Сбалансированный, но близорукий: тот ли госбюджет приняла Украина, за который похвалит МВФ

Министр финансов Оксана Маркарова и премьер Владимир Гройсман. Фото: kmu.gov.ua
Министр финансов Оксана Маркарова и премьер Владимир Гройсман. Фото: kmu.gov.ua
Приоритетом "номер один" для правительства было принять сбалансированный по дефициту госбюджет-2019 еще до декабря. Чтобы убедить депутатов проголосовать "за", пришлось согласиться на ряд заточенных под конкретный бизнес изменений и льгот

Складывается впечатление, что "черная пятница" на прошлой неделе коснулась не только "гулливеров", "брокардов" и "кныгарень є", но также и украинской Верховной Рады, которая как раз в пятницу утром голосовала за государственный бюджет на 2019 год. И скидки, кажется, предлагали сами депутаты — снизив "цену" на свои голоса за поддержку госсметы.

Между первым и вторым чтением и доходы, и расходы бюджета выросли ровно на одну и ту же сумму — 18 млрд грн. При этом хочется добавить, что рост был "лишь" на 18 млрд грн. Ведь в прошлому году цифры отличались разительнее: между первым и вторым чтением доходы выросли на 36,6 млрд грн, а расходы — больше, чем на 40 млрд грн. А в ночь финального голосования оба показателя в 2017 году выросли еще на 3-4 млрд грн.

В этом же году ночь голосования, по словам министра финансов Оксаны Маркаровой, не повлияла на увеличение показателей госбюджета. Произошло лишь небольшое перераспределение средств.

И это никак не повлияло на увеличение дефицита бюджета, который пристально оценивает МВФ и который остался таким же, как и при первом чтении, — 86 млрд грн или 2,3% от ВВП.

Цена голосов "за" — налоговые льготы и бюджетная поддержка бизнеса

Кроме коалиционных "Блока Петра Порошенко" и "Народного фронта" госбюджет поддержали "бизнес-ориентированные" группы "Видродження" и "Воля народа".

Депутатов "убедили" заточенные под конкретные предприятия изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы.

Во-первых, в Бюджетный кодекс с подачи нардепа от "Видродження" Рада внесла изменение, которое расширяет бюджетную поддержку агрокомпаний. Норма звучит следующим образом: "в 2019 году Украина из бюджета должна направить на поддержку сельхозпроизводителей сумму не меньше 1% выпуска продукции. А в 2020-2025 годах сумма дотации должна стать больше — по крайней мере 1,5% выпуска продукции".

Министерство финансов согласилось на эту норму, вероятно, потому что сумма дотации вырастет только в следующем госбюджете.

А сейчас же приоритет "номер один" — принять сбалансированный по дефициту госбюджет на 2019 году. Это в свою очередь позволит получить деньги от МВФ, Всемирного банка и Евросоюза, которые очень нужны Украине еще до конца 2018 года.

Во-вторых, в Налоговый кодекс внесли норму, которая освобождает от уплаты ренты предприятия, которые добывают содержащие уран полезные ископаемые. И тут, видимо, история тоже нечистая. Сначала депутат от БПП Максим Курячий предлагал освободить от ренты "добычу на этапе изучения, а также исследовательскую и промышленную добычу" (после критики норму сократили, оставив только первую часть, и это теперь такая же норма как и по другим ископаемым). Потом глава "радикалов" Олег Ляшко начал истерично требовать у представителей коалиции назвать инвестора и компанию, в пользу которой вводят такую льготу. Ответа он, правда, так и не получил.

В-третьих, депутатам удалось "отбить" поправку, согласно которой рента на добычу железной руды вырастет в Украине лишь на один год. Тогда как в редакции Минфина речь шла просто о повышении без каких-либо ограничение срока действия.

В-четвертых, депутаты приняли еще одну льготу для аграриев. Правкой Алексея Мушака из БПП Рада отменили паевой взнос для бизнеса при строительстве зданий и складов сельскохозяйственного назначения и пищевой промышленности. На отмене паевого взноса, который составляет до 10% и разнится в разных областях и населенных пунктах, давно настаивают в Министерстве экономического развития. Мол, это налог на инвестиции, которые мешает инвесторам. И он к тому же содержит коррупционные риски, ведь для одного предприятия местная власть может установить 0% паевого взноса, а для другого на собственное усмотрение — все 10%. Но, по словам замглавы Минэкономики Максима Нефьодова, норму о полной отмене паевого взноса все никак не удается провести через Раду.

Коалиция также сделала попытку договориться с Радикальной партией. В итоге неуспешно — Ляшко и его депутаты не дали свои голоса за госбюджет. Вероятно, из-за того, что одно из требований "радикалов" так и не было выполнено.

