- Категория
- Креативные индустрии
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Бокс-офис в лучшие времена 2021 года отстает на 30% от 2019-го — Роман Романчук, Multiplex
На форуме Kyiv Media Week — 2021 участники дискуссии "Медиабизнес. Перезагрузка" говорили о том, какие изменения произошли в их бизнесах за последние полтора года (с начала пандемии), с какими новыми проблемами они столкнулись и как их решают, какие экспериментальные проекты запускают, чтобы адаптироваться к новой нормальности.
Delo.ua расспросило одного из участников дискуссии Романа Романчука, CEO сети кинотеатров Multiplex , о ситуации в украинском кинопрокате, о том, какие альтернативные проекты прижились, а от каких отказались и зачем сети кинотеатров вкладываться в поддержку украинского кино и выходить в онлайн, чтобы продвигать "умное кино".
Роман, в дискуссии на Kyiv Media Week о трансформациях, происходящих на рынке, вы сказали, что в период локдауна, когда кинотеатры были закрыты, ежедневные убытки сети Multiplex составляли около 1 миллиона гривен, поэтому главной задачей было выживание. Насколько улучшилась ситуация в 2021 году после снятия ограничительных мер? Как изменились задачи, стоящие перед вами как СЕО?
— У нашей сети в оптимистичный период (так можно назвать последние четыре месяца, когда в кинотеатрах сняли ограничения по посещению) наилучший показатель кассовых сборов — это минус 30-35% от 2019 года. Если сравнивать этот год с 2020-м, то ситуация значительно лучше, потому что контента выходит гораздо больше. Происходит это потому, что глобально количество экранов увеличилось, выходят премьеры фильмов, которые были отложены. Но пока еще контента меньше, чем в 2019-м.
А что с заполняемостью залов?
— На некоторых мировых премьерах заполняемость даже выше, чем в 2019 году. Но если брать средний показатель, то ниже на 30%.
Если было больше блокбастеров, то заполняемость росла бы?
— Абсолютно верно.
За последний год инфляция отразилась на стоимости продуктов. Цену на билет в кино не собираетесь повышать?
На фоне того, что посещаемость не растет, мы не будем повышать цены. Рынок к этому сейчас не готов.
Год назад вы говорили, что согласно вашей антикризисной стратегии показатель минус 25% от сборов 2019 года — это уже будет хорошо. Так все и осталось?
Это уже позволит бизнесу начинать что-то зарабатывать, рассчитываться с долгами предыдущего периода. Это такой первый рубеж, пройдя который, можно говорить о том, что этот бизнес хотя бы чуть-чуть похож на бизнес. До этого рубежа состояние бизнес-модели убыточное.
Продолжаете договариваться об отсрочках с банками и арендодателями?
— К моменту входа в первый локдаун у нас была кредитная линия: это было здоровое кредитования, мы не были переакредитованы. Но в ситуации, когда мы долго стояли в локдауне и , приходиться справляться с долговыми обязательствами перед нашими кредиторами: банками, партнерами, поставщиками (это огромное количество компаний), и только за их счет мы выживаем. Если бы большинство из них одновременно сказали: "Мы ждем только до завтра", то компания технически была бы банкротом.
Какие запускали новые решения для оптимизации?
— С начала пандемии каждую неделю генерировали два-три новых стартапа. Какие-то из них срабатывали, какие-то нет. Большинство этих стартапов в ситуации закрытых кинотеатров были не про кино. В том числе кооперировались с ресторанами, продавали сертификаты на тот период, когда все будет более оптимистично (хотя никто не понимал, когда это будет). Перешли на 100%-ную передачу контента в кинотеатры через интернет-каналы, а не через хард-диски. Экспериментируем с контентом.
Зачем Multiplex поддрерживает украинское кино
Вы сказали, что инвестируете в украинский контент. Почему вам интересны украинские фильмы? В чем ваш коммерческий интерес?
— Так как основная бизнес-модель кинотеатрального бизнеса — это кассовые сборы от показов блокбастеров мирового масштаба, то во время пандемии из-за невыхода блокбастеров происходит очень сильное "проседание" (в украинском прокате уменьшение бокс-офиса составляет 30-60%. — Delo.ua).
Нивелировать этот показатель можно было бы показом украинских фильмов, но их для этого недостаточно. Пан министр (Александр Ткаченко, министр культуры и информационной политики. — Delo.ua) сказал на Kyiv Media Week, что украинский контент составляет 8% бокс-офиса отечественных кинотеатров. К сожалению, в реальности это меньше — в лучшем случае 5%, в среднем 3%. И это значительно меньше, чем в других странах, где доля местного контента достигает 20-30%.
