- Категория
- Креативные индустрии
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Как собрать $120 тысяч на треш-комедию и провести кастинг в США для хоррора о Чернобыле
Во время первой волны пандемии, когда во всем мире запретили киносъемки и все режиссеры и актеры сидели по домам, на американской платформе Kickstarter выстрелил украинский ролик под названием Apple-Man, собравший $120 тысяч на съемки фильма. Это была рекордная сумма, собранная проектом из Восточной Европы, за всю историю существования платформы.
В интернете тизер треш-комедии — пародии на супергеройские фильмы Marvel и DC, в котором главный герой Человек-Яблоко борется со злым Мистером-Бургером, посмотрели более миллиона человек. В веселых комментариях под украинской версией тизера в первую супергеройскую команду предлагали добавить еще Человека-Борща и Человека-Сало. Шутки-шутками, но видео отметила голливудская звезда Дженнифер Энистон, появились публикации в зарубежных СМИ - американском Cinemablend, немецком Filmstarts и других.
Сняли эту короткометражку в начале карантина весной 2020 всего два человека: режиссер Василий Москаленко со своим другом-оператором в киевской однокомнатной квартире.
А этой осенью, накануне Хэллоуина, Василий Москаленко написал в ФБ об еще одном своем проекте. Он с командой последние несколько месяцев снимает The Chernobyl Fallout ("Чернобыль паранормальный") — украинский социальный хоррор.
Кроме того, что Василий выбрал очень редкий для украинского кино жанр (у нас и чистый-то хоррор снимают редко), он снимает сразу на английском, пригласив в Киев британских и американских актеров, потому что изначально нацелен продать фильм на международном рынке, при этом инвестиции в проект - украинские.
О том, как украинскому режиссеру удалось привлечь внимание к своим проектам за рубежом, что дальше будет со стартапом Apple-Man, кому намерены продать хоррор о Чернобыле и что в нем будет социального, Delo.ua расспросило Василия Москаленко — режиссера, сценариста, продюсера, а также актера на своих проектах.
Кроме этого, он рассказал, какую роль в его жизни сыграла история с книгой для Джеки Чана, почему, создавая рейтинговые тревел-шоу для телевидения, не стал тревел-блогером, а также какие уроки получил в Лос-Анджелесе и почему вернулся в Киев.
Локдаун и супергерой Apple-Man
Василий, как объяснишь бурный интерес к Apple-Man во время первого жесткого локдауна в 2020, когда все сидели по домам и в мире пошел такой тренд: режиссеры начали снимать у себя дома разные приколы?
— Когда во время карантина мы с оператором Владимиром Кратиновым сняли историю про украинского супергероя под названием Apple-Man ("Человек-Яблоко"), я отправил трейлер проекта парочке знакомых из Штатов. Они выложили его в инстаграм-паблики, и он собрал более миллиона просмотров. Тогда я задумался о том, что Аpple-Man может стать отличным проектом для Kickstarter — это американская площадка для сбора средств на реализацию креативных проектов.
Почему решил, что это сработает?
— Есть успешный кейс скандинавского режиссера Дэвида Сэндберга — "Кунг-Фьюри". Он снял пародию на боевики 80-х, в моем случае Apple-Man был аллюзией на супергеройские фильмы. Сэндберг через несколько лет после успеха на Kickstarter получил возможность снимать полный метр с Шварценеггером и Фассбендером.
Я решил — почему бы не попробовать. Когда мы вышли на Kickstarter, про него начали писать медиа в Германии, Америке, Бразилии, Австралия, Японии.
Собрали денег на фильм?
— Собрали $120 тысяч.
И когда будете снимать?
— Мы сняли первую версию фильма, но нам не понравились результаты тестовых показов. Поэтому сейчас мы переснимаем часть проекта.
Уроки Лос-Анджелеса
Ты сказал, что отправил трейлер проекта знакомым из Штатов. А познакомился с ними где? Ездил, как многие молодые режиссеры, в Лос-Анджелес?
— Мое самое первое знакомство с Лос-Анджелесом было несколько авантюрным. Я просто приехал и начал ходить по голливудским студиям, предлагая свой проект продюсерам. Все как в фильмах про большую американскую мечту.
