- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Финансы
- Дата публикации
Кредит за премиум-аккаунт на PornHub: каким МВФ видит будущее банков
Новый год начался с громких новостей из Китая, где с 1 января якобы заработал новый Гражданский кодекс с "системой социального кредита". Предполагалось, что люди с высокими баллами будут претендовать на привилегии вроде легкого получения кредитов или даже приоритетного доступа в школу. Новость оказалась фейковой, но примечательно другое — о чем-то отдаленно напоминающем такую систему совсем недавно задумались в Международном валютном фонде. Эксперты организации, рассуждая о будущем финансового сектора, пришли к выводу — банкам нужно еще больше данных о клиентах.
Корреспонденты Delo.ua Надия Михальчук и Илья Требор выяснили, что предлагают экономисты из МВФ, какую информацию советуют собирать банкам и что об этом думают представители украинских финансовых организаций.
Внимание СМИ к китайскому Гражданскому кодексу привлек пост в Facebook — некий Руслан Вакулик из российского Владивостока написал, что с 1 января 2021 года в КНР заработают новые правила, закрепляющие "систему социального кредита". Она, якобы, основана на технологиях сбора, обработки и анализа данных об обществе и делит граждан страны по числу заработанных баллов. Те, у кого высокие показатели могут покупать со скидкой билеты на транспорт, не стоять в больничных очередях, быстрее продвигаться по карьерной лестнице и легче получать кредиты в банках.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaВ публикации говорилось, что балы получают за: участие в благотворительной деятельности, заботу о пожилых членах семьи, помощь бедным и даже поддержку правительства в соцсетях. Ослабнуть позиции в системе могут за нарушение ПДД, участие в протестах, распространении фейков в интернете и даже жульничество в онлайн-играх.
Журналисты быстро выяснили, что таких положений в Гражданском кодексе не существует и хотя разговоры о китайской "системе социального кредита" ведутся давно, на общегосударственный уровень ее пока не выводят. Пока что-то похожее делают только для бизнеса. А единственное упоминание кредитоспособности в кодексе связано с правом на репутацию — кредитоспособность признается частью репутации физических лиц и организаций.
Но, если касаться вопроса кредитов, то эксперты МВФ уже предлагают сделать шаг на встречу подобной системе. В конце прошлого года профессор кафедры корпоративных финансов и финансовых рынков университета Амстердама Арнауд Бут, экономист финдепартамента Европейского центрального банка (ЕЦБ) Питер Хоффман, руководитель департамента разработок ЕЦБ Люк Лавен и экономист из МВФ Лев Ратновски опубликовали колонку "Что по-настоящему нового в финтехе?". Это краткий пересказ их апрельской рабочей статьи для фонда "Финансовое посредничество и технологии: что старого, что нового?".
Ученые-экономисты говорят — финансовая отрасль переживает стремительные технологические изменения, традиционные банки конкурируют с онлайн-стартапами без физических отделений, а соцсети и другие цифровые платформы расширяют свой спектр услуг до платежей и кредитов. Эксперты фонда говорят, что пандемия COVID-19 только ускорила эту трансформацию и значительно увеличила спрос на цифровые услуги.
Под новыми подходами к коммуникации сотрудники фонда и Европейского центробанка подразумевают, в частности, возможность оформить кредит дистанционно. Поскольку на просторах сети появляется все больше сервисов, которые могут обеспечить финансовое посредничество без личных визитов, то и банкам стоит обратить внимание на онлайн-общение. Эта часть работы экономистов вопросов не вызывает.
А вот, пункт о "новых инструментах для сбора и анализа данных" может насторожить многих пользователей интернета. Традиционно банки для кредитного скоринга (системы оценки кредитоспособности человека или организации) собирают финансовую информацию клиента. В Forward Bank корреспонденту Delo.ua объяснили, что основную информацию о кредитной истории заемщиков банки получают в бюро кредитных историй. Эти данные могут консолидироваться или использоваться в качестве независимого фактора (здесь, в качестве примера можно назвать скоринговый бал самого бюро).
