НБУ курс:

USD

41,64

+0,12

EUR

45,09

+0,11

Наличный курс:

USD

41,64

41,54

EUR

45,33

45,15

Запрет телеканалов Медведчука: на чьей стороне закон и что может быть дальше

Из-за введения санкций три телеканала прекратили вещание. Фото: УКМЦ
Из-за введения санкций три телеканала прекратили вещание. Фото: УКМЦ
По мнению юристов, суд вполне может отменить указ Зеленского о санкциях. В то же время политические эксперты в этом сомневаются — на разбирательства уйдут годы
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Указ президента Владимира Зеленского о введении санкций в отношении депутата Верховной Рады от "Оппозиционной платформы — За життя"Тараса Козака и связанных с ним юрлиц имел эффект разоравшейся бомбы. Телеканалы "112 Украина", ZIK и NewsOne, принадлежащие нардепу и связанные с еще одним депутатом от политсилы Виктором Медведчуком, прекратили свое вещание, а представители "ОПЗЖ" назвали это решение "фашизмом" и заявили о намерениях инициировать импичмент главы государства.

Общественное мнение тоже разделилось на два лагеря: пока одни считают правильным прекращение работы этих телеканалов, называя их "пропагандистскими машинами", другие выражают опасение, что подобное "ручное управление" — это атака на свободу слова, оно может создать опасный прецедент и привести к блокированию всех "неугодных" власти СМИ. Но главным камнем преткновения стал вопрос о том, может ли вообще Закон Украины "О санкциях" применяться в отношении гражданина Украины.

Delo.ua рассказывает, как объясняет произошедшее украинская власть, насколько правомочным, по мнению юристов, является решение о введении санкций и как могут развиваться события дальше.

Слово власти

О том, что президент Зеленский подписал указ, вводящий в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о применении персональных санкций в отношении Тараса Козака и связанных с ним юрлиц, стало известно поздно вечером 2 февраля. Утром 3 февраля глава государства заявил: решение о введении санкций было принято сразу после того, как были зафиксированы и обсуждены конкретные основания для этого. А отдельно, в публикации в Twitter, он отметил: Украина не поддерживает пропаганду, финансируемую Российской Федерацией.

"Санкции — трудное решение. Украина решительно поддерживает свободу слова. Не пропаганду, финансируемую страной-агрессором, которая подрывает Украину на пути к ЕС и евроатлантической интеграции. Борьба за независимость — это борьба в информационной войне за правду и европейские ценности", — высказался президент.

Факты, которые упоминал Зеленский, СНБО были предоставлены Службой безопасности Украины (СБУ). Как заявил глава ведомства Иван Баканов, СБУ рекомендовала принять СНБО это решение на основании данных, которые у них есть, и множественных нарушений этими телеканалами законодательства в сфере телерадиовещания, которые зафиксировал Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. По его словам, решение о санкциях было направлено на защиту территориальной целостности и суверенитета Украины, а к ограничению свободы слова никакого отношения не имеет.

"Существует большая разница между свободой слова и откровенной антиукраинской риторикой. Свобода слова заканчивается там, где появляются признаки посягания на территориальную целостность и суверенитет Украины", — заявил Баканов.

Само решение СНБО от 2 февраля — это введение в действие предложения Верховной Рады и СБУ, внесенные еще в 2018 году(постановление парламента № 2589-VIII от 4 октября 2018 года).

Санкции в отношении Козака были приняты на основании статьи 5 Закона Украины "О санкциях". Согласно закону, ограничительные меры могут применяться в отношении отдельных иностранных юридических лиц, иностранцев, лиц без гражданства, а также юридических лиц, которые находятся под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента и лиц, осуществляющих террористическую деятельность (персональные санкции). В отношении Козака были введены именно персональные санкции.

