- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Федерация работодателей транспорта выступила против повышения грузовых железнодорожных тарифов: просят реформировать УЗ
Федерация работодателей транспорта Украины (ФРТУ) обратилась к ключевым представителям украинского правительства и руководству "Укрзализныци" с просьбой снизить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки на 20%. Об этом говорится в тексте обращения ФРТУ.
Федерация считает, что повышение тарифов, предлагаемое Укрзализныцей, может иметь катастрофические последствия для экономики Украины, в частности для отраслей, зависящих от железнодорожных перевозок.
Согласно проекту приказа "Укрзализныци", тарифы на перевозку угля и руды вырастут на 19%, на кокс на 12%, а на зерновые – на 11%.
"ФРТУ категорически не поддерживает повышение грузовых железнодорожных тарифов, и считает, что это повлечет за собой катастрофические последствия для целых отраслей экономики Украины, поступлений в бюджет Украины, потери тысяч рабочих мест и как результат негативно повлияет на обороноспособность нашего Государства", — говорится в тексте обращения.
В обращении ФРТУ указывается, что повышение тарифов не необходимо, ведь к августу 2024 года тарифы на грузовые перевозки уже выросли существенно. В предыдущие годы в Украине произошло несколько значительных повышений монопольных тарифов, что, по мнению ФРТУ, не было обосновано. В частности, тарифы на грузовые перевозки выросли в 2,4 раза с начала 2021 года.
По состоянию на середину 2024 г. тарифы на уголь и руду выросли более чем на 120%, а на зерновые грузы – на 60%. По сравнению с другими странами, где тарифы растут медленнее, например в Канаде и США, такие резкие повышения в Украине непропорциональны.
ФРТУ отмечает, что рост тарифов приводит к значительным экономическим трудностям для предприятий, вынужденных сокращать производственные объемы, переходить на альтернативные виды транспорта и снижать финансовые результаты. Это также отрицательно сказывается на доходах АО «Укрзализныця» от грузовых перевозок.
Федерация обращает внимание, что основной ущерб "Укрзализныци" происходит от пассажирских перевозок, ежегодно генерирующих значительные финансовые потери. Грузовые перевозки демонстрируют положительную динамику доходов и рентабельности.
Какие реформы предлагает ФРТУ
Что касается убыточности пассажирских перевозок, то основные финансовые потери, по словам ФРТУ, "Укрзализныци" связаны именно с ними, а не с грузовыми перевозками. По проекту увеличения тарифов общий ущерб от пассажирских перевозок может достигнуть -20 млрд грн в год. В 2023 году эти перевозки принесли ущерб в 15,7 млрд. грн., а в 2024 году ожидается дальнейшее увеличение до -20 млрд. грн.
В то же время, грузовые перевозки, напротив, демонстрируют положительную динамику. Доходы от грузоперевозок в 2023 году составили 74,2 млрд грн, что на 11,2 млрд грн больше, чем в 2022 году, а рентабельность грузовых перевозок достигла 27%. В первой половине 2024 года доходы от грузовых перевозок выросли до 43 млрд. грн., что на 6,5 млрд. грн. больше, чем в соответствующем периоде 2023 года.
Также ФРТУ добавляют, что маршрутные перевозки руды нуждаются в значительно меньшей инфраструктуре, чем перевозка зерна в сборных поездах. Для перевозки 10 млн. тонн руды нужно в 22 раза меньше станций и в 5 раз меньше путей, чем для 10 млн. тонн зерна. Сортировочные станции не используются при перевозке руды, тогда как для зерна необходима постоянная работа около 20 сортировочных станций.
Таким образом, расходы на маршрутные перевозки значительно ниже, чем на сборные поезда, что требует дифференцированных тарифов.
Выход из текущей ситуации — это реформирование УЗ с разделением услуг на отдельные сегменты и даже юридические лица (инфраструктура, грузовые перевозки, пассажирские перевозки), создание Национальной комиссии по регулированию транспорта (НКРТ), которая разработает и внедрит методику определения уровня экономически обоснованных тарифов отдельные услуги в монополизированных сегментах железнодорожных перевозок», – добавляют в ФРТУ.
Федерация обращается к Председателю Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития, руководителям министерств, председателю правления "Укрзализныци" и Председателю Государственной регуляторной службы Украины с просьбой учесть общее состояние экономики и критическую ситуацию среди основных потребителей железнодорожных услуг. В частности, Федерация просит принять меры по снижению грузовых железнодорожных тарифов на 20% от текущего уровня, оптимизировав расходы "Укрзализныци" и принять меры по восстановлению и расширению грузовой базы компании.
Напомним, ранее против повышения тарифов выступила украинская зерновая ассоциация, которая понесла, что это еще больше ударит по аграриям, которые и так терпят убытки в результате войны.
В "Укрзализныце" рассказали, какие грузы будут возить дороже
АО "Укрзализныця" планирует до конца года изменить модель тарифообразования на перевозку грузов, по которой компания работала с 1997 года, что позволит ей получить дополнительно 4 миллиарда гривен.
Среди предложений: единый тариф на пустые вагоны и раздел по классам перевозок в зависимости от технологии перевозки, а не от особенности продукта или бизнеса, заказывающего вагоны УЗ.
АО "Укрзализныця" предоставила предложения в Мининфраструктуру по унификации тарифов на грузовые перевозки, чтобы упростить расчет и убрать большую диспропорцию между стоимостью перевозки разных классов грузов.
Унификация больше всего повлияет на стоимость перевозки стройматериалов, угля и руды, а также частично на агропродукцию.
Как прогнозируют в УЗ, для бизнеса расходы суммарно могут вырасти примерно на 7%.
Заметим, последний раз "Укрзализныця" индексировала тарифы на грузовые перевозки в июле 2022-го — сразу на 70%.