"Ключевую информацию получают именно из кредитных отчетов, которые отражают реальную платежеспособность клиента. Оценивается как текущая, так и историческая кредитная история заемщика. При этом для банка важна практически вся информация, которая находится в бюро: количество действующих и закрытых кредитов; общая, выплаченная или действующая сумма задолженностей; сумма действующей или максимально просроченной задолженности; скоринговый бал бюро", — говорят в банке.
Советник председателя правления Кредитвест банка Василий Невмержицкий добавляет — помимо сведений из бюро кредитных историй, финучреждения подключают и кредитный реестр НБУ. При этом организации, специализирующиеся на бланковом кредитовании (без залогов), используют более обширный набор данных.
"Но и здесь нет единого правила. К примеру, ряд банков во многом полагается на рейтинг мобильных операторов, которые по сложной модели рассчитывают условную надежность заемщиков и продают эту информацию банкам. Это весьма точная оценка, но можно лишь предполагать, по каким именно алгоритмам она выводится", — объяснил он Delo.ua.
Что предлагают в МВФ? Использовать для формирования кредитного рейтинга историю просмотров, а также покупательское поведение в интернете для физических лиц или рейтинги клиентов для онлайн-продавцов. И даже это не все. Согласно оценке экспертов, для скоринга могут быть полезны и такие элементы "цифрового следа" человека, как поставщик электронной почты, оператор мобильной связи или операционная система устройства.
"Более того, финансовые и нефинансовые данные могут дополнять друг друга: сочетание кредитных рейтингов и "цифрового следа" может позволить в дальнейшем улучшить прогнозы дефолта по кредитам. Соответственно, включение нефинансовых данных может привести к значительному повышению эффективности финансового посредничества", — добавляют представители МВФ и ЕЦБ.
Свою позицию они, среди прочего, аргументируют защитой клиентов, которым банки часто отказывают. Исследователи приводят пример высокооплачиваемого эмигранта, который еще не брал кредиты и не имеет кредитного рейтинга. Эксперты отмечают — часто такая ситуация приводит к отказу в займе. При этом такие крупные технологические компании, как Amazon, Facebook или Alibaba собирают огромные объемы нефинансовых данных через ориентированные на потребителя платформы электронной коммерции, социальные сети и онлайн-поиск. Ученые подчеркивают: простое увеличение количества данных позволит использовать инструменты анализа "больших данных" (искусственный интеллект и машинное обучение) гораздо более эффективно.
Фактически, кредитный рейтинг клиента может зависеть от списка сайтов, которые он посещает. Здесь открывается потенциал для размышлений или даже спекуляций. Например, если человек в интернете часто ищет новое место работы. Не будет ли он воспринят банком, как человек с непостоянным доходом и не откажут ли на основании этого ему в кредите? А если та же ситуация произойдет с постоянным поиском нового места аренды жилья — не расценит ли его средство мониторинга, как клиента, который может переехать, чтобы не платить за кредит?
В плане онлайн-продаж вопросов не меньше. Как будет влиять на получение кредита вариант подписки на Netflix — сможет ли клиент претендовать на большую сумму займа если оформил премиум-аккаунт за 12 евро вместо стандартного за 8? Учтет ли система покупку премиум-аккаунта на PornoHub? Как предложенная система будет учитывать использование одного из самых быстроразвивающихся его конкурентов OnlyFans, где пользователь переводит деньги отдельным моделям, а не всему сайту? Что если клиент покупает новые игры для своей Sony PlayStation только в период скидки и никогда не платит full price, хотя и легко может себе это позволить.
"Для "продвинутых" розничных банков и компаний, специализирующихся на разработке алгоритмов оценки кредитного риска такая идея наверняка имела бы смысл. Но получить такие данные без санкции клиента невозможно. Потому я не думаю, что это станет реальностью в обозримом будущем. Разве что сам Google решит разработать собственный кредитный рейтинг и вывести его, как b2b-продукт на рынок. Так или иначе, эти данные никогда не будут иметь приоритета перед информацией о платежной дисциплине заемщика. Если человек регулярно допускал просрочки по кредитам. Даже солидная история путешествий по всему миру не поможет ему получить новый заем", — говорит Невмержицкий.
