- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Ритейл
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Деликатная тема: какие продукты крадут из магазинов и какой ущерб это наносит торговле
Воровство в супермаркетах – головная боль для менеджмента предприятий розничной торговли и досадное явление из сферы обслуживания граждан, в которой не все посетители добросовестны. Издание Delo.ua узнало у крупных продовольственных ритейлеров о эффективных методах борьбы с воровством, а также составило рейтинг самых популярных товаров у шоплифтеров.
Воровство из магазинов (шоплифтинг) стало широко распространенным явлением в США в 40-х годах прошлого века, сразу после появления первых магазинов самообслуживания. Впрочем, проблема появилась задолго до возникновения супермаркетов – в более далеком прошлом товары воровали на уличных рынках и в любых других торговых точках.
Из-за краж мировая розничная торговля теряет около 1,5% своего годового товарооборота, а ежегодные потери сетей существенно превышают $100 млрд.
- Стали ли больше воровать?
- Какие продукты в группе риска?
- Краж меньше в магазинах с постоянной аудиторией
- Сколько воруют в других странах?
В Украине об этой деликатной теме говорят достаточно мало - сами ритейлеры не "подсвечивают" тему краж из магазинов, чтобы не провоцировать посетителей. Однако, официальные данные свидетельствуют об определенном тренде на сокращение краж из магазинов.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaПо данным Офиса Генерального прокурора Украины, кражи остаются одним из самых распространенных имущественных преступлений. За январь-октябрь 2023 года Нацполиция зафиксировала 73,6 тыс. краж, в 56% случаев (41,5 тыс.) против фигурантов возбуждено уголовное дело, 51% дел (37,6 тыс.) направлены в суд. Судебный приговор уже получили 30% (21,84 тыс.) фигурантов дел.
По месту совершения краж статистика принципиально не меняется. В 2023 году больше всего воруют со складов, баз, магазинов и других торговых точек - 14,5 тыс. открытых уголовных производств за январь-октябрь, из квартир - 3 тыс., из автомобилей - 1,8 тыс. грн. производств.
Если не учитывать аномальный 2022 год, в Украине можно увидеть следующую статистику количества зарегистрированных краж (данные – Офис Генпрокурора):
Год | Общее количество зарегистрированных краж, тысяч случаев | Количество краж, по которым возбуждено уголовное производство, тыс. | Воровство с торговых точек, тысяч открытых производств | Изменение количества краж из торговых точек к предыдущему периоду |
---|---|---|---|---|
2020 | 138,6 | 61,23 | 17,86 | - |
2021 | 113, 5 | 60,9 | 15,14 | -15% |
2022 | 69,5 | 36,46 | 12,11 | -14% |
10 мес. - 2023 | 73,6 | 41,5 | 14,75 | +21% |
Стали ли больше воровать?
Следует отметить, что в 2023 году получить судимость по статье 185 УК можно, украв в магазине товаров на сумму 268,41 грн и более. Шоплифтеры, пойманные на меньшей сумме кражи, рискуют получить штраф в 850-1700 грн или отправиться выполнять общественные работы в течение 80-240 часов.
Поскольку большинство SKU в продовольственном ритейле стоит дешевле 268 грн, определенная часть воровства попадает в административную, а не криминальную статистику, которая не представлена в открытом доступе. Поэтому следует ориентироваться на представителей отрасли - по их данным, количество шоплифтеров в последние годы уменьшается .
По его словам, сокращению случаев шоплифтинга способствует внедрение новых подходов и технологий в области безопасности, которые сейчас стремительно развиваются. Ритейлер активно их применяет – модернизирует видеонаблюдение, препятствующие кражам системы, часть товара оснащается специальными электронными чипами. Внедряются и более интересные технические решения, о которых ворам не стоит знать, добавляет специалист по безопасности.
"Также предотвратить кражи помогают новые подходы. Например, камерами в магазине пользуются не только представители службы безопасности торговой сети, но и другие работники магазина с соответствующим доступом. Поэтому у нас больше пар глаз, и мы все лучше видим", - добавляет Анатолий Самойленко.
В сети ритейла "КОЛО" за последний год меры безопасности не изменились, подчеркивает ее CEO Марина Сергиенко. Торговые точки по-прежнему оснащаются противокражными рамками, определенная категория товаров проклеивается магнитными лентами.
Другие ключевые украинские ритейлеры отказались комментировать вопросы шоплифтинга, сославшись на нехватку статистики о воровстве в своих магазинах и несоответствие их медийной стратегии темам, связанным с криминалом.
Какие продукты в группе риска?
