НБУ курс:

USD

41,56

--0,13

EUR

44,82

--0,32

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,16

44,97

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Народовластие Зеленского: как власти хотят привлечь украинцев к написанию законов

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
Эксперты предупреждают — референдум, хоть он и является одной из форм прямой демократии, несет в себе определенные риски. Например, по словам властей, первый вопрос, который украинцы хотят увидеть на плебисците, касается возвращения смертной казни
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Среди ключевых тезисов Владимира Зеленского, как кандидата в президенты Украины, была идея о народовластии. Задумка проста — дать украинцам право формировать задачи властям через референдумы и "другие формы прямой демократии". Первый законопроект, который обещал гарант, так и должен был называться — "О народовластии".

И похожий документ, действительно, появился в первый день работы Верховной Рады девятого созыва — 29 августа 2019-го. Три месяца норма ждала вердикта в Конституционном суде Украины, а 14 января ушла в профильный комитет на изучение, где и остается по сей день. Вице-спикер ВР Руслан Стефанчук добавляет, что в команде президента разработали целую структуру законопроектов о народовластии и только документом, например, о референдуме обойтись не удастся.

Хоть на сегодняшний день доподлинно неизвестно, какие документы входят в эту структуру и сколько их, корреспондент Delo.ua разобрался, на каком этапе вопрос народовластия сегодня.

Референдум — панацея узурпаторов?

Закона о национальном референдуме в стране нет почти два года. Принятый в 2012 году документ в апреле 2018-го КСУ признал неконституционным. Сказались и проблемы во время принятия (норму протащили через парламент всего за 10 минут, с огромным количеством нарушений), и его содержание. Одной из основных претензий оказался тот факт, что скандальный закон предусматривал рассмотрение вопросов, угрожавших суверенитету страны. Например, на референдуме можно было поменять Конституцию или даже признать ее недействительной.

В результате решения КСУ Украина получила вместо проблемного закона солидный пробел в законодательстве, который до сих пор не устранен. Народный депутат от фракции "Слуга народа", замглавы комитета по вопросам правовой политики Ольга Совгиря признает, что тема всеукраинского референдума — одна из проблем нынешнего парламента. И говорит, что законопроект станет только первым шагом в ее решении. После него как минимум понадобится разработать и принять закон о местном референдуме, а потом еще несколько нормативных актов, где будут описаны и другие процедуры "непосредственного народовластия".

Представительница комитета по вопросам организации власти, нардеп Алина Загоруйко объясняет, почему это так необходимо. Референдумы, по ее словам, могут использовать разные группы влияния с целью политизации процесса или для популистских целей. Простой пример привел Стефанчук в кулуарах форума "На пути к Вильнюсу", который состоялся 25 февраля в столице. Вице-спикер отметил — власти провели аналитику, какой же вопрос украинцы первым вынесли бы на референдум. Им оказался вопрос возвращения смертной казни.

"Референдум — не панацея, и у такого института есть свои недостатки. Мы, как законодатели, со своей стороны должны сделать все, чтобы нивелировать такие риски", — добавляет Загоруйко.

Эксперт Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко согласна, что очень часто узурпаторы используют референдумы, чтобы "освятить" свои решения волей народа. По ее мнению, тут есть несколько предохранителей. Один из них — утвердить четкий предмет референдума. "Это возможность оценки конституционности вопросов, когда у нас комиссия по референдуму формируется поровну оппонентами и сторонниками вопроса. Также нужна очень четкая инициация — как народ может инициировать тот или другой вопрос", — говорит она.

Совгиря тоже считает предмет референдума одним из проблемных вопросов: "Это такие, концептуальные основы — что должно быть предметом всеукраинского референдума? Была острая и живая дискуссия, может ли быть предметом всеукраинского референдума вопрос принятия и отмены законов. На сегодняшний момент вопрос все еще находится на этапе дискуссии и обсуждения".

Стоит сказать, что часто в обсуждениях парламентарии и эксперты упускают еще один проблемный момент референдума. В законе не будет никакого смысла, если не закрепить в нем, что же делать с результатами волеизъявления украинцев потом. Какой статус получат итоги плебисцита — это будет просто замер общественного мнения или что-то с обязательной силой? Без этого уже не важно, какие вопросы вынесены на голосование — открытие рынка земли, декриминализация наркотиков или присоединение к НАТО.