Банкир добавляет, что скоринговые системы стремительно развиваются и у многих профильных участников рынка весьма внушительные системы оценки риска и без доступа к информации о запросах в поисковиках или истории покупок в интернет-магазинах. Рассказал он и об алгоритме действий, если клиент впервые обратится в банк. Такому человеку, скорее всего, откроют небольшой кредитный лимит и через несколько месяцев, когда у системы появится достаточный объем данных о его поведенческих привычках и покупательских предпочтениях, лимит изменят и уже от заемщика зависит в какую сторону.
"Важно понимать: угадать, какое именно поведение система сочтет "правильным", а какое нет — почти невозможно. В оценке могут принимать участие сотни и тысячи факторов. И даже сотрудники финучреждения не понимают в полной мере, почему система выставляет ту или иную оценку заемщику. Они видят лишь результат. В этом контексте людям, которые заботятся о своем кредитном рейтинге важно лишь четко и в срок выполнять обязательства по кредиту, не допускать просрочки. Учитывая, что вес этих данных в общей структуре оценки риска доминирующий, этого будет вполне достаточно", — резюмирует банкир.
В Forward Bank нам объяснили — использование данных интернет поиска пользователей теоретически могло бы удовлетворить вопрос банка, какой именно тип кредитного продукта больше подходит клиенту и с какими конкретными условиями ему предложить в первую очередь. При этом такой параметр, как рейтинги клиентов от онлайн-продавцов, предоставил бы банкам возможность, в первую очередь, оценить клиентов без кредитной истории, обеспечив более качественную оценку при формировании кредитного предложения.
Финансовый аналитик Алексей Кущ считает, что у банков нет другого выхода и они должны будут выйти за рамки сбора финансовой информации. "Финтех уже достаточно долго сам по себе трансформируется глобально. Современный финтех предполагает расширение банковской деятельности за сферу классического банкинга. Да, это общий тренд, эволюционный аспект. Потому что классическое кредитование уже сейчас банки не вытягивает и они, соответственно, находятся в поиске расширения своей деятельности", — отмечает он.
Предполагается, что технических сложностей в сборе нефинансовой информации быть не должно. Представители МВФ отмечают, что сейчас большие объемы данных можно получить с небольшими затратами с помощью парсинга (метод сбора любой открытой информации в интернете с помощью специальных приложений). Здесь полезными будут машинное обучение и искусственный интеллект, хотя сами исследователи признают — сбор подобных данных и их анализ неизбежно вызовет проблемы с конфиденциальностью.
Основная проблема предложенной идеи — в технологических гигантах. Так, сегодня мессенджер WhatsApp передает в Facebook данные с кем, когда и как часто пользователь общается, информацию о его финансовых транзакциях, устройстве, точном местонахождени и еще много чего. Однако руководство обеих компаний настаивает на серьезном шифровании этой информации и высокой степени защиты данных их клиентов. Для реализации задуманного Бута, Хоффмана и компании, Facebook должен будет ослабить свои стандарты шифрования.
Другим вариантом станет, как выше упоминал Невмержицкий, создание b2b-экосистемы на основе облачных технологий. Но в постройке такой платформы должны будут принять участие крупнейшие цифровые корпорации — Google, Amazon, Apple, Microsoft, Facebook. И уже здесь есть две проблемы. Первая — многие технологические компании ожесточенно конкурируют друг с другом. Если говорить об игровой индустрии, то речь идет о сборе информации с таких цифровых магазинов, как PlayStation Store, Steam, GOG, Uplay и многие другие. При этом PSStore неохотно делится даже с количеством проданных игр. Со стриминговыми сервисами, которые в условиях пандемии практически заменили кинотеатры, также все не просто — сложно представить, что Disney+, HBO Max, Amazon Prime и уже ранее упомянутый Netflix позволят собирать информацию о своих пользователях в одном месте.
Второй проблемой станет ключевой тезис самой исследовательской группы. Они сами противопоставляют услуги технологических площадок услугам традиционных финансовых организаций, вроде банков. И последним нужно будет чем-то серьезно заинтересовать своих вырывающихся вперед конкурентов.
Надия Михальчук и Илья Требор, специально для Delo.ua