- Тип
- Спецпроект Спецпроект
- Категория
- Общество
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Карты, тренинги и шоу: как общественные организации и бизнесы обращают внимание на тему безбарьерности
Тема безбарьерности в Украине приобретает все большее значение. В стране насчитывается около трех миллионов человек с инвалидностью, но в соответствующих условиях также нуждаются люди постарше, молодые родители, беременные женщины, люди с временными травмами. Создание среды, где каждый чувствует себя частью общества независимо от физических, когнитивных и других различий, становится одной из важнейших задач общества. Около 83% украинцев считают безбарьерность новой ценностью для Украины, а четверть самостоятельно приобщаются к устранению барьеров.
Такие изменения на уровне сознания не могли быть возможны без проактивной позиции государства, общественных организаций, бизнеса и сознательных граждан. В спецпроекте Моя безбарьерность, созданном при поддержке Ощадбанка и сообщества "Бизнес без барьеров", delo.ua рассказывает, как компании и организации вдохновляют примером, формируют осведомленность и привлекают внимание к общественно важной теме.
Как бизнес делится опытом
Одним из крупнейших сообществ, продвигающих создание общества без ограничений, является комьюнити "Бизнес без барьеров". Это крупные украинские и международные компании, объединившиеся вокруг инициативы первой леди Елены Зеленской "Без барьеров". Целью общества является не только развитие безбарьерности в своих компаниях, но и распространение собственного опыта. В "Бизнесе без барьеров" никто не конкурирует, здесь поощряют обмен практиками внедрения безбарьерности. О лучших кейсах они рассказывают другим компаниям и обществу в целом.
Чтобы масштабировать положительный опыт на наибольшее количество компаний, коммуникацию проводят с партнерами, поставщиками, клиентами, сотрудниками. Сообщество инициирует рабочие встречи и вебинары по доступности, разрабатывает и выпускает специальные гайды по безбарьерности. И это дает результаты – если четыре года назад объединение включало всего десять компаний, то уже сегодня инициатива насчитывает более 20 социально-ответственных бизнесов.
Одним из участников сообщества является Ощадбанк. Компания активно обменивается опытом с другими бизнесами и системно участвует в информационной кампании по безбарьерности: организует соответствующие конференции, регулярно сотрудничает со СМИ с целью привлечения внимания украинского общества к инклюзии.
В рамках программы "Моя безбарьерность", что призвана сделать услуги Ощадбанка максимально доступными, внедряется направление "Коммуникационная поддержка". Реализуя его, банк организует тренинги по общению с людьми с инвалидностью, обращает внимание на проблемы людей с нарушениями зрения и слуха. Банк принял участие в финансировании создания специальных версий фильмов для таких людей – так, было адаптировано кино "Поводырь" и "Пульс", а еще фестиваль Docudays.
Также Ощадбанк совместно с Visa инициирует общественную дискуссию по теме инклюзивности. Весной компании организовали крупную конференцию по безбарьерности. На ней присутствовало около 350 участников из более 160 компаний – Новой Почты, Укрзализныци, Fozzy Group, Novus, McDonald's и т.д. Кроме представителей бизнеса форум посетили глава НБУ Андрей Пышный и заместитель министра экономики Игорь Безкаравайный, а также представители общественных организаций — "Безбарьерность" и "Почувствуй".
На форуме провели панельные дискуссии, где обсудили методологические и практические аспекты того, как развиваться безбарьерность в Украине. Кроме того, Ощадбанк обустроил собственную большую зону, где можно было попытаться преодолеть на колесном кресле разные препятствия: неправильные пандусы, бордюры, участки с наклоном, брусчатку и т.д. Таким образом, каждый имел возможность почувствовать, с какими вызовами приходится сталкиваться людям с инвалидностью.
На уровне бизнеса форум стал самым большим событием по безбарьерности за последние годы.
"Конференция стала большой историей для этого сообщества. Еще несколько лет назад эта тема была менее популярной, так что таких масштабных мероприятий никогда не проводилось. Мы вложились в это мероприятие, считая правильным активно коммуникировать тему безбарьерности. И это имеет практический результат – после форума некоторые компании начали открывать специально обустроенные отделения и внедрять соответствующие изменения”, – рассказывает директор департамента маркетинга Ощадбанка Сергей Грабчак.
Другим активным участником сообщества "Бизнес без барьеров" является Visa. Компания активно поддерживает проекты, главной целью которых является расширение знаний о принципах безбарьерности и инклюзивности, создания доступной для всех среды и интеграции ветеранов и людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.
Visa способствовала выпуску раздела о правильной коммуникации с ветеранами в "Справочнике Безбарьерности" – гайде по корректному общению и новым нормам безбарьерного языка, созданному по инициативе первой леди Елены Зеленской, проведению обучения по взаимодействию с ветеранами для тренеров и фасилитаторов. Компания в рамках Всеукраинской программы ментального здоровья также поддержала специальный сезон подкаста "Простыми словами" — "Ты как?"
