- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Бывшие АЗС Коломойского купила малоизвестная компания: какие планы у нового владельца
Компания "Макс Энерго Ресурс" победила на торгах на приобретение 245 автозаправочных станций группы "Приват" (сети ANP и "Авиас") и 33 земельных участка, которые находились в залоге ПриватБанка, предложив на аукционе наивысшую цену 695,9 млн гривен. Торги прошли в пятницу, 27 сентября.
По условиям аукциона полный расчет за приобретенное имущество должен быть осуществлен в течение 10 банковских дней после утверждения протокола о результатах торгов. Важно отметить, что в случае несоответствия фактического состава имущества сведениям из Государственного реестра прав, победитель не сможет отменить результаты торгов.
По состоянию на утро 2 октября ни ГП "Сетам", ни ПриватБанк не подтвердили и не опровергли информацию о победителе. При этом в ПриватБанке отметили, что перед подписанием договора победителя проверят на причастность к группе Приват.
По данным СМИ, компании из группы "Приват" Игоря Коломойского на условиях лизинга годами пользовались этими автозаправками . А сам ПриватБанк, являвшийся их формальным собственником, ничего из этого не получал, ведь адвокаты Коломойского находили лазейки в законодательстве, чтобы не выплачивать долги.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.ua
Что известно о компании-покупателе
Компания "Макс Энерго Ресурс" была зарегистрирована в апреле 2022 года. Она занимается импортом и розничной торговлей горючим. Оборот компании в прошлом году составил около 1,5 млрд грн.
Владелец компании Игорь Супруненко рассказал в интервью "Экономической правде", что покупка такого количества АЗС позволяет компании не только закрепиться на украинском рынке, но и занять новые позиции и развивать сеть. По его словам, компания уже провела обследование объектов в регионах, за исключением оккупированных территорий, и готова к поэтапному запуску.
На первом этапе, который продлится полгода, компания планирует возобновить работу около 55-60 АЗС. В рамках второго этапа планируется открыть еще 50–60 заправок. В целом, как подчеркнул новый владелец, в течение года компания намерена запустить около 50% всех приобретенных станций.
На первом этапе планируют инвестировать 500 млн грн, а в общей сложности в проект будет вложено около 1,2 млрд грн. Кроме ремонта и обновления оборудования, компания планирует ребрендинг АЗС и постепенное введение современных стандартов обслуживания. Также запланировано полное переоборудование и развитие инфраструктуры.
"Мы хотим поскорее запустить эти заправки, но все зависит от того, как быстро получим согласование от Антимонопольного комитета", — пояснил Супруненко.
Заправки с сомнительными перспективами
Многие претенденты отпугивали то, что большинство заправочных станций не работают более года, и часть из них расположена на оккупированных или территориях и в регионах, где ведутся боевые действия, что делает их эксплуатацию рискованной.
"Этот лот неинтересен, потому что большинство из этих АЗС не работают уже больше года, а большая часть из них находится на оккупированных территориях. В эти заправки нужно вложить очень много сил, чтобы привести их в порядок и чтобы туда приезжали автомобилисты. По нашим подсчетам, окупаемость инвестиций составит 8-9 лет", — говорит директор по маркетингу Сети АЗС "БРСМ-Нефть" Александр Мельничук .
По словам директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна, абсолютное большинство объектов находится вне города, поэтому эти АЗС никогда не сгенерируют продаж, необходимых для прибыльной работы АЗС. При этом Куюн отмечает, что из указанных АЗС только 20-30 перспективны.
"Также надо понимать, что по факту речь идет о земельных участках, строительство нового небольшого комплекса будет стоить от $500 тыс. Если даже речь идет о 50 АЗК, это $25 млн. Это вдобавок к уплаченным $17 млн", — отметил Куюн.
Следует отметить, что 17 сентября Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект №11416-д , среди прочего предусматривающий уплату налога на прибыль для АЗС авансом. Если закон начнет действовать, владельцам АЗС необходимо будет вносить в государственный бюджет от 30 до 80 тыс. гривен за одну АЗС ежемесячно, независимо от финансовых результатов и объема реализации.
Эксперты и участники рынка считают, что после того, как закон начнет действовать около трети АЗС, могут закрыться или уйти в тень . В первую очередь это касается мелких игроков, у которых большая часть заправок находятся вне города. Таким образом, покупка 245 АЗС потребует от владельца платить в государственную казну как минимум 7,35 млн гривен ежемесячно, даже если АЗС не будут генерировать прибыль.