Для нас украинский контент — это дополнительный способ увеличения бокс-офиса, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы украинская киноиндустрия развивалась и качественных лент становилось больше, так как каждый следующий процент уменьшает эту пропасть с блокбастерами. И потому мы инвестируем в украинский контент: есть первые кейсы нашего партнерства с Film.ua (Multiplex Entertainment и FILM.UA Group совместно работали над релизами таких полнометражных фильмов, как "Полин и тайны киностудии", "Захар Беркут", "Цена правды", "Безумная свадьба — 2", "Пульс". — Delo.ua).
Инфестируете в производство фильмов?
— В 2019 году мы инвестировали в производство шести кинопроектов Film.ua, но в последние полтора года деньгиег в кинопроизводство не вкладываем.
А какой тогда ваш вклад?
— Помогаем знаниями: предоставляем свою экспертизу, в том числе как улучшить прокат украинских фильмов на международных рынках.
Как относитесь к прогнозам, что и после пандемии блокбастеров будет меньше, часть зрителей кинотеатров уйдет на платформы и для них контента будет много, но другого, так как их пользователям важно следить за сюжетом, а, например, звездная актерская команда не так важна?
Мы не предвидим, что количество блокбастеров будет уменьшаться. Да, количество каналов киносмотрения увеличивается, но этот тренд появился не в прошлом году. Он начался в 2016-м, а сейчас буцанул, стал гораздо сильнее. Это еще больше радикализировало дефицит контента на рынке, но контент кинотеатральный, для платформ и телевизионный — это несколько разный контент.
Первое: восприятие фильма на девайсе и на большом экране сильно отличается, давайте "Аватара" представим на девайсе или "Дюну". Второе: сборы больших экранов — определяющие продукты для бизнес-модели продукта, и они не конфликтуют с платформами: собрать на большом экране, потом на платформе, потом на телеэкране — странно, почему эта логика должна отменяться.
Как в Multiplex экспериментируют с контентом и площадками
Какие альтернативные способы использования площадок кинотеатра протестили во время пандемии? Что работает и будет продолжать, от чего отказались?
— Мы понимаем, что сегодня зритель не воспринимает кинотеатр как место, где первым можно посмотреть уникальный эксклюзивный контент (хотя это так). Основной наш конкурент — это не платформы и другие способы просмотра контента. Наш конкурент — это альтернативные способы проведения времени. И нам надо развивать нашу бизнес-модель в плане улучшения качества проведения времени для наших посетителей.
И нам надо развивать нашу бизнес-модель в сторону улучшения качества проведения времени для наших посетителей.
Один из таких продуктов, который развиваем, — еда и напитки: изменяем модели заказа (например, покупая билет онлайн, можно сразу заказать попкорн и напитки и перед сеансом получить их в отдельной кассе. — Delo.ua), меняем ассортимент, форму, в которой зрители могут покупать еду и напитки, внедряем определенный формат маркетов внутри кинотеатров (например, в фойе кинотеатра Multiplex с 270-градусным панорамным экраном, который был открыт летом 2020-го в киевском ТРЦ Retroville, есть маркет с кассами самообслуживания и холодильники с мороженым Gelato Cinemato. — Delo.ua).
Второе направление — увеличиваем альтернативный контент: показываем спорт, original voice (контент на языке оригинала), театральные спектакли.
Второе направление: увеличиваем альтернативный контент: показываем спорт, original voice (контент на языке оригинала), театральные спектакли.
А сериалы пробовали показывать?
— У нас был первый такой кейс с "Казаками" (сериалом телеканала ICTV). Это не было коммерчески успешно, но и не было такой задачи, мы просто хотели поддержать хороший сериал.
Продолжаем тестировать аренду пространства кинотеатров для проведения различных мероприятий: спортивных, интеллектуальных, компьютерных игр, дней рождений. Сейчас ведем переговоры с "Альтспортом" — ребятами, которые занимаются киберспортом. Пока там не очевидная составляющая коммерческого успеха, но мы видим потенциал и нарабатываем продукт.
В прошлом году спрашивала, есть ли в планах создание ОТТ-платформы, и тогда вы сказали, что нет. Возможно, планы изменились?
Чтобы заниматься этим бизнесом, нужна уникальная стратегия, которая дает понимание, почему вы будете успешнее Netflex или Disney+, куда инвестируют сотни миллионов долларов каждый год.
Мы планируем выход в онлайн-пространство, но это не будет классическая коммерческая платформа. Будем делать платформу для популяризации украинского кино, где кинокритики будут оценивать фильмы. Это будет сигментированный конкретный продукт, так называемое умное кино — артхаус, украинский контент.
Готовы к локдауну?
— Сейчас все уже менее стрессово, потому что есть антикризисный план, в котором живем уже полтора года, более прагматично моделируем ситуацию с точки зрения финансов и процессов.
Рассматриваете вариант пускать зрителей на сеанс по предъявлению сертификата о прививке от ковида?
Если будет принято такое решение на уровне государства — тогда да.
Беседовала Елена Гладских, специально для Delo.ua