Отметим, что решение СНБО было принято путем письменного голосования. Из 19 членов 17 проголосовали "за", один воздержался, а один находился в командировке. Тем членом СНБО, который воздержался от голосования, стал спикер парламента Дмитрий Разумков. По его словам, санкции нужно вводить по отношению к тем, кого невозможно привлечь к ответственности на территории Украины. Но если речь идет о том, что конкретный человек был замечен в финансировании терроризма, то его нужно привлекать к уголовной ответственности.

Что говорят юристы

Как отмечает член Ассоциации юристов Украины, медиа-юрист Мария Пиллероа Мадан, скорее всего действие указа президента будет остановлено в судебном порядке по инициативе попавших под санкции телеканалов. По словам эксперта, юридические основания для этого есть. В первую очередь, то, что законодательство запрещает применение санкций в отношении украинских граждан, за исключением тех, которые осуществляют террористическую деятельность.

"В Украине провозглашен принцип верховенства права. Он состоит в том, что ни один человек не является выше закона, что никто не может быть наказан государством, кроме как за нарушение закона, и что никто не может быть осужден за нарушение закона каким-либо другим образом, кроме того, который установлен законом", — говорит юрист.

Второй аспект, который приводит Мария Пиллероа Мадан, состоит в том, что вопрос ограничения деятельности украинских телеканалов также урегулирован законодательно. В частности, статья 37 Закона Украины "О телевидении и радиовещании" содержит исключительный список оснований для аннулирования лицензии:

— ходатайство лицензиата об аннулировании лицензии;

— решение об отмене государственной регистрации лицензиата;

— неуплата лицензиатом лицензионного сбора в установленные законом сроки;

— отсутствия предусмотренного лицензией вещания в течение года со дня выдачи лицензии;

— решения суда о прекращении действия лицензии на вещание.

Помимо оснований, эта же статья определяет и четкий порядок аннулирования лицензии вещателя.

В частности, как добавляет член Ассоциации юристов Украины, адвокат АО AVER LEX Катерина Сташкив, лицензия на вещание может быть аннулирована на основании решения Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания или на основании решения суда. В случае нарушения лицензиатами законодательства Украины, лицензия может быть аннулирована исключительно по решению суда, которое принимается по результатам рассмотрения иска Нацсовета.

Но до обращения в суд Нацсовет должен провести проверки, установить нарушение законодательства, предупредить и оштрафовать нарушителя. Если после этих мер нарушения законодательства продолжаются, Нацсовет имеет право обратиться в суд, объясняет эксперт.

Более того, как подчеркивает Сташкив, в законе Украины "О радиочастотном ресурсе Украины" вообще отсутствует такая процедура, как запрет на использование радиочастотного ресурса Украины. Так, основания для аннуляции лицензии на его использование тоже определены законодательно, и их нарушение, опять же, может стать основанием для обжалования в судебном порядке.

"В дальнейшем такая практика может иметь негативные последствия для украинских СМИ в виде манипуляций и запрета их основной деятельности", — отмечает адвокат.

Что говорят политические эксперты

Мнения политических экспертов относительно формы принятого РНБО и Зеленским решения расходятся. Так, по мнению директора департамента внутренней политики Международного центра перспективных исследований  Игоря Петренко, с юридической точки зрения оно вызывает вопросы и будет еще долго предметом дискуссий, особенно в части правомерности применения санкций в отношении Козака как гражданина Украины. С другой стороны, как отмечает эксперт программы "Международная и внутренняя политика" аналитического центра "Украинский институт будущего"  Игар Тышкевич, с документальной точки зрения решение достаточно взвешенное: санкции введены не только в отношении телеканалов, но и в отношении формального собственника. Это означает, что быстро изменить его, чтобы выйти из зоны действия ограничений, не удастся.

Комплекс причин, которые привели к введению в действие решения РНБО, тоже обширен, отмечают аналитики. Так, в нем есть все: от резкой редакционной политики каналов по отношению к власти, от усиления позиций "ОПЗЖ" до политического противостояния Зеленского и экс-президента Петра Порошенко и слухов о том, что Виктор Медведчук собирался договориться с Виктором Пинчуком о покупке медиагруппы StarLightMedia (каналы ICTV, "Новий", СТБ, М1, М2, "Оце!"), чем еще больше расширил бы свое медийное присутсвие на рынке.

