судьи Сергея Головатого. Как отмечают в суде, авторы ходатайства, большинство из которых — депутаты от фракции "Оппозиционной платформы — за життя", утверждают, что вступивший в силу 16 июля 2019 года языковой закон"не соответствует ряду предписаний Конституции Украины, поскольку он направлен на дискриминацию русского, других языков национальных меньшинств Украины, дискриминацию граждан по языковым признакам".

Также, по их мнению, закон нарушает конституционное право граждан на использование и защиту родного языка, на развитие языковой самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины и сужает содержание и объем существующих прав и свобод. А также, что языковой закон был принят с нарушением конституционной процедуры.

Напомним, что Закон Украины "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного"был принят Верховной Радой 25 апреля 2019 года, но в полную силу отдельные его нормы должны вступить в течение нескольких лет.

В частности, он предусматривает, что единственным государственным языком в Украине является украинский и им должен владеть каждый гражданин Украины, а также все претенденты на украинское гражданство.

На украинском языке должны говорить все чиновники и руководители силовых структур. Также украинский обязателен для депутатов всех уровней, судей, адвокатов, руководителей вузов, медработников и остальных госслужащих. На нем должны проводиться все заседания, совещания и встречи в органах власти и учреждениях — как центральных, так и региональных.

Кроме этого, украинский должны использовать также в сфере обслуживания, в подписях и маркировке товаров и услуг. Компьютерные программы должны иметь интерфейс на государственном языке и/или английском или языках стран Евросоюза. Сайты по умолчанию сначала должны загружаться на украинском, но могут иметь и другие версии. Прессу можно издавать в нескольких языковых версиях, одна из которых должна быть украинской.

Принятие этого закона вызвало резкую реакцию некоторых соседних стран. В частности, Россия пыталась из-за него созвать заседание Совета безопасности ООН, однако ряд государств-членов не поддержали идею обсуждать его на этой площадке.

Резкой была и реакция Венгрии. Глава МИД соседней страны Петер Сийярто тогда заявил, что официальный Будапешт будет блокировать членство Украины в НАТО, пока Киев не восстановит права, которыми обладали этнические венгры до того, как вступил в силу закон о языке.

В конце 2019 года языковой закон изучила и Венецианская комиссия (Комиссия за демократию через право Совета Европы). В своих выводах комиссия подчеркнула важность поощрения использования украинского языка как государственного, однако отметила, что власти Украины должны добиваться баланса в языковой политике для того, чтобы языковая проблема не стала источником межэтнической напряженности в стране. В связи с этим, комиссия предложила украинской власти пересмотреть закон о языке и подготовить закон о меньшинствах в консультации со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с представителями национальных меньшинств и коренных народов.