"Компания Visa и дальше будет поддерживать социально значимые проекты и будет направлять усилия на развитие общества, где люди имеют одинаковые возможности вести полноценную и активную жизнь, тем самым усиливая отечественную экономику", — говорит вице-президент, региональная менеджер Visa в Украине и Молдове Светлана Чирва.
Программы развития безбарьерности имеет и МХП. Компания внедряет проект реинтеграции ветеранов МХП Рядом и активно рассказывает о нем, чтобы формировать осведомленность общества и делиться опытом с другими бизнесами.
“Рынок должен знать об успешных практиках. Это особенно полезно для компаний, которые позже встали на этот путь, или имеют меньше ресурсов для разработки таких инициатив "с нуля". Поэтому вместо того, чтобы делать собственный проект, они могут воспользоваться нашим опытом”, – уверена директор департамента коммуникаций компании МХП Анастасия Зражевская.
Ради этой цели компания рассказывает о программе в медиа, сотрудничает с государством, бизнес-сообществами и негосударственным сектором, участвует в рабочих группах, а сотрудники МХП помогают разрабатывать пособия по практическим советам.
Для всех работников компании предусмотрено обязательное обучение по теме инклюзии, чтобы убирать барьеры в коллективе. Курс состоит из трех модулей: первый – о стрессе и адаптации во время войны, второй – об общении с ветеранами, третий – об инклюзивности.
“Все работники компании будут проходить этот курс, чтобы улучшить свои навыки коммуникации с людьми с инвалидностью и понимать их потребности. Сотрудники в течение обучения овладевают конкретными стратегиями и техниками, которые помогут эффективно взаимодействовать с людьми с инвалидностью. Это включает в себя адаптацию вещания, преодоление стереотипов и обеспечение комфортного общения", – объясняет директор департамента корпоративной социальной ответственности МХП Павел Мороз.
По его словам, проводят обучение и для руководителей: уже состоялось 33 тренинга "Объединенные силы: новый уровень профессиональных отношений с ветеранами", охвативших 540 сотрудников. После проведения тренинга с руководителями местные психологи передают этот опыт бригадам и синим воротничкам. Таким образом, идет психологическая подготовка всего состава работников МХП.
Как общественные организации привлекают сообщество к действиям
Львиная доля достижений в сфере безбарьерности принадлежит деятельности общественных организаций. Так, ОО "ЛУН Місто" запустила интерактивную карту "Город без границ", где каждый может обозначать, какие локации, заведения и дома имеют комфортные условия для людей с инвалидностью.
Для более эффективного заполнения карты "ЛУН Місто" сотрудничает с городскими советами, администрациями и другими государственными учреждениями, а также призывает приобщиться к инициативе бизнеса и крупные организации, которые занимаются доступностью. Одним из первых присоединился Ощадбанк, предоставив подробные данные об инклюзивных отделениях, в настоящее время приобщаются и другие компании.
В ОО подчеркивают, что карта – длительный проект, и стремятся к большему уровню заполненности и подробности.
"Мы хотим, чтобы человек, имеющий инвалидность или определенную временную травму, родители с малыми детьми могли легко найти кофейню или жилье, отвечающие их требованиям по комфорту", — говорит куратор центра городских исследований ЛУН Город Анна Денисенко.
Но у карты есть и другая задача: собранный массив данных может помочь городским советам и районным администрациям принимать решения об обустройстве определенных локаций тактильной плиткой, пандусами, туалетами и т.д. Еще одна важная цель проекта – просветительская, чтобы люди, ранее вообще не задумывавшиеся относительно доступности и безбарьерности, заполняя анкеты, обратили внимание на ограничения возле них. Ради информирования о проекте "ЛУН місто" пытается максимально использовать все каналы коммуникации – партнеров, соцсети, медиа.
ОО "Доступно.UA" организует мониторинги и консультации по созданию безбарьерной среды, запустила рейтинг доступности украинских городов "Тостер", а также регулярно проводит Форум инклюзивности для общественного сектора, власти и бизнеса. Организация уже много лет формирует осведомленность общества о необходимости безбарьерного пространства, снимая собственный видеоблог и общаясь с местными активистами. Ради популяризации идеи доступности городов для маломобильных групп людей организация вместе с рэп-певицей alyona alyona создала клип о восстановлении страны.
Veteran Hub привлек внимание компаний к необходимости позаботиться о комфорте ветеранов, имеющих инвалидность, на работе. Организация разработала и выпустила уникальное руководство “Praktyka. Производство”, в котором подробно объясняется, как бизнесам обустроить рабочее место для людей с инвалидностью, в том числе ветеранов.
Как медийные проекты изменяют ситуацию
Изменения в общественном сознании происходят и благодаря инициативам активных граждан. При содействии Ощадбанка и Visa протезированный военный Александр Будько с позывным "Терен" создал первое инклюзивное тревел-шоу "Отвал ног или All inclusive", в котором исследовал безбарьерность украинских городов. За два сезона проекта Александр проверил на доступность Винницу, Львов, Буковель, Киев, Днепр, Луцк, Житомир, Черновцы и Одессу.
“Многие не верили, что “Отвал ног” будет успешным, но мы с Visa поверили и инвестировали в него, поскольку в Ощадбанке считают эту тему важной для общества. Мы хотим объяснить украинцам, что люди с инвалидностью должны иметь такой же доступ ко всем продуктам и услугам, как любые другие граждане”, – комментирует Сергей Грабчак.
За полгода шоу военного на YouTube собрало более 4 млн просмотров, достигло 30 млн охвата, 635 часов просмотров и 60 тысяч подписчиков. В Ощадбанке говорят, что после запуска шоу увидели положительные изменения касательно безбарьерности.
“Этот проект оказал влияние не только на бизнесы, но и на общество в целом. Из-за большого публичного резонанса сегодня меняются города, бизнесы, инфраструктура. К примеру, во Львове после соответствующего выпуска местные бизнесы пытаются соответствовать требованиям доступности, а мэр Львова Андрей Садовой написал пост о том, что город начал обустройство площади Рынок инклюзивной плиткой, приспособленной для передвижения на колесном кресле. В Виннице городской совет рассматривает возможность введения инклюзивного транспорта, а в Киеве мэр города Виталий Кличко предложил Александру сотрудничество по безбарьерности”, – рассказывает Сергей Грабчак.
1+1 media является еще одним участником сообщества "Бизнес без барьеров". Компания системно инициирует и внедряет общественно важные внешние и внутренние проекты, имеющие целью решение тех или иных социальных вопросов и способствующих формированию безбарьерного общества.
“В наших медийных проектах, новостных ресурсах и инициативах корпоративной социальной ответственности тема создания инклюзивной среды в Украине является одной из важнейших, она зафиксирована в нашей коммуникационной стратегии. Сегодня мы продолжаем поддерживать проекты, направленные на распространение безбарьерности как новой общественной нормы, а также запускаем новые инициативы”, – говорит директор по стратегическому маркетингу 1+1 media и генеральная продюсер телеканала 1+1 Украина Ольга Захарова.
Например, в прошлом году вместе с Mastercard и ОО "Безбарьерность" 1+1 реализовали проект "Преодолевать барьеры". В рамках рубрики в эфире утреннего шоу Егор Гордеев и ветеран войны Александр Терен говорили с людьми с инвалидностью, чтобы видеть, слышать, чувствовать друг друга, преодолевать какие-либо барьеры в общении и строить безбарьерную страну вместе. Недавно медиа анонсировало масштабный проект по развитию общества без барьеров – "Жизнь после шрамов". Программа призвана помочь ветеранам на пути возвращения в гражданскую жизнь, а также систематизировать уникальный опыт украинских работодателей во взаимодействии с этой целевой аудиторией.
“Медиа обеспечивает инклюзивность и доступность важнейших новостей, выпуская итоговые выпуски новостной программы с переводом на жестовой язык – его получают и некоторые общенационально важные проекты. 1+1 media инициирует и воплощает различные программы и инициативы, направленные на различные аудитории – как внешнюю, так и внутреннюю. Но все они объединены в целях создания человекоцентрического общества, где все без исключения имеют право на достойную жизнь, творческую реализацию, образование, досуг, участие в общественной жизни", – подчеркивает Ольга Захарова.
Новый раздел на Дія.Освіта: образовательные продукты о безбарьерности
На платформе Дія. Освіта появился специальный раздел, посвященный теме безбарьерности. Там собраны образовательные сериалы и инструменты, направленные на развитие общества равных возможностей. Они разработаны в рамках инициативы первой леди Украины Елены Зеленской "Без барьеров".
Одним из ключевых продуктов является образовательный сериал "Люди с опытом войны. Достоинство. Взаимодействие", дополненный симулятором, который поможет научиться правильно и уважительно общаться с военными и ветеранами на основе реальных жизненных ситуаций.
Также в разделе представлены сериалы "Государство без барьеров" и "Безбарьерная грамотность". Они раскрывают понятие безбарьерности, объясняют, с какими вызовами сталкиваются люди с инвалидностью, и как преодолевать предубеждения и предотвращать дискриминацию. Кроме того, пользователи узнают, как люди с нарушением зрения, слуха или моторики используют современные технологии и приспосабливаются к пространству.
Для детей создан анимированный комикс "Ден и Рора против корпорации С.", который через приключения двух подростков представит техники самопомощи и рекомендации по поддержке окружающих.