Ведь коалиция не отказалась от повышения экологического налога. Эта норма в первую очередь не выгодна крупным промышленным компании, которые являются крупными загрязнителями, например, группе "СКМ" Рината Ахметова.

Но для Ляшко были приняты две другие нормы. Во-первых, депутаты еще на четыре года продлили льготы для ввоза в Украину электромобилей (освободили электрокары от уплаты 20% НДС). Во-вторых, Рада на пять лет освободила госпредприятия, которые контролируются Академией наук Украины, от уплаты доли чистой прибыли в госбюджет. Эта часть прибыли (около 200 млн грн в год) должна остаться на предприятиях и якобы инвестироваться исключительно в научную деятельность и инновации.

Сбалансирован ли госбюджет

Ключевое требование МВФ (на основе которого Фонд будет принимать решение о кредите для Украины) к госбюджету — его сбалансированность, то есть умеренный показатель дефицита (на следующий год Украина выдержала показатель на уровне 2,3% ВВП).

Не только Министерство финансов, но и целый ряд экономистов и аналитиков считают, что госбюджет-2019 консервативный, сбалансированный и реалистичный. А значит приемлемый для МВФ.

Правительство заложило более медленный темп роста сбора налогов по сравнению с текущим годом.

"Замедление роста доходов говорит об ожиданиях Кабмина, что в 2019 году замедлится и инфляция (до 7,4%), и рост экономики (до 3%), — говорит Александр Паращий, руководитель аналитического департамента инвестиционной компании Concorde Capital. — Собственно, в таких ожидания и проявляется консерватизм".

В прошлом году, например, заложили рост импортного НДС на уровне 36%, а налога на прибыль на 23%. В 2019 году Минфин ожидает, что больше всего вырастут сборы налога на доходы физлиц (на 16%) и налога на прибыль (почти на 16%).

Поступления от НДФЛ будут расти, вероятно, из-за двух факторов, поясняет Паращий, — повышения минимальной зарплаты на 12% и повышения зарплат в стране в целом на фоне тенденций трудовой миграции. "К оценке роста доходов от налога на прибыль, скорее всего, решили подойти консервативно, — говорит Паращий. — Самой прибыльной компанией прошлых лет был "Нафтогаз". Очевидно, там рост прибыли будет не столь значительным как в прошлые годы".

Экономисты считают, что Украине удастся собрать все запланированных доходы. Но у бюджета остается традиционный риск — поступления от приватизации на уровне 17 млрд грн, которые должны пойти на покрытие дефицита бюджета.

Раньше Украина никогда не выполняла этот показатель. Но Оксана Маркарова (как, впрочем, в прошлом году и экс-министр Александр Данилюк) рассчитывает, что ситуации поможет новый закон о приватизации.

Принятые во время голосования точечные налоговые льготы для бизнеса, по мнению Маркаровой, не испортили баланс бюджета.

"Доходы, которые Минфин предусмотрел в проекте госбюджета, не изменились. Поэтому из-за льгот у нас не было необходимости искать какие-либо компенсаторы, — отметила Оксана Маркарова. — Были изменения для местных бюджетов, но влияния на госбюджет не будет. Льготы, которые были продлены (речь об отмене НДС для электрокаров — Ред.), не повлияют на госбюджет, ведь мы считали его на базе существующей модели, то есть закладывали эту льготу изначально".

Эффективные ли в бюджете заложены расходы

"МВФ нам говорит, что мы должны жить по своим средствам, — говорит в интервью Радио НВ Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital. — Как мы их используем, это уже наша проблема. Главное для МВФ, чтобы мы не увеличивали долговую нагрузку (а если дефицит большой, то для его покрытия нужно заниматься деньги — Ред.)".

Констатирую банальную вещь: деньги бюджета, которые, напомню, в основном собраны за счет наших налогов, нужно не просто осваивать, а инвестировать.

От социальных статей расходов пока никуда не денешься, как и от расходов на выплату и обслуживание долга. Но бюджетные деньги по-максимуму нужно направлять на те сферы, где реально происходят реформы и где они используются эффективно.

Минфин действительно предусмотрел повышение расходов на медицину и образование, где сейчас происходят реформы. Но рост расходов, например, на МВД (на аппарат ведомства траты вырастут на 70%), появление "Фонда президента по поддержке образовательный и научных программа для молодежи" (на сумму 1 млрд грн) или традиционная субвенция на социально-экономическое развитие регионов (на сумму 5 млрд грн) вызывают вполне логичные вопросы об обоснованности трат бюджета. Но на них, к сожалению, в правительстве никто отвечать начистоту не хочет.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram