ФГИ снова выставляет на аукцион Белгород-Днестровский порт: в чем проблема продажи

Белгород-Днестровский порт
Частные инвесторы пока не заинтересованы в приватизации Белгород-Днестровского порта. Иллюстрация: Delo.ua

После открытия морского коридора дунайские порты потеряли часть грузов, но их загруженность сейчас все же больше, чем до полномасштабной войны. Фонд государственного имущества снова выставляет на продажу морской порт в Одесской области, который не может продать несмотря на спрос на портовые услуги.

Побудуйте ефективну HR-стратегію вашого бізнесу HR Wisdom Summit від Delo.ua та Ekonomika+
17 липня HR-лідери OLX Робота, Shell, ArcelorMittal та ще понад 30 великих компаній поділяться найкращими практиками адаптації ветеранів у робоче середовище, підтримання ментального здоров’я команди, наймання в умовах кадрового голоду та використання інновацій в HR
Забронировать участие

Глава Фонда госимущества Виталий Коваль 22 мая заявил о намерении выставить на приватизацию один из дунайских портов. Он не уточнил, какой порт имеется в виду, однако отметил, что сейчас этот порт выполняет функцию сухого порта. Это указывает на то, что речь идет о Белгороде-Днестровском морском порту, который длительное время не работает. С апреля 2022 выполняет логистическую функцию для дунайских портов Измаил и Рени. Участники рынка также подтвердили, что речь идет о Белгород-Днестровском порту. Этот порт хоть и не находится на Дунае, как Измаил, Рени или Усть-Дунайский, по своей специфике работает вместе с этими портами.

Сам порт находится на побережье Днестровского лимана, его общая территория более 65 га, что позволяет построить дополнительные производственные мощности. Также на территорию порта подведены железнодорожные пути и автодорога, что дает возможности для перевалки грузов. Именно поэтому с апреля 2022 порт используют как логистический хаб для портов Измаил и Рени.

Этот актив Фонд госимущества безуспешно пытался продать уже пять раз. Ближе всего к соглашению в ФГИ были в марте 2023 года. Тогда удалось продать порт на аукционе за 220,1 млн гривен компании "Укрдонинвест" Виталия Кропачева, которого называли "смотрящим" в угольной отрасли от Игоря Кононенко. Но уже через месяц Кропачев отказался подписывать договор, поэтому порт до сих пор находится на балансе ФГИ.

Дунайские порты теряют грузы

После полномасштабной войны и начала морской блокады порты Дуная стали основным логистическим коридором для экспорта и импорта. Пока порты Одессы не были разблокированы, почти все грузы шли через дунайские порты. Во второй половине 2024 года Одесские порты были частично разблокированы, порты Дуная достигли рекордной перевалки грузов - 29 млн тонн. Перевалка грузов во всех портах Украины за год составила 62 млн. тонн.

В настоящее время перевалка грузов осуществляется только в портах Одесской области. Иллюстрация: Delo.ua

Эксперт по логистике Андрей Муравский говорит, что после открытия портов Большой Одессы (порты Одесса, Южный и Черноморск) большие потоки грузов с Дуная переместились туда, поскольку порты Дуная не могут принимать крупнотоннажные суда, осуществляющие рейсы в Азию и другие отдаленные регионы.

"Дунайские порты остаются привлекательными только на ближние рынки — Средиземное море или Африка. Через них переваливают грузы небольшими партиями до 5 тыс. тонн. А у нас исторически так сложилось, что экспортеры зерна и железной руды больше ориентированы на Китай. Хотя, если порты Большой Одессы перегружены, часть грузов может идти через Дунай, и он остается альтернативой".

Андрей Муравский
Андрей Муравский Эксперт по логистике

По его словам, ставки фрахта в 2024 году значительно снизились, а количество флота увеличилось на фоне большой загруженности коридора в предыдущие годы. Однако грузоотправители предпочитают одесские порты из-за того, что железнодорожная логистика в Одессу или Черноморскую дешевле, чем в Измаил и Рени и другие факторы (фрахт, крупные партии).

Этот тезис подтверждает и обращение Ассоциации портов Украины "Укрпорт" к премьер-министру Денису Шмыгалю. Там сказано, что из-за большого предложения флота ставки фрахта упали в 2-2,5 раза по сравнению с 2023 годом и в некоторых случаях ниже довоенного уровня. Поэтому судоходные компании вынуждены работать с отрицательной рентабельностью ради сохранения доли рынка. И длительный период низких ставок может привести к деградации кластера.

Впрочем, Муравский замечает, что грузопоток в Дунайских портах хоть и ниже прошлогоднего все же выше, чем до полномасштабной войны. До войны украинские аграрии не были заинтересованы и в отгрузке зерновых через эти порты, не говоря уже о значительных инвестициях в соответствующую инфраструктуру. И сейчас наличие этой инфраструктуры и другие факторы позволили удержать часть грузопотока.

Порт в частные руки

Соучредитель логистической компании Soul Marine Иван Ниякий рассказывает, что "Усть-Дунайский" порт, единственный из приватизированных дунайских портов (приватизация состоялась в 2023 году), сейчас достаточно успешно работает. Пока порт переваливает в основном зерно, но новый владелец хочет на перспективу обустроить порт под перевалку удобрений.

Белгород-Днестровский порт несколько месяцев прекратил работу, а его коллектив обратился в Администрацию морских портов с просьбой восстановить заход судов. Порт имеет задолженность в размере 121 млн гривен, большую часть из которой составляют долги перед бюджетом и по зарплате. Одним из условий продаж порта является погашение этой задолженности и это может сдерживать потенциальных инвесторов от того, чтобы купить этот актив.

Другая проблема  фактор безопасности. Мост через Днестровский лиман регулярно обстреливают россияне, потому он находится в аварийном состоянии. Поэтому судоход в лиман пока невозможен. Также в акватории порта давно не проводились дноуглубительные работы, что ограничивает тоннаж судов, которые могут заходить в него.

Но Ниякий отмечает, что Белгород-Днестровский порт имеет серьезную техническую базу, значительную территорию и подведенные коммуникации. Это позволяет обустроить на его территории дополнительные производственные и перевалочные мощности. Однако небольшое водоизмещение судов, которые могут заходить в порт, делают его неинтересным для украинских агрохолдингов.

"В этот порт мог бы зайти большой украинский агрохолдинг. К примеру, "Кернел" или "ТАС-Агро" и обустроить там терминал или маслоэкстракционный завод. Но надо понимать, что туда, в отличие от Одессы, не сможет зайти судно тоннажем от 60 тыс. тонн. А крупные агрохолдинги вывозят свою продукцию в Азию именно такими судами".

Иван Никакой
Иван Никакой Соучредитель логистической компании Soul Marine

В то же время бизнесмен отмечает, что сейчас многие иностранные инвесторы, несмотря на войну, хотят вкладывать деньги в Украину. Такой актив мог бы быть интересным иностранным компаниям, желающим наладить морское сообщение с Турцией или средиземноморскими странами.

Таким образом, хотя Украина и имеет успешный опыт по приватизации "Усть-Дунайского" порта, вряд ли этот опыт в ближайшем будущем можно будет экстраполировать на "Белгород-Днестровский" порт. Хотя этот актив и имеет потенциал, но потенциальному инвестору помимо инвестиций в развитие инфраструктуры нужно будет погасить долги предприятия, а затем ожидать дноуглубительных работ в порту, которые не делались уже достаточно долго. А начать полноценное судомероприятие в этот порт вряд ли будет возможно в ближайшее время из-за войны.