- Тип
- Важно
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Украина объединила свою энергосистему с Европой. Почему это сверхважно в условиях войны
В среду, 16 марта, Объединенная энергосистема Украины синхронизировалась с европейской, несмотря на то, что сама синхронизация должна была состояться не ранее 2024 года. При этом присоединению Объединенной энергосистемы Украины к энергосистеме континентальной Европы не помешали ни обстрелы городов с электростанциями, ни угроза утечки радиации на Чернобыльской АЭС. Рассказываем, почему это победа и какие еще остаются проблемы
Почему это важно для Украины
В первую очередь речь идет о независимости от стран-агрессоров в сфере электроэнергии. Россия и Беларусь давно используют энергетику как инструмент давления на принятие чисто политических вопросов. Мы видели, как Кремль через подконтрольный ему "Газпром" шантажировал Украину и другие страны Восточной Европы. Также перед войной Россия блокировала поставки в Украину казахского угля и шантажировала Украину отключением электроэнергии в аварийных ситуациях. Теперь, когда Украина навсегда отсоединилась от российской энергосистемы, этот риск пропал.
Есть и чисто коммерческие плюсы от объединения энергосистемы с Европой. Так, еще в октябре на одном из мероприятий, посвященных вопросу синхронизации энергосистем, премьер-министр Денис Шмыгаль завил, что экономический эффект от присоединения энергосистемы к Европе составит для Украины около 1,5 млрд долларов ежегодно.
Украина, где до войны с Россией работали 4 АЭС 15 энергоблоками, получит шанс экспортировать в страны Восточной Европы дешевую электроэнергию в первую очередь для их промышленных потребителей. При этом мы получим доступ к технологиям и возможность обновить устаревшую инфраструктуру. Также интеграция в европейскую энергосистему даст нам возможность осуществить "зеленый переход".
При этом нельзя забывать, что европейские бюрократы и бизнес не любят Украину именно за схемы в нашем энергетическом секторе. Перекрестное субсидирование, монополизация и коррумпированность нашей энергетики могут несколько нивелировать положительные моменты от энергетической интеграции в ЕС.
Краткая история вопроса
Первое частичное объединение украинской энергосистемы с европейской произошло в июле 2003 года. Тогда с европейской энергосистемой синхронизировали территорию так называемого "Бурштынского энергоострова". Это условная территория, на которой действуют энергосистемы Бурштынской теплоэлектростанции, Калушской теплоэлектроцентрали, а также Теребле-Рикской ГЭС. Этот "остров" отсоединен от остальной энергосистемы Украины и составляет примерно 4% от общего производства и потребления электроэнергии в стране.
До того как Бурштынский "остров" начал синхронно работать с европейской энергосистемой в 2000-2002 году, его системы управления и регулирования мощностей были модернизированы в соответствии с требованиями европейского энергообъединения UCTE (с июля 2009 интегрировано в объединение операторов энергосистем континентальной Европы ENTSO-E).
Остальные 96% украинской энергосистемы - это Объединенная энергосистема Украины. До начала российского вторжения она была соединена с Россией и Беларусью, и в случае дефицита мощностей Украина брала аварийную помощь электроэнергией из этих стран.
Синхронизация энергосистем была одним из пунктов соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Но только в 2017 году оператор украинской энергосистемы "Укрэнерго" в ходе Генеральной ассамблеи ENTSO-E подписал соглашение об объединении с европейской энергосистемой основной части Объединенной энергосистемы Украины, которая исторически связана с Россией и Беларусью. Первоначально конечный срок объединения энергосистем был определен первым кварталом 2023 года.
Проблемы и подводные камни
Однако позже на этом пути возникли проблемы. Во-первых, ЕС взял курс на зеленую энергетику, в том числе и в энергетике, а у Украины 35% генерации обеспечивали угольные ТЭС и ТЭЦ. Причем, по меркам европейцев, наши тепловые электростанции были "грязными", и для приведения их в соответствие к европейским нормам они требовали модернизации. Нельзя забывать, что даже в условиях энергетического кризиса и глобального геополитического кризиса Европа не отказалась от идеи "зеленого перехода". Это значит, что после синхронизации с европейским рынком электроэнергии украинским компаниям придется соответствовать всем стандартам и нормам Европы.
