НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Непродуманные законодательные решения: УЗА обеспокоена возможной остановкой экспорта зерна

Непродуманные законодательные решения: УЗА обеспокоена возможной остановкой экспорта зерна
УЗА обеспокоена возможной остановкой экспорта зерна. Иллюстрация: ua.depositphotos.com

Украинская зерновая ассоциация (УЗА) выразила глубокую обеспокоенность возможной полной остановкой экспорта зерна из Украины. Причиной этого является принятие Верховной Радой определенных законодательных изменений экспорта зерновых и масличных, которые вызывают противоречия в законодательстве, особенно в налоговой сфере.

Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Об этом идет речь на сайте ассоциации.

Согласно сообщению, УЗА особенно возмущена принятием законопроектов 10168-2 и 10169-2, которые были приняты   без участия бизнес-ассоциаций, что может привести к введению правил, которые невозможно выполнить и соответственно параличу на рынке зерна и полной остановке его экспорта из Украины.

Один из спорных пунктов – предложение регистрировать налоговые накладные до момента физического экспорта зерна, что противоречит налоговому законодательству. УЗА подчеркивает, что такой подход может привести к невозможности физической поставки товара и задержек в регистрации налоговых накладных.

"В этом случае экспортеры могут оказаться в ситуации, когда они не могут ни поставить товар, ни получить оплаты за него, чтобы зарегистрировать налоговую накладную", - отмечают в ассоциации.

Еще одна неприемлемая норма, по мнению УЗА, это — перенос проверки налогового кредита на момент физической отправки зерна на экспорт, что создает возможность для налоговых органов затягивать проверку. Это может привести к большим убыткам для экспортеров. Кроме того, эти убытки лягут на фермеров, поскольку риски будут заложены в цену закупки зерна у него.

"В таком случае, экспортер будет вынужден платить за простой судов в порту – убытки составят минимум $1,5-2 на тонне и могут достичь $50 тыс и более в сутки. Никто из экспортеров не будет еще больше идти на риск в таких условиях", – указывается в сообщении.

Законопроекты также предусматривают установление минимальных цен на экспортное зерно, которые должны быть на уровне ниже средней биржевой стоимости за предыдущие 10 дней, но в ассоциации уверяют, что такой механизм невозможно реализовать.

Также он может привести к искусственному повышению цен, что влияет на рынок зерна в Украине и негативно отражается на аграрных производителях.

Аграрии призывают отказаться от законодательных новшеств

Отмечается, что в Верховной Раде депутатами уже зарегистрирован ряд альтернативных законопроектов, которые якобы направлены на улучшение регулирования рынка зерна, тогда как зерновая отрасль в условиях войны пытается возобновить экспорт зерна, в том числе через временный гуманитарный коридор.

В УЗА считают, что недавнее введение Кабинетом министров Украины (Постановления Кабинета Министров Украины от 31 октября 2023 г. №1132 и №1133) новых правил экспорта агропродукции, которые только начинают работать, должны быть протестированы на предмет эффективности и не создавать помех для критического для государства, бюджета и обороны экспорта Украины.

Согласно нововведениям, экспортировать агропродукцию, в частности зерновые и масличные, разрешено только компаниям, которые пройдут соответствующую верификацию экспортера, без налоговых задолженностей и соблюдают валютный контроль.

Данный механизм верификации агроэкспортеров был введен Кабмином 31 октября. Предполагается, что он будет действовать до конца 2024 года. Уже 10 ноября в него были внесены первые изменения – расширены критерии отнесения экспортеров к верифицированным.

Напомним, ранее Одесская областная военная администрация постановила, что теперь загрузка судов (барж) будет происходить исключительно при проведении предварительного анализа законности происхождения зерна.

Из-за этого УЗА заявляла, что в портах Большой Одессы  безосновательно задерживают суда, загружены зерном на экспорт, в результате чего аграрии несут миллионные убытки, а государственный бюджет Украины недополучает средства. Тогда аграрии призвали власти вмешаться в ситуацию.

Источник фото: ua.depositphotos.com