Потеря времени в компании с Опрой Уинфри: о детской фантастической ленте "Складки времени"

Потеря времени в компании с Опрой Уинфри: о детской фантастической ленте "Складки времени"
С 8 марта в прокате фантастический фильм "Складки времени" о путешествиях детей по Вселенной. Найти хоть какие-то объяснения показанным на экране событиям попытался критик Сергей Васильев

Влюбленные электроны

В центре истории, снятой по детскому фантастическому роману Мадлен Л'Энгл, изданному в 1962 году, — девочка Мэг (Сторм Рейд). Ее отец Алекс Мурри (Крис Пайн), выдающийся ученый, предложил концепцию путешествий по Вселенной с помощью силы мысли — благодаря использованию "влюбленных" электронов, которые, даже максимально разделенные в пространстве, сохраняют между собой связь.

Во время одного из экспериментов по проверке теории, которая вызывала у коллег лишь обескураженный смех, Алекс пропал. С тех пор прошло четыре года? и все это время у талантливой девочки ничего не клеится — ни в учебе, ни в отношениях со сверстниками — так любимого папу ждет.

Причем ждет его не одна, а с гениальным братцем, которого все называют исключительно Чарльз Уоллес (Деррик МакКейб). Кроме выдающегося интеллекта и телепатии, парнишка отличается еще и удивительными способностями роста: за четыре года из младенца в пеленке он превратился в школьника, который вполне может о себе позаботиться.

Именно Чарльз Уоллес знакомит Мэг с тремя убранными в пышные одежды светлыми силами (Опра Уинфри, Риз Уизерспун, Минди Калинг), которые готовы помочь ей отыскать отца. Алекс таки сделал сногсшибательное открытие про моментальные путешествия по Вселенной. Но, к сожалению, затерялся где-то на ее просторах.

В путешествие герои берут с собой еще одного участника — одноклассника Мэг Кельвина (Леви Миллер), который тоже учится не шибко хорошо, имеет проблемы с отцом и пристально (и одновременно томно) глядит на Мэг потенциально влюбленным взглядом. Кажется, что главная его функция — регулярно отписывать комплименты ее волосам, по поводу курчавой природы которых девочка испытывает комплексы.

Любующийся собой "визионер"

В трейлере "Складок времени" режиссера ленты Аву ДюВерней называют "визионером". В последнее время в рекламных материалах голливудских фильмов этот термин используют с завидной регулярностью для характеристики особых художественных качеств авторов (американские кинокритики насчитали полтора десятка подобных упоминаний только за последние два года). Однако, похоже, от частого и не к месту употребления слово постепенно превращается в ругательство.

К примеру, год назад "визионером" назвали Гора Вербински, который снял фильм "Лекарство от счастья" — картину, обладающую определенным шармом благодаря своему вылизанному образному ряду, но преимущественно лишенную смысла. При этом ничего такого, что благодаря фантазии и мудрости автора открыло бы зрителям новые горизонты (а это, по сути, и отличает "визионеров" от остальных), в работе режиссера обнаружить было нельзя.

Нет ничего визионерского и в режиссуре Авы ДюВерней (не считать же таким временное превращение персонажа Риз Уизерспун в гигантский капустный листок — чего только во Вселенной, поддержанной компьютерной графикой, не происходит). Наоборот, режиссер активно использует уже известные приемы и образы, компонуя из них свою картину. В частности, эксплуатируя картонные иллюстрации одноэтажной Америки, идеальной семьи, да и фантастического мира, из которых выдрать хотя бы клок нового смысла очень непросто.

Стоит признать, сделано это зрелищно и с визуальным размахом, который соответствует современным техническим достижениям Голливуда и репутации киностудии Уолта Диснея. Иллюзия столь сильна, что позволяет некритично воспринимать даже декорации, которые в отдельных случаях своей сценической примитивностью способны заткнуть за пояс условность американских фантастических сериалов 1960-х годов (как это происходит, к примеру, с тюрьмой, в которой удерживают Алекса).

Нет особой новизны и в том, как Ава ДюВерней пытается оттенить зрелищный размах путешествий по Вселенной камерной чувственностью, характерной для независимых американских картин. В сценах воспоминаний, акцентирующих на семейных отношениях, пропитанных любовью, она использует крупные живые планы, снятые пошатывающейся от переизбытка слезоточивых эмоций камерой (эти эмоции в большом количестве продуцируют настроенные на мелодраматичный лад актеры).

