НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,09

"Этот скепсис пройдет": какие перспективы есть у киберспортивного образования в Украине

Иллюстрация: Серегй Дода/Delo.ua
Иллюстрация: Серегй Дода/Delo.ua
Наша страна — одно из ключевых киберспортивных государств мира. Почему бы не сделать таким же украинское esport-образование?
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Важный факт о киберспортивном образовании в Украине — оно не готовит киберспортсменов. Почему? Игроки — первая линия, за которой стоят десятки и сотни человек. Атлет должен обладать хорошей реакцией и пониманием игры, но чтобы его выступления были прибыльными и увлекали миллионы людей, нужны чувствующие и понимающие рынок специалисты.

В серии материалов "Второй после футбола" корреспонденты Delo.ua Александр Перемот и Мария Пирогова подробно разбирают индустрию, возникшую на стыке спорта, медиа и компьютерных технологий. Второй материал цикла посвящен киберспортивному образованию в Украине и его перспективам.

Одними из первых серьезно о esport-образовании задумались в Южной Корее. Расположенный в Сеуле университет Чунан шесть лет назад объявил о наборе геймеров на факультет спортивных наук. Вскоре эстафету подхватил Стаффордширский университет. С 2017 года здесь принимают студентов на трехлетнюю программу обучения киберспорту, в рамках которой учат проводить соревнования, разрабатывать бизнес-планы команд, разбираться в культуре киберспорта и его аудитории.

Годом спустя Сиракузский университет в Нью-Йорке запустил свой курс при поддержке самой популярной киберспоритвной стриминговой платформы Twitch. Параллельно испанский Институт юриспруденции и экономики открыл магистерскую программу по обучению специалистов в индустрии киберспорта. В качестве лекторов привлекались, например, глава украинского клуба Natus Vincere (NaVi) Александр Кохановский и сооснователь одной из крупнейших киберспортивных организаций в мире Electronic Sports League Ральф Райхерт.

Киберспортивные дипломы о мошенничестве

Что у нас? Весной 2018-го Харьковская госакадемия физической культуры объявила о наборе абитуриентов на специализацию "Компьютерный спорт (киберспорт)" в рамках бакалаврата. Окончив курс, студенты, по словам доцента кафедры информатики и биомеханики вуза Светланы Пятисоцкой, станут "тренерами по компьютерному спорту". Среди предметов — теория и методика спортивной тренировки, анатомия и физиология человека, технико-тактические аспекты компьютерных соревнований и психофизиологические особенности игроков.

В киберспортивном комьюнити эту новость восприняли настороженно. Во-первых, многих смутили слова Пятисоцкой, что в качестве преподавателей академия привлекла собственный коллектив. Рынок esport достаточно разнообразен и люди далекие от игровой индустрии, даже будучи опытными педагогами, могут просто не знать принципиально важных нюансов. Во-вторых, самые ярые скептики отмечали — вариант харьковской академии был запущен в уже отстающей парадигме. В качестве наглядного примера они приводили разницу между испанской и украинской рекламой.

Так в Испании рекламировали свою киберспортивную программу

А вот так это делали в Харькове. Фото: ХГАФК

Качественный толчок киберспортивное образование в Украине получило в прошлом году. Национальный университет физического воспитания и спорта, при содействии Федерации киберспорта Украины и других профильных организаций, запустил магистерскую программу. Среди ключевых предметов: теория компьютерного гейминга; спортивное право, менеджмент и маркетинг; основы эргономики в киберспорте; психологическое сопровождение киберспортивной деятельности; PR и журналистика, лидерство и командообразование в киберспорте. В 2019-м на программу поступило семь человек. В этом году — уже пятнадцать.

Среди них Иван Лут из Ирпеня под Киевом. Он не похож на стереотипного геймера. На его странице в Facebook, в основном, фотографии с соревнований — 12 лет он занимается карате и в НУФВС учился как раз на тренера. Хотя есть у Лута параллельное хобби — почти десятилетие он увлечен компьютерными играми. Среди любимых The Witcher 3: Wild Hunt, Minecraft, Destiny и Pray. В какой-то момент его заинтересовали киберспортивные чемпионаты, а в одну из соревновательных игр — MOBA-хит League of legends — он играет шесть лет.

"Во время выбора специализации я познакомил маму с киберспортом. Удивительно, но ее это заинтересовало — она сразу поняла, что это сейчас популярно, а специалистов у нас не хватает. В будущем планирую работать игровым аналитиком или комментатором", — отмечает Лут в комментарии Delo.ua.