Второй момент - бюрократия. Для синхронизации Европейской энергосистемы с украинской Национальную энергетическую компанию "Укрэнерго" необходимо было сертифицировать как независимого системного оператора по модели ISO. Это означает, что Оператор системы передачи пользуется имуществом, которое обеспечивает целостность объединенной энергетической системы Украины и диспетчерское управление, при этом такое имущество остается в собственности государства.
Вопрос этот очень долго затягивали, в том числе по политическим причинам, и только в мае 2021 года соответсвующий законопроект №3364-1-д был подписан президентом Зеленским.
Третий барьер, что мешал синхронизироваться с Европой, - надежность украинской энергосистемы. Из-за аварийных отключений мощностей на ТЭС и дефицита топлива на складах электростанций Украина время от времени просила аварийную помощь электричеством у тех же России и Беларуси. В последний раз это случалось в ноябре прошлого года и в январе этого года.
Ни одна энергосистема в мире не застрахована от аварий, они могут случиться и в Европе. Так, в 2021 году авария на подстанции Эрнестиново в Хорватии разделила энергосистему ЕС на две части. Для стабилизации системы энергетикам пришлось отключить порядка 233 МВт. Однако европейские операторы довольно быстро справились с проблемой и примерно через час энергосистемы были вновь синхронизированы. Вообще, большая часть вопросов, которые были у ENTSO-E к "Укрэнерго" касались именно надежности нашей энергосистемы.
Поэтому план по синхронизации предполагал тестирование работы ОЭСУ в изолированном режиме - несколько дней летом, и несколько дней зимой. Прямо накануне вторжения в среду, 23 февраля, украинскую энергосистему тестировали перед работой в изолированном режиме. В 8:00 Бурштынскую ТЭС отсоединили от ENTSO-E и присоединили к ОЭСУ, обе энергосистемы синхронизировались. А с 24 по 26 февраля единая украинская энергосистема должна была работать в изолированном от России и Беларуси режиме. Украина отключилась от этих стран ночью 24 февраля и в силу следующих событий уже вряд ли когда-нибудь присоединится.
Ускорение процесса
Вторжение Путина в Украину ускорило процесс синхронизации. В боевых условиях украинская энергосистема прошла то самое тестирование.
"В то время как Россия начала военное вторжение в Украину, энергосистема нашего государства проводила тестовое испытание работы в изолированном режиме от российской и белорусской энергосистем. Автономная работа украинской энергосистемы 24-26 февраля прошла успешно и доказала нашу способность работать в изолированном режиме. И все это в условиях ракетных обстрелов, упорных боев и попыток врага атаковать объекты критической инфраструктуры", — написал на своем Facebook министр энергетики и угольной промышленности Герман Галущенко 26 февраля.
А позже он обратился к министрам энергетики европейских стран с просьбой ускорить процесс синхронизации. 28 февраля присоединение одобрили министры энергетики стран-членов ЕС, а уже 2 марта это решение поддержали в ENTSO-E. Таким образом завершилась бюрократическая часть вопроса и началась техническая, которая завершилась 16 марта. Таким образом украинская энергосистема работала в изолированном режиме 21 день вместо трех.
В самом ENTSO-E отметили, что операторы энергосистемы системы континентальной Европы согласились начать пробную синхронизацию европейской энергосистемы с энергосистемами Украины и Молдовы после срочного запроса из этих стран. Это ускорение проекта, продолжающегося с 2017 года, стало возможным благодаря ранее проведенным исследованиям и принятию мер по снижению рисков.
"Операторы континентальной Европы в настоящее время поддерживают стабильность украинско-молдавской энергосистемы после положительного анализа, подтвердившего, что аварийная синхронизация технически осуществима с рядом мер по обеспечению безопасности и надежности энергосистем", — отмечают в ENTSO-E.