В то же время, как уверен Петренко, эти факторы — второстепенные. По мнению эксперта, ключевую роль в произошедшем сыграл внутрипартийный конфликт в "ОПЗЖ".

"Я думаю, речь идет не столько о попытках власти отомстить за критику. Скорее всего, это проявление внутрипартийной борьбы в "ОПЗЖ". В партии есть два крыла — Сергея Левочкина (экс-главы АП времен беглого Виктора Януковича — Delo.ua) и Медведчука, — говорит Петренко. — В последнее время мы могли наблюдать определенные недружественные проявления со стороны Медведчука в отношении своих партнеров и союзников. С другой — сближение Левочкина с Офисом президента. И, конечно, у ОП тоже есть свои вопросы к Медведчуку и его каналам и их риторике. В совокупности это и могло привести к тому, что мы имеем сейчас. Но главный двигатель всего, по моему мнению, — борьба внутри "ОПЗЖ", а не попытки власти приструнить оппозиционные телеканалы".

Что же касается последствий принятого решения, то эксперты сходятся во мнении, что Медведчук и его сторонники, безусловно, предпримут попытку обжаловать его в судебном порядке и апеллировать к международному сообществу. Однако быстрого решения ждать не стоит — судебные разбирательства могут занять годы. Рассчитывать на реакцию международного сообщества в свою пользу Виктору Медведчуку и его сторонникам тоже вряд ли приходится: США, например, введение санкций в отношении Козака и ряда его телеканалов уже поддержали. Одобрили действия украинской власти и в ЕС.

По словам Тышкевича, второй стратегией выхода из зоны действия санкций для Медведчука и его сторонников может стать попытка либо перенести часть форматов и группу экспертов на другие каналы, например, на "Интер" или "НАШ", или выкупить небольшие каналы с лицензиями на вещание и частотами для того, чтобы на их базе снова попасть в медиа-пространство.

А что со свободой слова?

В Национальном союзе журналистов Украины указ Зеленского восприняли как атаку на свободу слова. Однако против такой постановки вопроса выступают и политические эксперты, и общественные организации.

По словам экспертов, с одной стороны, "ручное управление" правом телеканалов на вещание создает определенные риски, однако в сложившихся обстоятельствах Украины вынуждена учитывать и другие факторы. В первую очередь то, что речь идет о государстве-агрессоре.

"Если мы находимся в состоянии гибридной войны, в которой Российская Федерация выступает агрессором, аннексировала Крым, контролирует так называемые "ЛНР/ДНР", то подобные механизмы имеют место быть. Я не думаю, что в этом случае речь идет о борьбе со свободой слова. Конечно, это частично может быть, но в данном случае вопрос упирается в конкретного человека, которому принадлежат эти телеканалы, — говорит эксперт, — Наверное, в сложные времена могут приниматься сложные решения. Мы видим, что со стороны РФ нет продвижений в выполнении ею взятых на себя обязательств, в вопросе пленных и так далее. Возможно, в таком контексте и есть вещи, которые могли бы оправдать действия украинской власти. С другой стороны, плохо, что информации о происходящем мало. Если речь идет о финансировании терроризма, то должны быть факты, уголовные производства, расследования, а обществу нужно показать все эти связи".

На стороне украинской власти также выступили Украинский кризисный медиа-центр и ряд общественных организаций, которые занимаются борьбой с дезинформацией. В их заявлении говорится, что в данной ситуации речь не идет об угрозе свободе слова в Украине, а попавшие под санкции телеканалы — "это инструменты преступного влияния, которые служат для распространения кремлевской пропаганды под маской украинских медиа". По мнению представителей общественных организаций, ограничение деятельности этих телеканалов — это шаг к усилению информационной безопасности украинского государства.