Толку от такого подхода было мало. Я посещал тусовки звезд, пил виски с голливудскими режиссерами, актерами. Но как только я пытался предложить свой сценарий — меня ждал вежливый отказ. "Дружище, мы готовы выпить, выслушать твою историю, но мы никогда не примем от тебя рукопись, потому что у нас все идет через агентство. Отправляй на адрес агентства". Агентство, разумеется, ни на какие письма не отвечало.
Вторая поездка в Штаты была гораздо более плодотворной. У меня был кинотеатральный показ фильма "Синтетическая любовь". Благодаря ему я познакомился с продюсерами, которые работают на Netflix, Amazon, Paramount. Теперь уже они подходили ко мне, а не я к ним.
Что можешь сказать тем, кто, так же как ты, намерен поехать за мечтой в Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Берлин, Париж?
— Нужно строить четкий план действий. В Голливуде жизнь очень дорогая. На полгода нужно $30-50 тысяч — арендовать жилье, машину, посещать мероприятия.
Я знаю много людей, которые приезжали в Голливуд за мечтой, но в итоге отказались от этой мечты. Режиссеры становились охранниками, актеры — официантами. Причина простая — рутина, быт, нехватка денег.
Джеки Чан и все-все-все
Собравшись в "авантюрную" поездку в Голливуд, какой уже имел бэкграунд как режиссер и как сценарист? На чем уже успел протестировать, чем хочешь заниматься, а чем нет?
— Я начинал с написания книг еще в школьные времена. Первую книгу издал лет в 17, потом написал еще несколько: это были истории а-ля Гарри Поттер. Но потом случился кризис 2008 и договоренности, которые у меня были с одним украинским издательством, закончились.
Попытался найти свою аудиторию на Западе через площадку Amazon, где опубликовал книгу на английском, но понял, что, живя в Украине и не являясь автором-носителем английского языка, это сделать невозможно.
А к сериалам меня привела история с книгой для Джеки Чана.
Джеки Чан был моим кумиром детства: я все его фильмы смотрел. И лет в 18-19 я написал в его гонконгский офис: предложил создать художественный фантастический роман, главным персонажем в котором будет Джеки Чан. Продюсер Джеки ответил, что им это интересно.
Вот прямо так сразу ответили незнакомому автору из Украины?
— Я долго атаковал их письмами. У них был похожий проект — фантастический мультсериал "Приключения Джеки Чана", и я убеждал их в том, что фантастический роман станет отличным дополнением. Я написал синопсис страниц на десять, они его одобрили, и я начал писать роман "Хроники Джеки Чана".
Меня подвел перфекционизм. Я очень долго работал над книгой, почти два года — хотел сделать все идеально. К тому времени как я закончил, у Джеки Чана поменялся продюсер, который ответил, что больше эта история для них не актуальна.
А на что ты тогда жил?
— На стипендию — учился в Днепре на факультете систем и средств массовых коммуникаций. Стипендия на первом курсе была 120 гривен, а потом выросла до 500. Еще я писал дипломы и курсовые на заказ, подрабатывал в местных газетах.
"Хроники Джеки Чана" так и не вышли?
— Вышли, но на некоммерческой основе. Зато "Хроники" помогли мне попасть в ряды сценаристов. Когда на телеканале ТЕТ искали сценарную группу для нового сериала, я отправил книгу в качестве "портфолио". Книга понравилась, и мне предложили написать пробный сюжет для сериала "Дневники Темного". Это что-то вроде украинской версии американского сериала "Дневники Вампира".
Помню, редактор сильно удивилась, когда вместо одного сюжета я за вечер написал четыре штуки. Из них три приняли, и с тех пор я стал писать сценарии. Но самой большой неожиданностью стал гонорар. Под Новый год за несколько серий я получил 6 тысяч долларов. Для студента со стипендией в 500 гривен это были колоссальные деньги.
После "Дневников Темного" я продолжил писать сценарии для "1+1", ТРК "Украина", СТБ…
А как шоураннер не пробовал работать?
— Это был следующий этап. В какой-то момент просто писать сценарии стало скучно — хотелось работать в кадре. Мы с моим другом Стасом Капраловым сделали шоу "Безумный Автостоп" для 34 телеканала. Отправились в путешествие по Турции и Грузии — втроем с оператором Евгением Смирновым по прозвищу Папа Джон. Ночевали в полях, в спальных мешках, у каучсерферов. Директор канала потом пошутил, что с таким форматом съемки вообще не рассчитывал, что мы вернемся.