Обе компании дают схожую статистику по поводу наиболее "ходовых" товаров для воров - наиболее популярны алкоголь, сладости, икра красная, сыры, кофе, консервация. То есть причины краж трудно объяснить бедностью населения в условиях войны, поскольку в зоне риска находятся относительно дорогие SKU с длительным сроком хранения, а не социально значимые продукты ежедневного потребления.
Собеседники издания уточняют, что полномасштабная война не изменила привычки шоплифтеров, их предпочтения стабильны в течение нескольких последних лет. Магазинные воры обычно не относятся к конкретной социальной или возрастной группе – подросткам, бездомным или лицам с алкогольной зависимостью.
"Я бы не сказал, что шоплифтеры – это какая-то определенная социальная группа в классическом понимании этого слова. В основном это лица, занимающиеся воровством профессионально. Обычно абсолютное большинство покупателей понимают, что иметь проблемы с законом из-за условной шоколадки – явно плохая идея", – комментирует Анатолий Самойленко.
Краж меньше в магазинах с постоянной аудиторией
Формат магазинов "рядом с домом" (convenience store), в котором работает "КОЛО", существенно влияет в лучшую сторону на ситуацию с кражами товаров, подчеркивает Марина Сергиенко. Ритейлер выстраивает взаимодействие с посетителями на максимальном доверии, ведь работники торговых залов сети часто знают лицо своих клиентов.
Кассы самообслуживания существенно не влияют на уровень краж, добавляет она. "КОЛО" уже устанавливало их в своих магазинах, но в формате convenience store кассы самообслуживания не демонстрируют достаточной эффективности . Впрочем, их пилотное внедрение не повлекло за собой значительного роста уровня потерь от шоплифтинга.
Заместитель гендиректора "ЭКО Маркет" по безопасности также не видит дополнительных рисков от краж продуктов через кассы самообслуживания: скорее, покупатель может просто ошибиться при сканировании товара. "Самокасами" увереннее пользуются посетители магазинов в столице и крупных городах, в то время как в регионах не все к ним привыкли. Однако, персонал магазинов помогает покупателям, поэтому инциденты с оплатой товаров вне традиционных касс если и случаются, то решаются обычно путем переговоров.
Не проблема и распаковка товара в зале, уточняет Марина Сергиенко. Такие случаи сейчас случаются очень редко и обычно разрешаются бесконфликтно – клиенты просто оплачивают товар по просьбе менеджера торгового зала.
Охраны на шоплифтеров хватит
Несмотря на сложности с наймом охранников для супермаркетов, собеседники издания не усматривают критическую проблему с трудоустройством специалистов по безопасности. Полномасштабная война существенно повлияла на "ЭКО Маркет", более 160 его работников сейчас служат в ВСУ, но, несмотря на это, ритейлер не испытывает значительного кадрового голода. Частично этого удалось добиться благодаря изменению гендерного состава в структуре службы безопасности сети.
С другой стороны, формат магазинов "у дома" вообще не предусматривает физическую охрану, отмечает СЕО сети "КОЛО". Ритейлер заказывает услуги по охране отдельных объектов и оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации у специализированных фирм.
"Все закладывают в свой бизнес определенный процент потерь от краж, шоплифтинг есть и в Европе, и в США. Однако, в Украине с каждым годом наблюдается тенденция к улучшению ситуации благодаря развитию технологий в сфере безопасности и внедрению новых организационных практик. Поэтому я бы не сказал, что сейчас это серьезная проблема – скорее это досадная часть деятельности для каждой продуктовой сети", - констатирует Анатолий Самойленко.
Сколько воруют в других странах?
Украина не является лидером среди стран по воровству из магазинов. По данным Onlinedasher, в США ситуация гораздо хуже – почти 10% американцев выносят товары из магазинов без оплаты. Так, за первые пять месяцев 2023 года количество краж в розничной торговле увеличилось почти на 120%. Кроме того:
- За последние пять лет в США количество краж в розничной торговле возросло на 94% и достигло 3% общей выручки ритейла;
- Шоплифтеры в США ежегодно выносят из магазинов товаров примерно на $100 млрд. Примечательно, что с начала полномасштабной войны США предоставили Украине более $60 млрд помощи - то есть если бы американские воры прекратили "работать", высвободившихся средств хватило бы почти на два года поддержки украинцев в отражении агрессии РФ;
- Лишь примерно 1 из 48 правонарушений заканчиваются арестом;
- За последние пять лет количество краж в магазинах Нью-Йорка возросло на 77%, до $330 млн;
- Около четверти магазинных воров несовершеннолетние;
- Две трети всех зарегистрированных магазинных воров в США младше 30 лет, 6,2% младше 12 лет, 26,7% воров в возрасте 12-17 лет, а 33% в возрасте 18-29 лет.
Источник фото: ua.depositphotos.com