НБУ курс:

USD

41,24

--0,10

EUR

43,47

--0,48

Наличный курс:

USD

41,61

41,55

EUR

44,15

43,95

Украина ввела санкции против нардепа Козака, вещание его телеканалов прекратилось

Украина ввела санкции против нардепа Козака, вещание его телеканалов прекратилось
Совет нацбезопасности и обороны также поручил МИД отчитаться об отключении каналов перед США и ЕС
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Президент Владимир Зеленский подписал указ №43, вводящий в действие решение Совета национальной безопасности и обороны от 2 февраля о применении применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в отношении гражданина Украины, депутата Верховной Рады от "Оппозиционной платформы — За жизнь" Тараса Козака и связанных с ним юрлиц, коими выступает ряд украинских телеканалов.

Указ вступает в силу со дня его опубликования, контроль за выполнением решения президент возложил на секретаря СНБО Алексея Данилова.

Как говорится в сообщении пресс-службы президента, решение СНБО было принято путем письменного голосования. Из 19 членов 17 проголосовали "за", один воздержался, а один находится в командировке.

Реализацию и мониторинг эффективности санкций СНБО поручил обеспечить Кабинету министров вместе со Службой безопасности Украины и Национальным банком Украины.

Министерству иностранных дел поручено проинформировать компетентные органы Европейского союза, США и других государств о применении санкций и поставить перед ними вопрос о введении аналогичных ограничительных мер.

Санкции вводятся на пять лет. В частности, кроме Козака, они применяются к восьми юрлицам — это ООО "Ариадна ТВ", "Новый формат ТВ", "ТВ Выбор", "Телерадиокомпания 112-ТВ", "Лидер ТВ", "Партнер ТВ" (все юрлица — телеканала "112 Украина"), "Новости 24 часа" (телеканал NewsOne) и "Новые коммуникации" (телеканал ZiK).

И к нардепу, и к телеканалам применены следующие меры:
- блокировка активов — временное ограничение права пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом;
- пресечение вывода капиталов из Украины;
- приостановка исполнения экономических и финансовых обязательств;
- аннулирование или приостановка лицензий;
- полный или частичный запрет совершения сделок с ценными бумагами, эмитентами которых являются указанные лица;
- прекращение выдачи разрешений и лицензий на ввоз в Украину и вывоз из нее валюты и ограничение выдачи наличных по платежным картам, эмитированным резидентами иностранных государств;
- запрет передачи технологий, прав на объекты интеллектуальной собственности.

Кроме того, к Козаку применены следующие меры:
- ограничение торговых операций;
- ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины.

В свою очередь, к телеканалам также применены следующие меры:
- запрет пользования радиочастотным ресурсом Украины;
- прекращение предоставления услуг по ретрансляции/распространению телепрограмм/предоставлению телекоммуникационных услуг и использование телекоммуникационных сетей общего пользования;
- запрет выдачи разрешений, лицензий НБУ на осуществление инвестиций за рубежом, размещение валюты на счетах и ​​вкладах на территории иностранных государств;
- прекращение культурных обменов, научного сотрудничества, образовательных и спортивных контактов, развлекательных программ с иностранными государствами и иностранными юрлицами.

По сообщениям телезрителей, сами каналы "112 Украина", NewsOne и ZiK уже прекратили вещание, однако не все провайдеры отключили их в один момент.

Сами каналы в связи с произошедшим выпустили заявление, в котором назвали действия Зеленского политической расправой.

"Действуя по прямой указке президента, СНБО по надуманному предлогу запретил деятельность телеканалов медиахолдинга "Новости". Мы расцениваем это решение СНБО и президента Зеленского как политическую расправу над неугодными СМИ. Мы считаем, что власть, у которой нет ни малейшего повода говорить об успехах, оставляет в эфире только удобные каналы, которые будут врать народу Украины о "невиданных ранее успехах", — говорится в нем.

