НБУ курс:

USD

41,56

--0,13

EUR

44,82

--0,32

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,16

44,97

Дефицит бензина – последствие борьбы трейдеров против повышения налогов на топливо, - эксперты

Дефицит бензина – последствие борьбы трейдеров против повышения налогов на топливо, - эксперты

Дефицит топлива в Украине вызван ажиотажным спросом на бензин со стороны водителей, который, в свою очередь, был спровоцирован информационной кампанией участников топливного рынка.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

По словам главного редактора профильного издания "НафтоРынок" Александра Сиренко, из-за опасений возврата акциза и повышения НДС, а также с целью отмены государственного регулирования крупные игроки рынка нефтепродуктов начали информкампанию о возможном тотальном дефиците топлива в Украине.

"Попытавшись общаться с правительством посредством ультиматумов, трейдеры сделали себе же хуже. Закончилось тем, что водители выгребли с АЗС все запасы бензина", — сказал Сиренко в комментарии Delo.ua.

При этом он отмечает, что если посмотреть на те лимиты, которые установили разные сети АЗС, можно сделать вывод - топливо на АЗС все же есть. 

"Если посмотреть на ограничения - одни дают по 10 литров, другие по 50. Это значит - топливо есть. Как только опубликуют новую ценовую регуляцию от Минэкономики все станет на свои места", — говорит главред "НафтоРынка".

С тем, что дефицит вызван ажиотажем согласен и директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.

"Крупные сетевые компании говорят, что продают сейчас столько же горючего, как и неделю, и две назад. Но если раньше этого хватало на день, то сейчас на несколько часов. Поставлять больше пока нет возможности. Имеет место и откровенное рагульство: по словам владельцев АЗС, многие машины даже не могут вдавить в бак те жалкие 10 л, которые отпускают в «одни руки». Влезает только 4-5 л, потому что бак полон", — написал Куюн на своем Facebook.

По его словам, также добавило давления на работающие АЗС закрытие отдельных станций, израсходовавших все запасы горючего даже при нормативной реализации.

В свою очередь директор специальных программ НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев в комментарии Delo.ua отметил, что в настоящее время трейдеры довольно неплохо зарабатывают на поставках топлива, так как получили возможность фактически диктовать цены.

Трейдеры говорят, что им невыгодно торговать в условиях госрегуляции. Однако Минэкономики рассчитывает свои рекомендованные цены исходя из оптовой цены: они берут котировки, добавляют к ним соответствующие расходы и добавляют к ним маржу в 7 гривен для бензина. Но трейдерам этого мало. Они же, кроме 7% НДС, не платят налоги, говорит Рябцев.

По словам Рябцева, участники рынка вводят правительство в заблуждение в отношении реальной цены нефтепродуктов, которые закупают трейдеры.

"Правительство не имеет собственных источников информации. У него нет мониторинга, нет прогнозного баланса нефтепродуктов, нет системы контроля качеством. Не имея необходимой информации, правительство располагает только той, о которой говорят трейдеры, но они же не альтруисты. Они хотят заработать, и хотят заработать много, но от них очень многое зависит. То, что они все хотелки правительства, не имея альтернативных источников информации, принимают за чистую монету", - говорит Рябцев.

Эксперт отмечает, что таким образом были снижены налоги на топливо и увеличена логистическая составляющая. К тому же, в отношении участников топливного рынка были прекращены все проверки, и отменено лицензирование.

Напомним, розничные сети АЗС в период с 29 апреля по 2 мая повысили цены на бензины и дизельное топливо на 2 гривни после корректировки граничных цен от Кабинета министров.

С прошлой недели во всей стране наблюдается дефицит бензина. Кабмин заверяет, что дефицит будет ликвидирован до 8 мая.

В свою очередь крупные сети АЗС ввели ограничения на продажу топлива в одни руки.