- Категория
- Экономика
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Большая налоговая мобилизация. Как Кабмин и депутаты будут искать 500 млрд гривен на нужды обороны
Верховная Рада намерена утвердить повышение налоговых ставок уже в сентябре, чтобы с 1 октября бюджет начал получать дополнительные поступления. Разбираемся, каких налоговых изменений ждать гражданам и бизнесу, и какими будут последствия.
Кабинет Министров доработал законопроект № 11416, который предусматривает повышение ставок отдельных налогов и сборов.
Напомним, что первую версию этого законопроекта правительство одобрило еще в июле. Изначально он содержал существенное увеличение базовой ставки военного сбора с 1,5% до 5%, а также внедрение этого сбора для новых категорий плательщиков. В частности, для предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, для физлиц, которые покупают авто или продают недвижимость.
После доработки законопроект претерпел ощутимые изменения. Как сообщил в своем Telegram-канале первый заместитель главы Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк, "в целом стало значительно лучше, чем было".
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaКабмин в ближайшее время намерен передать обновленный законопроект № 11416 на рассмотрение профильного комитета, после чего он будет вынесен в сессионный зал Верховной Рады.
Если все пойдет по такому сценарию, принятый закон вступит в силу с 1 октября 2024 года кроме отдельных норм, которые будут введены в действие с 1 января 2025 года.
Какие аргументы в пользу повышения налогов?
О необходимости повысить налоги депутаты и представители Кабмина начали говорить еще в начале лета.
В частности, глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в интервью delo заявил, что только до конца 2024 года нужно найти на безопасность и оборону около 400 млн грн, которых в госбюджете попросту нет.
Впоследствии глава бюджетного комитета Рады Роксолана Пидласа сообщила, что "дыра" в госбюджете на самом деле больше и составляет почти 500 млрд грн.
Министр финансов Сергей Марченко уже после того, как был анонсирован обновленный налоговый законопроект, заявил в эфире телемарафона о том, что финансирование сектора безопасности и обороны (в 2024 году – ред.) достигнет 2,2 трлн грн. Хотя изначально в госбюджете на эти цели было заложено 1,7 трлн грн.
Что изменится в налогообложении?
Нормы, которые Кабмин убрал из новой версии законопроекта:
- 1% военного сбора для юридических лиц, которые являются плательщиками налога на прибыль либо плательщиками единого налога 3 и 4 групп упрощенной системы;
-
военный сбор при покупке легковых авто в размере 15% стоимости транспортного средства, если такое авто проходит первую регистрацию в Украине;
-
5% военного сбора при продаже недвижимости физлицами (при условии, что это первая продажа в течение года);
-
5% военного сбора для физлиц и юрлиц, которые покупают банковские металлы;
-
30% военного сбора, который взымается со стоимости реализованных ювелирных изделий;
-
военный сбор по ставке 5% стоимости услуг операторов мобильной связи;
-
спецставка акцизного налога в размере 0,1 евро за 1 литр газированных сладких напитков;
-
взимание НДС со всех международных посылок в Украину (кроме отправлений между физлицами), суммарная стоимость которых превышает 45 евро (на данный момент уплата НДС касается только посылок стоимостью свыше 150 евро).
Нормы, которые остались в доработанном законопроекте или были в него добавлены:
- увеличение базовой ставки военного сбора с 1,5% до 5%;
-
введение военного сбора в размере 10% минимальной зарплаты для физлиц-предпринимателей 1 и 2 группы единого налога (в 2024 году это 800 гривен);
-
введение военного сбора по ставке 1% дохода для предпринимателей 3-й группы единого налога;
-
увеличение ставки налога на прибыль для банков в 2024 году с действующих 25% до 50%;
-
увеличение ставки налога на прибыль для других участников финрынка (кроме страховщиков) с 18% до 25%;
-
внедрение ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль для бизнеса, который занимается торговлей горючим (АЗС). Для газовых АЗС авансовые платежи составят от 30 тыс. грн, для заправок, которые реализуют несколько видов топлива – от 60 тыс. грн.
Как комментируют налоговые инициативы депутаты?
