Нардепы присматриваются к цифровым услугам: каким будет "налог на Google" для украинцев

Нардепы присматриваются к цифровым услугам: каким будет "налог на Google" для украинцев
Авторы законопроекта приводят в пример уже работающую в Евросоюзе систему MOSS, а эксперты прогнозируют подорожание популярных электронных сервисов и злоупотребление налоговой
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Верховная Рада собралась на пятую сессию. Планы у народных депутатов грандиозные — только во вторник, 2 февраля, в повестке дня стоит около полусотни законопроектов. Есть среди них и инициатива представителя фракции "Слуга народа" Данила Гетманцева по "налогу на Гугл". Он и еще шесть депутатами предложили собирать налог на добавленную стоимость с компаний, которые не имеют офиса в нашей стране, но предоставляют свои услуги украинцам.

Корреспондент Delo.ua Илья Требор разобрал законопроект №4184, узнал у экспертов о его слабых сторонах и посчитал, сколько будут стоить электронные услуги после принятия документа.

Идея собирать налоги с цифровых услуг не нова и даже нынешний парламент ранее пытался принять похожий законопроект. Сам Гетманцев регистрировал еще в 2019-м инициативу о введении НДС на цифровые услуги нерезидентов. Однако тогда документ не добрался до сессионного зала. Поэтому нардепам, уже минувшей осенью, пришлось готовить новый законопроект. В ноябре его рекомендовал принять профильный комитет, а в конце января 2021 года его внесли в повестку ВР.

В пояснительной записке к этому документу говорится, что введение особых правил начисления НДС для электронных услуг — обычная практика во всем мире. В пример приводится Европейский Союз, где законодательство позволяет обложить налогом электронные услуги по месту их потребления, а не месту предоставления. Также парламентарии напоминают о специальной системе MOSS (Mini One Stop Shop). Она позволяет компаниям декларировать и уплачивать НДС в стране потребления не регистрируясь там плательщиком налога в общем порядке.

Другой пример законодателей сосредоточен на правилах налогообложения в РФ. Там с 2017-го нерезиденты обязаны платить НДС с продажи электронных услуг: цифрового контента, услуг хранения и обработки информации, регистрации доменов и хостинга. При этом такие компании обязаны стать на учет. По данным народных депутатов, там уже зарегистрировалось больше 1,5 тысяч компаний. Сред них гиганты вроде Apple, Google, Microsoft, Netflix, Wargaming Group, Bloomberg и Alibaba.

Гетманцев, аргументируя необходимость принятия законопроекта, настаивает: в Украине сложилась "совершенно непозволительная ситуация", при которой корпорации зарабатывают деньги на территории страны, но налогов в украинский бюджет не платят. Он добавил, что обсуждал инициативу с представителями Facebook и надеется продолжить с ними диалог по этой теме.

Чтобы исправить ситуацию с налогообложением в Украине, парламентарии предлагают поменять Налоговый кодекс. В документе идет речь об одиннадцати ключевых изменениях:

— Исключить из законодательства норму, по которой резиденты при выплате нерезидентам дохода за производство и/или распространение рекламы должны за свой счет оплачивать налог в размере 20% от суммы выплат;

— Четко определить: для документов, которые подтверждают факт поставки услуг и которые составлены в электронной форме, датой оформления считается дата его составления;

— Определить перечень электронных услуг;

— Освободить от НДС поставку электронных услуг, которые связаны с образовательными (учебными) ресурсами;

— Включить нерезидентов в список лиц, которые регистрируются плательщиками НДС;

— Установить правила определения места поставки электронных услуг в случае B2C (от бизнеса к клиенту);

— Установить форму и определенный порядок направления налогового уведомления нерезиденту;

— Определить упрощенную процедуру регистрации плательщика НДС для нерезидентов, которая позволит сделать это удаленно в электронной форме на специально разработанном веб-портале;

— Определить правила налогового учета НДС для нерезидентов, предоставляющих украинцам электронные услуги;

— Освободить от обязанности нерезидентов регистрировать налоговые накладные;

— Предусмотреть уплату налогового обязательства для нерезидента в иностранной валюте.

В Главном научно-экспертном управлении аппарата ВР отмечают — чтобы принять взвешенное решение, нужно экспертное заключение Кабинета министров. В частности, Государственной налоговой службы.

Но вот у экспертов смешанное впечатление от нормы. Юрист фирмы Armadum Lawyers Богдан Багнюк говорит: в условиях развития цифровой экономики принятие такого законопроекта — своевременно. Организация экономического сотрудничества и развития давно уже рекомендовала внедрить цифровой налог и многие передовые страны пошли по этому пути.