Определился он и с темой магистерской работы — будущий киберспортивный эксперт хочет поднять тему жульничества в играх жанра MOBA (Multiplayer Online Battle Arena, многопользовательская онлайн боевая арена). С ростом количества игроков тема эта становится все актуальнее. Например, компания Riot Games (создатели League of legends) продемонстрировала статистику, по которой еще несколько лет назад в 5% всех рейтинговых игр был задействован самый популярный вид мошенничества в их жанре — "скриптинг". Игрок запускал специальную программу и она нажимала кнопки вместо него, позволяя играть быстрее и эффективнее.

Пока же самыми запоминающимися предметами для Лута стали спортивное право и инновационные технологии в киберспорте, где студенты работают над анализом и прогнозированием. А это только вершина пирамиды. Заведующий кафедрой инновационных и информационных технологий в физической культуре и спорте Оксана Шинкарук, стоявшая у истоков программы, отмечает — у магистратуры сегодня трехблоковая структура. Речь идет о системе подготовки и соревнований в киберспорте, менеджменте и психологии. Формат магистратуры был выбран не просто так — в университете пришли к выводу, что взрослые выпускники будут осознанно идти на эту специальность.

"Другое дело, что мы столкнулись с проблемой подбора специалистов. Сегодня сложность в том, что я постоянно ищу людей, которые разбираются непосредственно в киберспорте. Например, сейчас читает PR и журналистику в киберспорте Алена Дальская-Латошевич, директор по PR и коммуникациям в медиахолдинге WePlay Esports. Спортивное право читали юристы и адвокаты из Федерации футбола. У нас сегодня спортивное право читать никто не может — нет практиков", — добавила она.

Турниры каждую неделю и борьба со стрессом

Эта проблема не единственная — в обществе все еще силен скепсис по поводу киберспорта. Об этом свидетельствовала и реакция на признание его официальным видом спорта. Но уже сейчас можно спрогнозировать, какой будет трансформация нынешних блоков магистратуры в специальности бакалаврата.

Первой может стать организационная деятельность. Член правления Украинской профессиональной киберспортивной ассоциации (UPEA) Геннадий Веселков рассказывает, что над крупным LAN-турниром (офлайн соревнования) работают десятки человек: координаторы, судьи, специалисты, отвечающие за работу компьютеров и сетей, работники сцены, ведущие, комментаторы, аналитики, дизайнеры и сценаристы.

"В киберспорте сейчас нужны, например, менеджеры по организации ивентов или сейлы, которые привлекают спонсоров. Большой плюс, когда они глубоко понимают сферу, в которой работают. И UPEA планирует активно заниматься направлением науки и образования — мы видим в этом важную часть развития киберспорта в Украине. Планируем мы сотрудничать и с НУФВС, готовы выступать лекторами для студентов, помогать им проходить практику, в том числе на базе наших проектов", — рассказал он нам.

Киберспортивный медиахолдинг WePlay Esports тоже готов помогать не только лекторами. Совсем недавно в седьмом павильоне ВДНГ открылась арена WePlay Esports Arena Kyiv. Генеральный менеджер медиахолдинга Олег Гуменюк объясняет: ее ценность в том, что теперь будет специально оборудованное помещение, где можно проводить турниры, снимать контент и встречаться с сообществом в любое удобное время. Более того, в холдинге планируют обеспечить ее еженедельную загрузку с помощью регулярных турниров по самым разным дисциплинам.

На уточняющий вопрос Delo.ua, готовы ли они привлекать выпускников НУФВС, Гуменюк добавил, что даже если это случится не в этом или не в следующем году, их компания будет привлекать людей с профессиональным киберспортивным образованием. И относится это не только к арене.

"Организация больших киберспортивных событий начинается не с места проведения, а с финансового планирования, переговоров с командами и издателями игр. Арена — это место, в котором создается контент, ставший возможным благодаря работе очень многих людей. Студентам Национального университета физического воспитания и спорта ничего не мешает обратиться к нашей компании с условным предложением проекта турнира по СS:GO, например, Святошинского района города Киева. Если этот проект будет жизнеспособным, мы обсудим его и, возможно, предоставим дни для проведения в WePlay Esports Arena Kyiv", — резюмирует Гуменюк.

Второй специальностью запросто может стать психология. Операционный директор Федерации киберспорта Украины Эдуард Анохин напоминает — у всех профессиональных киберспортивных коллективов сегодня в составе обязательно есть штатный психолог. Команда — это единый коллектив, для которого жизненно важна внутренняя коммуникация. С другой стороны, речь идет об интенсивном тренировочном процессе и соревновательной деятельности. Игрокам особенно нужна психологическая поддержка в условиях, когда на кону стоит не только репутация, но и многомиллионные выигрыши.

