Фото: Delo.ua
Фото: Delo.ua

Киев пишет жалобы, в Одессе "все всё понимают": как сфера услуг переходит на украинский

  • Наталья Лошакова

    Корреспондент отдела "Бизнес"

Чаще всего жалуются в Киеве и области, и на интернет-сайты, которые не имеют украинской версии страницы
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

За первый месяц действия нормы закона"Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного" в части обслуживания клиентов на государственном украинском языке в офис "языкового" омбудсмена поступило 605 обращений граждан. Меньше всего с Востока и Юга Украины.

Напомним, статьей 30 закона предусмотрено, что все поставщики услуг в стране, независимо от формы собственности, обязаны будут обслуживать потребителей и предоставлять информацию о товарах и услугах на государственном языке. Где в случае нарушения норм, прописанных в законе, компаниям придется заплатить штраф.

Так, по данным Уполномоченного по вопросам защиты государственного языка Тараса Креминя, в период с 16 января по 12 февраля 2021 года на адрес уполномоченного поступило 605 обращений граждан из разных регионов Украины. 

В лидерах — Киев и Киевская область — 276 нарушений, затем идут Львовщина — 42, Харьковщина — 37, Одесса — 26, Днепропетровщина — 15, Полтавская область — 16 и так далее. Наименьшее количество обращений поступило с Востока и Юга Украины. 

По сферам наибольшее количество нарушений зафиксировано на страницах интернет-магазинов или веб-сайтах, которые не имеют украинской версии страницы.

Также, в сфере обслуживания зафиксировано 126 нарушений, по мнению заявителей. В сфере внешней рекламы — 54, в категории "образование и наука" — 19, охрана здоровья — 8, транспорт — 5. 

"Если люди между собой общаются на английском, польском, румынском — никто не запрещает этого делать. Но, чтобы обеспечить обслуживание на государственном языке, это должны сделать в сфере обслуживания. Я считаю, что 30 статья имплементирует сверх толерантно языковую культуру. Сегодня нет проблем с языковым законом, нет никаких проблем с тем, как защищать государственный язык на региональном и центральном уровне. Поэтому не должно быть ни одной спекуляции, что кто-то ограничивает язык и дискредитирует права человека, так как это не является действительностью", — заявил языковый омбудсмен Тарас Креминь.

Креминь также добавил, что в будущем предусмотрено расширение представительств Уполномоченного в регионах. В планах до конца 2021 года таких представителей будет до 10 человек. В следующем году в планах, чтобы представители были в каждом регионе. Никаких языковых инспекторов, речь о которых, по словам омбудсмена, распространяет российская пропаганда, не предусмотрено. Единственный человек, кто может накладывать штраф, это уполномоченный представитель. 

"С этим (языковым законом — Delo.ua) нет никаких проблем. Все проблемы в головах политиков, которые на этом зарабатывают политические дивиденды", — подытожил Креминь. 

Как вел себя бизнес

Delo.ua на протяжении месяца наблюдало за сферой услуг, и во время посещения киевских супермаркетов, кафе, салонов красоты корреспонденты обращали внимание, на каком языке обращаются в том или ином месте. В большинстве заведений персонал перешел на украинский язык, при том, что ранее в основном обращались на русском. В салонах красоты и крупных супермаркетах — та же картина. Но пока что это делают далеко не все. 

Если брать южные регионы страны, то, как говорят собеседники Delo.ua из Новой Каховки и Одессы, в большинстве случаев в сфере ресторанного бизнеса общаются на русском, но посетители не пишут жалобы уполномоченному. 

"Сегодня я стоял за кассой и часто, но с улыбкой спрашивали, почему я обслуживаю на русском. Но все всё понимают, что в Одессе чаще можно встретить русскоговорящих. Поэтому никто из посетителей не требует переходить на государственный язык", — рассказал собственник небольшой одесской кофейни Александр.

Одним из самых громких был кейс Rozetka. В конце января компания закрыла свой YouTube-канал с более 1 млн подписчиков. В то же время компания решила запустить новый канал на YouTube, уже на украинском языке, о чем сообщил главный редактор интернет-магазина Алексей Тараненко. По его словам, после вступления в силу языкового закона, который требует, чтобы обслуживание потребителей и предоставление информации о товарах и услугах было на украинском языке, Rozetka вслед за соцсетями переводит и YouTube-каналы на украинский язык. Но для этого выбрали вариант создания нового канала.

При этом на днях в киевском супермаркете Novus женщина-кассир отказалась говорить с клиенткой на украинском языке. В итоге кассира уволили после того, как посетитель супермаркета пожаловалась администрации сети и написала об этом пост на своей странице в Facebook. 

Ранее, Delo.ua писало о том, как будет работать закон, кому жаловаться на нарушителей и какие предусмотрены штрафы за несоблюдение норм. Однако депутаты Верховной Рады от фракции "Слуга народа"подали в парламент два законопроекта против штрафов за нарушение "языкового закона". Один проект предлагает их отменить, а второй — отложить штраф за нарушение закона на 1,5 года.

Напомним, что ранее омбудсмен предположил, что количество жалоб значительно возрастет после окончания ужесточенного карантина, когда откроются для посетителей заведения общественного питания.

Наталья Лошакова, специально для Delo.ua