Народные проекты против спама

Загоруйко отмечает, что референдумы это только одна из типичных форм прямой демократии, и вспоминает такие механизмы, как электронные петиции, народное вето или право народной законодательной инициативы. Именно последняя, кстати, сегодня существует в виде обещанного президентом законопроекта о народовластии. Фактически это точечное изменение в Конституцию авторства экс-главы Офиса президента Андрея Богдана, по которому право законодательной инициативы (помимо нардепов, Кабмина и президента) получит народ. Правда, конкретного определения "народа" в документе нет, на что уже обращал внимание экс-глава парламентского подкомитета по вопросам выборов и референдумов Александр Черненко.

Кириченко говорит, что их команда проанализировала все постсоветские страны и оказалось, что подобный механизм есть, например, в Азербайджане, Беларуси, Армении, Грузии, Киргизстане и Латвии. В каждом государстве право такой инициативы есть у определенной части избирателей. Например, в Азербайджане порог составляет 40 тысяч человек или 0,77% от всех из избирателей. Минимальное количество нужно в Киргизстане — всего 0,33% от всех избирателей или 10 тысяч голосов. Самым требовательным оказалось латвийское законодательство — нужны голоса хотя бы 10% избирателей (150 тысяч человек).

"Если мы будем говорить, что даем инструменты, а это просто декларация, это будет провал. Если уж народная законодательная инициатива, то четкое, на уровне Конституции, определение количества избирателей, которые могут подать законопроект", — говорит Кириченко.

Другой вопрос, который нужно решить перед запуском подобного механизма — законодательный спам. Речь идет о давней технологии затягивания принятия решений, когда народные депутаты ко второму чтению законопроекта подают тысячи правок. Такая ситуация, например, сегодня наблюдается с документом по рынку земли, куда подали больше четырех тысяч дополнений.

"Оппозиционные политические партии, их фракции в парламенте, пытаясь заблокировать или отложить во времени принятие определенного закона, используют определенные пробелы и проблемные места регламента ВР, вносят абсолютно идентичные поправки. В результате целыми парламентскими днями мы слушаем одну и ту же поправку от разных депутатов. Мы наработали решение этой проблемы и соответствующий законопроект зарегистрирован. Надеюсь, когда мы выйдем из рассмотрения вопросов о рынке земли, этот закон будет проголосован, а в будущем это даст возможность избегать такого рода неприятных ситуаций", — добавляет Совгиря.

Однако директор аналитического отдела Лаборатории законодательных инициатив Александр Заславский говорит, что украинские депутаты далеко не рекордсмены по количеству подаваемых правок. Он приводит в пример Гонконг, где к одному из решений зарегистрировали... 1,2 миллиона правок! Также он отмечает, что у подобной "парламентской обструкции" есть разные функции, в том числе и полезные.

"Кроме того, что она мешает и удлиняет процесс утверждения хороших законопроектов, она позволяет мобилизировать общество в те моменты, когда законопроекты, например, появляются неожиданно или не проходят достаточного количества раундов общественного обсуждения, а в обществе нет консенсуса по ним. Это позволяет привлечь внимание к этим проблемам", — добавляет аналитик.

Общественность против стейкхолдеров

Заславский называет еще одну форму, которую стоит вспомнить в контексте прямой демократии — консультации с общественностью по поводу тех или иных решений. Напомним, что в партии "Слуга народа" недавно анонсировали план публичных обсуждений по децентрализации. "Сначала цикл встреч в регионах, впоследствии — итоговая в Киеве. Конечный этап — формирование текста изменений в Конституцию", — отметил глава партии Александр Корниенко.

Этот механизм, к слову, поддерживают и в оппозиционных фракциях парламента. Однако нардеп от "Оппозиционной платформы — За жизнь"Татьяна Плачкова настаивает — консультации, о которых говорит Корниенко, были организованы только "после провала попытки протащить через парламент изменения в Основной Закон, где под видом децентрализации фактически вводилась абсолютная централизация властных полномочий".

Отметим, что Кабинет министров Владимира Гройсмана в 2017 году уже подавал в парламент законопроект о публичных консультациях. Предполагалось, что публичные обсуждения будут проводиться по всем законопроектам, которые попадают в парламент. В итоге, документ пролежал в ВР почти год, а в сентябре 2018-го его вернули в правительство на доработку. Заславский называет норму многострадальной, но отмечает — в целом, консультации с общественностью это проблема, и даже больше — недостаток. "Это неправильный подход при формировании политики. Консультации нужно проводить не с общественностью, а со стейкхолдерами, с носителями интересов", — резюмирует он.

Илья Требор, специально для Delo.ua