В Украине вводят обязательный учет товарных остатков: как это усложнит жизнь малому бизнесу

Фото: Тимофей Беспятов, Delo.ua
Фото: Тимофей Беспятов, Delo.ua

В Украине ожидается вступление в силу порядка ведения учета товарных запасов для физических лиц-предпринимателей, в том числе плательщиков единого налога, который может значительно усложнить жизнь малому бизнесу.

Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Соответствующий приказ №496 Министерство финансов утвердило еще 3 сентября, но в Министерстве юстиции его зарегистрировали под №1411/37033 лишь 2 ноября. Документ должен вступить в силу через 10 дней после официального опубликования, которое происходит после регистрации акта Минюстом.

Отметим, что приказы министерств должны публиковаться в издании "Официальный вестник Украины", после чего появляются и в онлайне в базе законодательства на сайте Верховной Рады, а после вступления в силу - и во Всеукраинской электронной системе правовой информации. Пока в этих системах упоминания о приказе №496 нет.

Сам же документ описывает порядок, создание которого было предусмотрено законом о применении в сфере торговли и услуг регистраторов расчетных операций. Закон обязывает предпринимателей вести учет товарных запасов и продавать только те товары, которые отражены в таком учете, а также вести учет лиц, фактически осуществляющих продажу товаров или оказание услуг на хозяйственном объекте ФЛП.

Учет товарных запасов ведется путем постоянного внесения в соответствующую форму информации о поступлении и выбытии товаров на основании первичных документов, которые являются неотъемлемой частью такого учета.

В то же время ФЛП, ведущие деятельность в нескольких местах продаж, должны будут вести учет запасов также по каждому отдельному хозобъекту на основании первичных документов, подтверждающих получение товаров, и/или на основании первичных документов о внутреннем перемещении товаров между ФЛП и его отдельными местами продаж. Первичные документы, на основании которых вносятся записи в форму, являются обязательными приложениями к ней.

Внесение в форму данных о поступлении товаров из первичных документов должно будет осуществляется до начала их реализации. При этом вести форму можно как в бумажной, так и в электронной форме по выбору самого бизнесмена. Документ будет иметь следующий вид:

В свою очередь, в комментариях изданию UBR эксперты резко раскритиковали документ, спрогнозировав, что он будет иметь нежелательные последствия для предпринимателей. При этом данное СМИ утверждает, что приказ должен вступить в силу с 26 ноября.

В частности, налоговый консультант Киевского центра поддержки развития бизнеса Александра Томашевская подчеркнула, что новые требования довольно спорные, поскольку охватывают и тех предпринимателей, которые используют РРО, в том числе и программные, при торговле ювелирными изделиями и "технически сложными товарами".

По ее словам, введение нового порядка потребует составления товарных и транспортных накладных, таможенных деклараций, товарных чеков. "И обязательно нужен будет документ, кто мне продал этот товар", – добавила она.

В таком случае, по словам Томашевской, физлицам-предпринимателям, которые торгуют самостоятельно, фактически уже потребуется бухгалтер, чтобы вести всю документацию, а требование о том, что на каждый товарный запас нужно иметь накладную, "зачастую просто нереализуемо".

"То есть вырастут затраты предпринимателя на обеспечение [деятельности]... Мне кажется, что эти нормативные акты издают только киевляне, которые дальше Киева никуда не выезжали и не знают, как вообще люди могут работать", – добавила она.

Из опыта своей работы эксперт рассказала, что занимается с коллегами вопросом закрытия "одного предпринимателя на Тернопольщине", поскольку учет его деятельности дошел до такого состояния, что проще прекратить ее, чем пытаться работать дальше, поскольку денег на оплату работы бухгалтера у него нет.

В свою очередь, председатель правления Ассоциации малого и среднего бизнеса Руслан Соболь предположил, что юридических последствий невыполнения приказа Минфина №496 на самом деле не будет.

Вводимые властями правила он назвал "действенным механизмом борьбы с контрабандой", однако подчеркнул, что "не все предприниматели – контрабандисты". Соболь прогнозирует, что для малого бизнеса работа из-за данного нововведения усложнится еще больше и по этому сектору будет "нанесен довольно ощутимый удар".

По его словам, в среде предпринимателей рассчитывают, что приказ получит новую редакцию и "будут отделены зерна от плевел – большой бизнес от малого". По мнению Соболя, крупный бизнес должен выполнять все нормативные предписания, а для малого нужно предусмотреть льготную систему, в том числе и налоговую.

Глава АМСБ подчеркнул, что она работает над тем, чтобы остановить тотальную фискализацию бизнеса, "дать возможность работать упрощенной системе налогообложения в том виде, в котором она существует достаточно длительное время", оставив за РРО для малых предпринимателей только учетную функцию.

"У нас есть расчеты, которые свидетельствуют о том, что экономика от тотальной фискализации больше потеряет, чем приобретет", – сказал он, отметив, что торговли подакцизными товарами и лицензируемой деятельности противодействие ассоциации все же не касается.

Получите проверенные стратегии масштабирования компании и выхода на новые рынки уже 26 ноября на Business Wisdom Summit. Опытом поделятся бизнес-практики из UFuture, T.B.Fruit, TECHIIA, Vodafone и еще 20+ крупных брендов. Регистрация по ссылке.