Бюджет был небольшим, зато никто не ограничивал наш креатив. Шоу побило телевизионные рейтинги в Днепре.
Не появилось желания стать тревел-блогером и на этом зарабатывать?
— Тогда в Украине даже не было такого понятия, как тревел-блогер. Нас с другом не интересовал YouTube — мы хотели работать на телеканале. Через несколько месяцев после премьеры "Безумного Автостопа" на 34-ке нас пригласили на "Новый канал".
Мы сняли новый сезон "Безумного Автостопа", на этот раз в Европе. И что самое интересное, нам опять дали полную свободу в плане креатива. Тогда я не до конца понимал, насколько нам повезло. Это был смелый и крутой эксперимент "Нового канала" и руководства, которое в нас тогда поверило — Максиму Дыбенко, Владимиру Локотко, Ольге Задорожной, Алексею Лютикову, Ольге Балабан.
А затем в нашей жизни появился Mamas Film Production Аллы Липовецкой и Марины Квасовой, где мы со Стасом Капраловым делали тревел-шоу для ICTV — "Особенности национальной работы". Только теперь уже мы были не в кадре, а выступали как режиссеры и продюсеры.
Чему научила работа в Mamas Film Production, что потом пригодилось?
— Из нового в первую очередь была работа с продакт-плейсментом (к примеру, интеграция бренда "Розетка" в наше шоу). Также это был отличный опыт в плане создания проектов по четким требованиям заказчика. Нужно было строго соблюдать формат, импровизация была в строго отведенных рамках. Алла Липовецкая и Марина Квасова очень грамотно выстраивают продюсерскую стратегию, было чему у них поучится.
Денег за это время успел заработать?
— Ровно столько, чтобы снять первый короткометражный фильм "Синтетическая любовь".
"Синтетическая любовь" и бизнес-подход
Но почему опять решил все бросить и начать с чистого листа? Ты же уже был в списке востребованных на телевидении авторов, делал проекты, которые покупали.
— У меня с детства была мечта — быть режиссером кино. Но она как-то все время откладывалась на потом. В какой-то момент, вернувшись из очередной командировки в Азию, я понял: либо я начинаю работать над мечтой сейчас, либо с ней можно распрощаться. Я написал сценарий фильма "Синтетическая любовь" (Synthetic Love) и приступил к съемкам. Фильм получил премию как лучший короткометражный фильм в Торонто (фестиваль TISH), в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Хьюстоне.
Заработать на этом фильме удалось?
— Нет, это же короткий метр. Короткий метр — это всегда некоммерческая история. Но сейчас на основе него мы разрабатываем полнометражный триллер. Именно поэтому короткометражного фильма "Синтетической Любви" нет в сети — мы хотим превратить ее в полнометражную версию и продать. Это бизнес-подход к изначально некоммерческому проекту.
Кто его может купить?
— Иностранные платформы. Жанр и формат "Синтетической любви" близок к "Игре в кальмара". На это сейчас появился спрос.
Ты сказал, что выбрал бизнес-подход. Что он значит?
— В первую очередь бизнес-подход заключается в глубоком изучении кинорынка. Проект должен соответствовать запросам аудитории.
Как в Киеве снимали хоррор о Чернобыле
После Лос-Анджелеса в Киеве было куда возвращаться?
— По возвращению в Киев мы с партнерами создали продакшн Hollywood Ukraine. Занялись разработкой сериальных форматов для Запада и полнометражных проектов. Одним из них стал социальный хоррор The Chernobyl Fallout.
В основном мы работаем с украинскими специалистами, но для англоязычных проектов привлекаем иностранных. Помогает то, что я часто бываю в Лос-Анджелесе и завел много полезных знакомств.
Почему снимаете хоррор, а не драму?
— Хоррор самый выгодный жанр в плане окупаемости. Недорогой в производстве, есть огромная фанатская аудитория.
Расскажи про продюсерскую составляющую проекта
— Производством фильма занимается наша кинокомпания Hollywood Ukraine, международный дистрибьютор — FILM.UA Distribution. Производство полностью украинское, а актеров привозили из Англии.