Даниил Гетманцев выразил надежду на то, что в ходе доработки законопроекта были услышаны и учтены замечания бизнес-сообщества. Он уточнил, что наполнение госбюджета будет обеспечено не только за счет роста налоговых ставок и введения дополнительных сборов. По его словам будет продолжаться сокращение издержек госбюджета и "очень жесткая эффективная детенизация".
Депутат от "Европейской солидарности" и экс-глава налогового комитета Нина Южанина настроена более критично. По ее мнению, самая болезненная норма –повышение общей ставки военного сбора до 5%, что затронет всех граждан.
Также неясно, какой реально объем поступлений дадут эти изменения. Если отталкиваться от первой версии законопроекта, то ожидаемые налоговые поступления в 2024 году составят "плюс" 125 млрд грн, а в 2025 году – еще 342 млрд грн дополнительно.
МВФ тоже высказался по поводу повышения налоговых ставок. Как заявил глава миссии Фонда в Украине Гэвин Грей во время дискуссии Центра экономической стратегии, принятие налогового пакета повлияет на готовность доноров продолжать поддерживать Украину.
Как оценивает будущие налоговые изменения бизнес?
Поскольку анонсированные депутатами новации затрагивают в первую очередь финансовый сектор и топливную отрасль, delo пообщалось с представителями этих сфер бизнеса, чтобы узнать их мнение.
В целом, бизнес-сообщество соглашается с тем, что повышение налогов – болезненный, но неизбежный шаг. В то же время, последствия для экономики будут не самыми позитивными.
Основатель группы компаний "Прайм" Дмитрий Леушкин говорит, что АЗС готовы к повышению налогов, поэтому существенного влияния на прибыль это не окажет. Вместе с тем, есть риск, что топливные дилеры будут уходить в тень.
Владелец компании GT Group Владислав Колодяжный не понимает, по какому принципу определены суммы авансовых взносов, которые будут уплачивать АЗС.
"Сжиженный газ и бензин – похожие рынки, объемы реализации примерно одинаковы, а дизель еще и больше в несколько раз. Почему АЗС, которая торгует только газом, будет платить 30 тыс. грн аванса, а мультитопливная АЗС – 60 тыс. грн, а не, скажем, 90 тыс. грн? Вторая история, которая мне не совсем понятна, кто и как будет определять, мультитопливная это АЗС или монотопливная. В каких документах это будет фиксироваться, кто будет принимать решения?", – задает риторические вопросы Колодяжный.
Также он сомневается в том, что те АЗС, который раньше работали в нелегальном поле, выйдут из тени. У них для этого не будет никаких стимулов.
Участники финрынка уверены, что можно было найти другой инструмент вместо радикального повышения налога на прибыль. Глава правления Unex Bank Иван Свитек считает, что решать проблему дефицита бюджета следует более справедливым и безопасным способом – повышением ставки НДС.
Кроме того, введение налога снова "задним числом" создает неблагоприятную обстановку с точки зрения инвестиционной привлекательности банковского сектора. Напомним, что в конце 2023 года парламент постфактум обязал банки заплатить налог на прибыль по ставке 50% за весь 2023-й.
Кандидат экономических наук и независимый эксперт Александр Хмелевский считает, что увеличение налогов хоть и вызывает недовольство среди представителей финсектора, данный шаг не приведет к негативным последствиям для банков. "Основную часть своих доходов банки получают за счет процентов от ОВГЗ и депозитных сертификатов НБУ. То есть государство своими выплатами обеспечивает высокую доходность банковского сектора", – объясняет Хмелевский.
А вот финансовый директор финкомпании Activitis Анастасия Штаньковская уверена, что повышение налога на прибыль для финансовых компаний до 25% станет серьезным вызовом.
Как рост налогов отразится на экономике?
Налоговое бремя все равно ляжет на конечного потребителя. Штаньковская считает, что и банкам, и финкомпаниям придется повысить процентные ставки и увеличить стоимость других услуг. А увеличение налоговой составляющей в топливе приведет к росту цен на бензин, дизель и газ.
"Это значит, что сразу будет снижение спроса, так как конечные потребители будут максимально избегать потребления", – подытоживает Михаил Шубан.
Причем это лишь предварительные оценки. Фактический рост цен на фоне снижения потребления может быть более драматичным. А это, в свою очередь, приведет к замедлению темпов роста ВВП.