НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,55

41,48

EUR

45,25

45,00

Россияне обходят эмбарго на нефть и нефтепродукты. Удастся ли ЕС закрыть пробелы в санкциях?

Россияне обходят эмбарго на нефть и нефтепродукты. Удастся ли ЕС закрыть пробелы в санкциях?
Иллюстрация: Delo.ua

За то время, пока действуют санкции на нефть и нефтепродукты, россиянам удалось перенаправить свои экспортные потоки, чтобы не потерять объемы добычи. И хотя выручка Кремля от экспорта углеводородов значительно сократилась, россияне, несмотря на эмбарго, продолжают поставлять свою нефть в ЕС. Сейчас в Евросоюзе задумались над тем, чтобы прикрыть лазейки, позволяющие россиянам обходить санкции.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Санкции против российской нефти и нефтепродуктов чрезвычайно болезненны для Кремля из-за зависимости российского бюджета от нефтегазовых доходов . Из-за санкций за январь-апрель 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года нефтегазовые доходы российского бюджета снизились на 52% . Через первый квартал 2023 года дефицит российского бюджета составил 2,4 трлн рублей (28,9 млрд долларов), а за январь-апрель этот показатель увеличился еще на 1 трлн рублей до 3,4 трлн рублей (около 42,7 млрд долларов) .

Теперь, чтобы финансировать войну в Украине Кремль и одновременно покрывать дефицит бюджета, Кремль распродает свой постепенно сокращающийся фонд национального благосостояния. Хотя россияне утверждают обратное и рапортуют о постепенном увеличении Фонда в рублях в марте и в апреле такая динамика объясняется главным образом спекулятивным ростом стоимости неликвидной части фонда (как, например акций российского Сбербанка), а также стремительной девальвацией российского рубля в апреле.

Пытаясь смягчить удар для своей экономики, а также сохранить объемы добычи нефти россияне пытаются диверсифицировать свой экспорт, а также обойти санкции и ценовые ограничения с помощью схем реэкспорта в третьи страны, а также "теневого флота", который Россия сформировала перед тем как нефтяное эмбарго вступило в действие.

Для Украины и ее союзников чрезвычайно важно максимально обескровить государство-агрессора. Поэтому в новом пакете санкций, который сейчас активно обсуждается в кабинетах Брюсселя среди других пунктов, таких как запрет экспорта определенных групп товаров в страну агрессора и долгосрочный отказ от российского газа идет речь и об ужесточении уже действующих санкций, в частности, о запрете заходить в порты ЕС судам. которые помогают Кремлю избегать санкций.

Это может стать достаточно болезненным ударом для греческих судовладельцев, которые являются лидерами по вывозу российских нефти из черноморских портов, а также помогают россиянам избегать санкций, проводя перевалку нефти в территориальных водах Греции . В том случае, если такие ограничения введут в действие, я контроль за соблюдением санкции будет ужесточен, россияне снова потеряют значительную часть своих нефтегазовых доходов, а способность Кремля вести захватническую войну в Украине снизится еще больше.

Россия нарушает эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС

Согласно исследованию мониторинговой группы BlackSeaNews и Института Черноморских стратегических исследований, экспорт российских нефтепродуктов в феврале 2023 года уменьшился к предыдущему месяцу на 7,8%. Однако уже в марте экспорт существенно вырос на 21,5% и составил 3,6 млн тонн. Показатели марта 2023 превышают все ежемесячные объемы за последние 12 месяцев, кроме декабря 2022 года.

Такой рост произошел в результате одновременного действия 2-х факторов: сохранение нарушений эмбарго на экспорт в страны ЕС и G7 на 738 тыс. тонн, а также рост экспорта в страны, не вводившие санкции, на 748 тыс. тонн. В то же время доля стран "ЕС+" в экспорте российских нефтепродуктов из портов Черного и Азовского морей за время войны сократилась с 71.1% в мае 2022 года до 20.3% в марте 2023 года.

"Турция в марте 2023 года продолжает удерживать абсолютное лидерство по показателям морского импорта нефтепродуктов из России - 44% от общего объема и 55,3% от объема экспорта в страны, которые не вводили эмбарго", - говорится в исследовании.

При этом 52,9% объемов экспортируемых в нарушение эмбарго в страны ЕС+ российских нефтепродуктов в марте 2023 года перевозились танкерами греческих судовладельцев. Греческие судовладельцы также перевезли наибольшую долю российских нефтепродуктов, экспортированных в страны, не присоединившиеся к эмбарго – 29.8%. С учетом судовладельцев из Германии, США, Монако и Швейцарии, этот объем превышает 1/3 и составляет 1,065,882 тонн или 36.8%.

В институте "Черноморских стратегических исследований" также обнаружили , что за февраль было зафиксировано 11, а в марте уже 17 танкеров, нарушавших эмбарго на поставки нефтепродуктов в страны ЕС. 16 танкеров принадлежали судовладельцам из Греции, а один из Италии.

Обычно речь шла о рейдовой перевалке с судна на судно, осуществлявшемся в территориальных водах Греции. Однако имелись факты и прямых поставок российских углеводородов в нарушение санкций. Так, танкер MARINER A, принадлежащий греческим судовладельцам, 1 марта отчалил с российскими нефтепродуктами из порта Новороссийск, а 28 марта разгрузился в порту Уилмингтон в США. Еще один танкер MRC BELIZ, принадлежащий турецким судовладельцам, в марте вышел из Новороссийска, а уже в апреле отгружался во французском порту Руан.

Аналитик профильного издания "Нафторинок" Александр Сиренко говорит, что неоднократно обнаруживал выходящие из Российских портов суда, загружали перевозившие в Турцию российские нефтепродукты. А затем после промывки резервуаров в море заходили в порты устья Дуная под загрузку украинского масла.

"Здесь все вроде бы законно, и у наших таможенников нет никаких инструментов, чтобы ограничить прием в наших портах судов, которые помогают государству-агрессору продавать свои нефтепродукты", - говорит Сиренко.

Он отмечает, что сфера морских перевозок требует достаточно значительных инвестиций, поскольку стоимость одного танкера может достигать десятков миллионов долларов. При этом ЕС является достаточно маржинальным рынком с точки зрения морской логистики. Поэтому запреты входить в порты ЕС судам, которые были замечены в перевозке российских нефти и нефтепродуктов в обход санкций, может стать достаточно болезненным ударом для судовладельцев.

Товаропоток российских нефти и нефтепродуктов может снизиться на 50%

Директор по аналитическим исследованиям DiXi Group Роман Ницович рассказывает, что в настоящее время действует правило предельных цен на поставки нефти и нефтепродуктов из России в третьи: если конечная стоимость ниже установленных предельных цен, то компании из ЕС могут предоставлять услуги по страхованию, перевозке и портовым услугам.. Также ограничения не распространяются на нефть и нефтепродукты из Казахстана, которая может отгружаться в том же порту Новороссийск.

“Не все поставщики услуг из ЕС добросовестно выполняют установленные ограничения. Фиксировалось предоставление таких услуг перевозчикам российской нефти даже без проверки по какой цене нефть и нефтепродукты идут в третьи страны. Соответственно, сейчас речь идет о том, чтобы устранить лазейки, которые позволяли россиянам обходить предельные цены”, - говорит Ницович.

Он отмечает, что в случае принятия такого решения ЕС может существенно усложнить россиянам логистику. Из-за запрета на доступ в Европейские порты судна, перевозящие российские нефть и нефтепродукты начнут работать с портами других стран, не являющимися членами “коалиции низких цен”.

“Российскую нефть перевозит и теневой флот, состоящий преимущественно из старых судов, к которым есть вопросы с точки зрения экологии . Очевидно, страхователи и порты будут обращать внимание и на то, из какой страны судно происходит, где зарегистрировано и в каком оно техническом состоянии”, - говорит Ницович.

Ведущий эксперт Центра Разумкова Максим Белявский рассказывает, что сейчас значительный объем нефти и нефтепродуктов переваливают в экономической зоне Греции, поэтому новый пакет санкций должен сузить возможность государства-агрессора поставлять углеводороды как на рынок ЕС, так и на рынки других стран.

Но нужно понимать, что с внедрением таких санкций россияне могут использовать для перевалки своей нефти другие страны. В частности, речь идет о странах Африки, в которых до полномасштабной войны действовал так называемый ПВК "Вагнера". Однако, я считаю, что как бы они в дальнейшем не искали новые экономические зоны и причали товаропоток, который шел через греческие острова после принятия этого пакета сократится на 50%. И соответственно, россияне будут получать меньше денег. Хотя, конечно, жаль, что этот пакет санкций внедряется с опозданием”, - говорит Белявский.