"Исключение норм Налогового кодекса, по которым резиденты при выплате нерезидентам за производство и/или распространение рекламы, платили налог по ставке 20% от суммы за собственный счет — положительный момент для бизнеса. Ведь бизнес будет платить те же деньги, но дополнительно иметь возможность включить 20% расходов стоимости услуг себе в счет налогового кредита НДС. Если же говорить о рядовом потребители, то для него в этом случае ничего не изменится. Однако стоит ждать подорожания всех электронных услуг на 20%, поскольку НДС, как косвенный налог, платит конечный потребитель", — объяснил в комментарии Delo.ua Багнюк.

Но при этом юрист рассказал о нескольких проблемных моментах инициативы. Во-первых, она не регулирует сектор бесплатных электронных услуг, где деньги получают исключительно за счет демонстрации рекламы. Учитывая нынешнюю редакцию законопроекта, такие услуги должны облагаться налогом как безвозмездно предоставленные. Во-вторых, само понятие "электронных услуг" сформулировано размыто и неконкретно. Это дает возможность правительству злоупотреблять толкованием этого определения в свою пользу.

В-третьих, на покупателей-субъектов хозяйствования будет возлагаться дополнительный долг в виде регистрации налоговых накладных. А в случае несвоевременной регистрации, могут даже применяться штрафные санкции по статье "Нарушение сроков регистрации налоговых накладных".

"Еще непонятно, как налоговый орган будет осуществлять контроль за интернет-сервисами по превышению ними операций на территории Украины в размере больше 1 млн грн. Наконец, непонятно, как будет администрироваться налог, без наличия специального автоматического обмена информацией", — резюмирует Багнюк.

Адвокат фирмы "Грамацкий и Партнеры"Виталий Тымчук также отмечает общее положительное значение законопроекта для фискальной политики страны. Но называет документ "сырым" и указывает на целый ряд неточностей в нем.

"И все потому, что международные цифровые гиганты осуществляют свою деятельность на территории Украины без регистрации постоянных представительств. Поэтому есть ряд факторов, которые мешают полноценному внедрению налогообложения их деятельности. В частности, к началу внедрения отдельного администрирования НДС нужно было вместе с правительством разработать соответствующее электронное обеспечение такого администрирования. Что, конечно, не было сделано. В противном случае мы получим ситуацию, идентичную внедрению электронной системы блокировки налоговых накладных, функционирование которой годами отказывало и подлежало постоянным, порой, необдуманным и поспешным, изменениям со стороны власти", — говорит он.

У эксперта вызывает вопрос и целесообразность отмены норм Налогового кодекса, по которым налогообложение доходов, полученных нерезидентами в виде выплат за производство и/или распространение рекламы. Тымчук согласен, что в этом вопросе назрели реформы, но полностью исключить это положение нельзя — без введения альтернативного механизма такие услуги не будут облагаться налогом вообще.

Еще одной спорной новинкой адвокат называет пункт о посредничестве. Отметим, в законопроекте говорится: если электронные услуги на таможенной территории Украины поставляются физическим лицам через посредника, то в целях налогообложения считается, что посредник и является поставщиком электронных услуг. Введение подобного правила, по мнению эксперта, однозначно приведет к созданию схем минимизации налоговых обязательств с помощью предоставления услуг через посредника.

"На украинском рынке электронных услуг, в силу его малозначительности для международных цифровых гигантов, новые нормы законопроекта особого влияния сейчас не окажут. Конечно Apple, Google, Amazon, AliExpress и другие цифровые гиганты не снизят обороты наращивания присутствия, но украинский рынок не является приоритетным для них, чтобы бороться с нововведениями законодателя. Если же говорить о будущей стоимости этих услуг, то фактически платить введенное НДС будут простые граждане Украины", — резюмирует Тымчук.

Чтобы понять как для украинцев изменится цена на цифровые услуги, можно привести в пример несколько самых популярных сервисов.

Если говорить о музыке, то: месячная подписка на одного пользователя в Apple Music подорожает со 140 до 168 грн; семейная подписка на интернет-сервис потокового аудио Spotify — с 226 грн до 271 грн; семейная же подписка на YouTube Music — со 119 грн до 143 грн. "Стандартный" аккаунт на самом популярном видео-стриминге мира Netflix будет стоить не 338 грн в месяц, а 416 грн. Премиум-аккаунт вместо 407 грн обойдется уже в 482 грн.

Если же говорить о хранении данных, то максимальный тариф для Google Drive (позволяющий увеличить места на облачном хранилище до 30 терабайт) подорожает с 8460 грн до 10 тысяч 152 грн.

Сегодня пока нельзя точно сказать, когда Верховная Рада проголосует за этот законопроект. Во-первых, у народных депутатов, как уже упоминалось выше, достаточно насыщенная программа на ближайшие дни, а во-вторых — прошлая попытка ввести НДС для нерезидентов, которые предоставляют цифровые услуги, не увенчалась успехом. Но, учитывая мировые тренды и упорство Гетманцева, украинцам скорее всего однажды все таки придется заплатить "налог на Гугл".

Илья Требор, специально для Delo.ua