Скорее, ее стиль отличает безоглядная самоуверенность (качество категорически важное для творца), нередко переходящая в самолюбование (что уже не столь хорошо). Это деструктивный дрейф проявляет себя в работе с музыкой к фильму. Отдельные сцены Ава ДюВерней превращает в искусственные музыкальные клипы, давая "за кадром" принять участие в картине Sia и Sade, а зрителям — достаточно времени, чтобы хорошенько осмыслить и прочувствовать, что именно сейчас произошло.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Голливуд" по-украински: о фильме "Сказка про деньги"

Тайные знания (не) для всех

Кстати, о времени. Фильм — по меркам современных голливудских лент — длится недолго, меньше двух часов, но по ощущениям тянется бесконечно. Небыстрый старт истории, в котором показан обыденный конфликт Мэг с одноклассницами, не является попыткой набрать полные легкие воздуха в преддверии стремительного бега по фантастической Вселенной: даже самые напряженные приключенческие коллизии Ава ДюВерней развивает максимально неспешно.

Она любит "подышать" кадрами, предлагая зрителям внимательно их разглядывать в поисках едва заметных деталей, позволяющих осмыслить происходящее (хотя обычно их нет и осмысливать нечего). В этом проявляет себя удивительная особенность "Складок времени" — фильм будто садится между двух стульев. Для детской аудитории он, скорее всего, будет слишком созерцательным и — временами — скучным. А для взрослой аудитории — слишком примитивным по уровню заложенного в него философского смысла.

Особенность проповедуемой философии "Складок времени" в том, что все зло целиком и полностью выведено на отдельную планету во Вселенной, откуда и пытается гадить всем на свете. Людям в этом уравнении достаются разве что милые недостатки, а все, что хуже, — является результатом тлетворного влияния щупальцев зла. Именно в бой с темной планетой и собираются отправить детей-героев.

Безапелляционность, с которой отдающие банальностью сентенции преподносятся, как глубокая мудрость, открывающая тайны бытия, несколько сглаживает то, что многие "благоглупости" произносит персонаж Опры Уинфри, которая — если говорить начистоту — играет не фантастический дух Вселенной, но саму влиятельную себя. "Складки времени" буквально пропитаны предельно уважительным отношением к ней. Ее персонажа представляют размером с дом (недвусмысленно подчеркивая общественную значимость), а в финальных титрах и вовсе — именно Опру Уинфри называют первой, демонстрируя ее в разных, но всегда выгодных для Опры Уинфри ракурсах.

"Интерстеллар" и сигареты

Ее убедительного влияния все же недостает, чтобы преодолеть неудобное ощущение отстраненности от происходящего на экране и смыслов, транслируемых авторами. Кажется, что все, задействованные в фильме, являются носителями тайного знания, которое придает происходящему в "Складках времени" дополнительную значимость. По крайней мере, для них. Отсутствие такого знания способно превратить зрителей в растерянных гостей, попавших на чужой праздник. У меня такое легкое ощущение во время просмотра возникло.

И все же хочется найти хоть какие-то объяснения показанных на экране событий, пусть они и будут далекими от авторских намерений:

  • Например, представить "Складки времени", как детскую версию "Интерстеллара" Кристофера Нолана, с его мотивами безграничной любви отца и дочери, путешествия во времени и спасения всего человечества. Только если "Интерстеллар" — это живопись, пусть и несовершенная, то "Складки времени" — книжка-раскраска.
  • Или попытаться интерпретировать происходящие события в исключительно приземленном ключе, превратив из религиозной притчи в психоаналитическую иллюстрацию детской травмы. Тогда отец Мэг, пропавший четыре года назад, — никакой не "летчик-испытатель" (ученый-путешественник), но просто нерадивый муж, который, выйдя за сигаретами, ушел из семьи. Вся же фантастическая история его поисков — не более, чем надломленные фантазии раненного ребенка (отсюда — и идейно-сюжетный примитив картины).

Еще можно во время просмотра интересоваться гардеробом юного Кельвина, который непонятно почему и зачем принимает участие в истории. Наблюдать за тем, как он постепенно теряет на разных планетах куртку, футболку, а дальше — чудесным образом — возвращает их обратно (все-таки путешествия по Вселенной — это не полеты на самолете, где авиакомпания может потерять багаж).

Уходить с фильма можно уже на титрах. Скрытых сцен в самом конце ленты авторы для зрителей не припасли. Хотя роман Мадлен Л'Энгл имеет продолжение. Так что и новый фильм про приключения Мэг во Вселенной вполне может случиться. Чтобы все-таки дать зрителям ответ на вопрос: "Что это было?". Или запутать их окончательно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Главный "Оскар" у "Формы воды"