Телеканалы также заявляют, что намерены бороться за свое право вещать для украинцев и быть в эфире.

"Обращаемся к президенту Украины: если вы закроете неугодные телеканалы, ситуация в стране от этого не улучшится, цифры в платежках за газ не снизятся, вакцинирование от коронавируса не начнется, бесчинства радикалов не прекратятся. Потому займитесь делом, а не тем, чем вы занимаетесь", — сказано в заявлении.

На ситуацию отреагировал на своей странице и в Facebook глава Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко.

"Внесудебный внезапный запрет деятельности трех украинских телеканалов — это чрезвычайная ситуация. Украинские журналисты, медиа и владельцы СМИ имеют право на свободу слова и на профессию. И несут за свою деятельность ответственность. Но ответственность в рамках закона. Лишение без суда многомиллионной аудитории доступа к украинским СМИ, запрет сотням журналистов и медийщикам права на профессию — это наступление на свободу слова", — написал он.

Глава профсоюза подчеркнул, что политическая принадлежность украинских владельцев зарегистрированных в Украине СМИ не является преступлением.

"Решение украинских властей является информационным взрывом и шокирует международные институты, которые занимаются защитой прав журналистов и свободой слова. НСЖУ будет информировать о чрезвычайной ситуации Международную федерацию журналистов, Европейскую федерацию журналистов, наших партнеров — Офис ОБСЕ по вопросам свободы СМИ", — анонсировал Томиленко.

По словам руководителя НСЖУ, его организация последовательна в защите прав украинских журналистов.

"Мы защищали и защищаем коллег, которых бросали в тюрьмы в России (Роман Сущенко), в оккупированном Донбассе (Станислав Асеев, Валерий Макеев, Мария Варфоломеева и другие) и аннексированном Крыму (Николай Семена, крымскотатарские гражданские журналисты). Мы осуждаем физические атаки на журналистов в Украине, боремся с системной безнаказанностью и против разделения журналистов на "правильных" и "неправильных". В дискуссиях "журналист или чиновник" мы всегда на стороне журналистов и свободы слова", — подчеркнул он.

Томиленко добавил, что речь идет не о политической поддержке тех или иных политиков, о праве украинских СМИ и журналистов на работу без внезапной блокировки.

Напомним, 10 сентября 2019 года Зеленский заявил, что выступает за свободу слова, а в его полномочия не входит "закрытие телеканалов".

"Я очень уважаю каждый канал, и канал NewsOne. Я никогда не закрывал в своей жизни ни одного канала. Я лично за свободу слова, и вы это прекрасно знаете. Я никогда в своей жизни не буду закрывать никакие каналы, не имею права, не имею полномочий", — сказал тогда президент.

При этом почти за год до этого, 4 октября 2018 года Рада поддержала обращение к СНБО относительно введения санкций против компаний, которые входят в структуру собственности телеканалов "112 Украина" и NewsOne.

На следующий день появилась информация о продаже NewsOne Козаку. В декабре он стал владельцем и "112 Украина", а в июне 2019 года — и ZiK. Все три канала были объединены в медиахолдинг под названием "Новости".

Сам Козак долгое время работал в налоговых органах. В 2005-2010 годах он был заместителем председателя Государственной таможенной службы. С ноября 2010 года стал депутатом Львовского областного совета, а в 2014 году — депутатом Рады Украины VIII созыва (избирался от "Оппозиционного блока"), в 2019 году — нардепом IX созыва от ОПЗЖ.

Отметим также, что 1 февраля СНБО решил ввести, а Зеленский ввел в действие санкции против Никарагуа, при этом сам указ об этом не публиковался (и не опубликован до сих пор), однако решение было одобрено Верховной Радой.

Перед этим СНБО решил ввести, а Зеленский ввел в действие санкции против акционеров завода "Мотор Сич" (Запорожье) в лице структур китайской госкомпании Skyrizon и связанных с ней лиц. В этом случае решения были публичными и к дополнительному одобрению Радой не предлагались.