Я считаю, что это одна из уникальностей проекта: в Украину наш украинский продакшн привозит актеров из-за рубежа, чтобы снять наше украинское кино. Таких примеров — по пальцам одной руки пересчитать. К примеру, "Захар Беркут".
Бюджет The Chernobyl Fallout сопоставим с бюджетом "Захара Беркута" в $4,5? Или меньше?
— Не могу называть конкретные цифры нашего проекта. Назову ориентировочные цифры по производству киноконтента в Украине в целом (речь идет о "картинке" топового качества). Серия сериала (45 минут) — $150 тысяч. Полнометражный хоррор на украинском языке (90 минут) — около $500 тысяч. Полнометражный хоррор на английском языке (90 минут) – около $800 тысяч.
Кстати, наш продакшн готов инвестировать в проекты, которые нам интересны, до 50 процентов их бюджета. На рынке есть такая проблема: качественный контент дорогой, у телеканалов не всегда есть деньги, чтобы его покупать. Поэтому они заказывают более дешевый контент низкого качества. Я считаю, нужно решать проблему некачественного украинского контента, поэтому мы готовы инвестировать половину бюджета в проект, который нас заинтересует. Тем самым разделив риски с каналом. Но это касается только тех проектов, которые нам интересны в плане развития бренда.
Локдаун повлиял на график съемок The Chornobyl Fallout?
— Съемки несколько раз пришлось переносить. Снимали с начала сентября и сейчас уже практически закончили.
Где снимали?
— Основные съемки с актерами — в Киеве.
А почему не в Чернобыле?
— Это не выгодно с продюсерской точки зрения. Много времени тратится на перевозку актеров и съемочной группы из Киева в Чернобыль. А съемочный день у зарубежных актеров начинается с момента выезда из отеля. Таким образом, мы бы теряли около 4 часов в день только из-за переезда туда-обратно.
Поэтому проще снимать в Киеве, на локациях, которые подготовлены для киносъемки, либо в локациях старых киевских бункеров. С визуальной точки зрения — все то же самое, но они находятся в центре города рядом с отелем.
Как искали зарубежных актеров?
— У нас был глобальный кастинг — США, Канада, Австралия, Англия. Поиски актрисы на главную роль длились почти месяц. В итоге ее сыграла Хлоя Луиза Боуэнс, актриса из Великобритании ("Круэлла", "Kingsman"). Великолепная актриса, талант от природы. Идеальное попадание в персонаж.
Брата главной героини сыграл Роб Фельдман — это украинский актер, который учился в Британии, играл в сериале "Убивая Еву". Он очень сильный драматический актер.
Олег Драч сыграл негативного персонажа. Это актер из фильмов "Смерть Сталина", "Гарет Джонс". Из него вышел замечательный злодей.
А почему взяли Ксению Мишину ("Крепостная", "Танцы со звездами", "Холостячка") ?
— Ксюша — идеальное попадание по типажу. Плюс повезло, что у нее хороший английский. Найти актрису со знанием английского в Украине очень сложно.
Использовали графику?
— По минимуму.
Сценарий ты писал?
— Писал я, но потом адаптировал Майк Макки — сценарист з Штатов ("Коп", "Сыщик", "CSI: Майами", "Семейные времена").
Что значит адаптировал?
— Я написал сценарий, выстроил сюжет, придумал персонажей. А он адаптировал все диалоги к восприятию американскими зрителями. Процесс адаптации очень важен, если готовить проект для западной аудитории — это сделать может только носитель языка.
На каком этапе сейчас проект и что будете делать дальше?
— Осталось доснять несколько сцен и начнется монтаж. Надеемся представить фильм в рамках Берлинале в феврале (ориентировочное время выхода фильма на экраны – осень 2022 года, - Delo.ua).
Чем будете цеплять зрителей?
— Это будет первый украинский социальный хоррор. Социальный хоррор — жанр, популярный на Западе ("Реинкарнация", "Оно", "Тихое место").
Цель социального хоррора — не столько напугать зрителя, сколько заставить его задуматься над проблемами современного общества. В нашем проекте мы хотим сфокусировать внимание зрителя на проблеме последствий Чернобыля для украинцев.
Беседовала Елена Гладских, специально для Delo.ua