Свежий пример — история двадцатилетнего киберспортсмена Сончхана "ANS" Ли, играющего в Overwatch. В этом году его команда San Francisco Shock в очередной раз победила на Overwatch League. После победы ANS, во время одной из трансляций на своем Twitch-канале, признался — на протяжении всего сезона он страдал от депрессии.

Игрок отметил, что в некоторые дни не мог выступать из-за навалившегося стресса, просто лежал и плакал. Более того, киберспортсмен тайно ездил в Южную Корею к своему врачу за лекарствами. Не удивительно, если учесть, какие суммы создавали этот стресс: за первое место в лиге команда получила $1,5 млн, а сам он за 2020 год выиграл почти $160 тысяч.

Третьей специальностью может стать непосредственно менеджмент киберспортивных команд. Напомним, что Александр Кохановский, который сегодня планирует сделать из столичного отеля "Днипро" киберспортивный комплекс и открыть в центре Киева современную арену за $40 млн, начинал свой путь с менеджерской позиции в команде NaVi.

Хотя есть и скептические оценки из индустрии. CEO киберспортивной организации HellRaisers Алексей Слабухин (он также начинал с менеджерской позиции) не уверен, что подобного рода обучение поможет преодолеть кадровый голод. Он настаивает — здесь несколько другая модель прихода кадров и приводит свой пример. Сам Алексей долгое время играл в Dota 2 на полупрофессиональном уровне, а когда понял, что не хочет быть профессиональным игроком, ушел в менеджерское образование. Но всегда знал, что хочет работать конкретно в киберспорте.

"Мне кажется, глобально это не решит проблему. Сама система образования в Украине, в плане киберспорта, очень длинная тема для обсуждения. Должна быть инфраструктура, разные факультеты, четкая направленность. Это должны быть специальности со спикерами-практиками. То есть, экосистема образования должна строиться именно вокруг эндемического звена — турнирных операторов и клубов", — говорит Слабухин.

Пространство для диалога

"Этот скепсис постепенно пройдет", — убеждена Шинкарук и напоминает, что двадцать лет назад с сомнением относились и к киберспортивному менеджменту. Такое отношение представителей индустрии она объясняет простой неготовностью. С другой стороны, никуда не делся и родительский скептицизм. Его победить, по словам преподавателя, можно с помощью целенаправленного диалога с родителями стершеклассников. Напомнив им, что информационные технологии будут занимать все больше места и расширяться. А значит профессии, связанные с киберспортом, — профессии будущего.

Если заглядывать немного дальше, то можно предположить совсем экзотические варианты. Взять хотя бы вопросы киберспортивной этики — кто должен заниматься этой темой? Кто ее будет изучать? Особенно в условиях, когда этическая дискуссия формируется уже сегодня: Иван Лут в комментарии Delo.ua поприветствовал признание esports официальным видом спорта в Украине, но считает, что такой статус должны получить далеко не все дисциплины. Среди них Overwatch, Dota 2, League of legends и Smite, но не самый популярный шутер в мире CS:GO.

"Игра просто не подходит по уставу олимпийского комитета. Она, грубо говоря, слишком реалистична. Тебе нужно застрелить или подорвать кого-либо, что бы выиграть. В том же Overwatch вымышленные персонажи и нет кровопролития. Вот есть аналогичный пример — Киокушинкай карате не хотят вносить в олимпийскую систему, поскольку это слишком жестокий, иногда говорят даже "варварский" вид спорта", — объясняет студент.

В эту же категорию можно отнести вопросы, например, киберспортивной инклюзивности. Соревнования по FIFA или Pro Evolution Soccer дают почувствовать людям с ограниченными возможностями реальное удовольствие от игры в футбол. И у нас даже есть конкретные примеры подобных историй — весной 2019 года украинский стример Максим с ником "Maxim76", играющий в Overwatch, вошел в топ-500 лучших игроков региона. Чем он примечателен? Двадцатилетний молодой человек не слышит, что поразительно для игры, в которой результат зависит, в том числе, от способности услышать шаги противника за спиной.

Именно изучение подобных ситуаций, а также развитие и наполнение уже существующей базы знаний может увеличить престижность украинских вузов в мире. Сделать esport изюминкой украинской системы образования. В конце концов, если наша страна входит список наиболее перспективных киберспортивных государств, почему она должна отставать в профильном образовании?

Александр Перемот, Мария Пирогова, специально для Delo.ua