- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Газовый кризис. Что будут делать Кабмин и "Нафтогаз", чтобы пройти отопительный сезон
В конце сентября цена на газ преодолела психологический барьер 1000 долларов за тысячу кубических метров, после чего продолжила расти и бить новые исторические рекорды. В преддверии отопительного сезона и высокого спроса на газ украинским властям, которые хотят сохранить свои рейтинги, пришлось приспосабливаться к новым реалиям. Хотя еще после предыдущего отопительного сезона правительство придумало, как сохранить цену для населения низкой.
Ценовое ралли в Европе не может не отразиться на Украине. Одним из тревожных звоночков, которые заставили засомневаться в способности "Нафтогаза" пройти отопительный сезон без проблем, стало "письмо счастья" НАКа к Кабмину, где крупнейшая газовая компания просит у правительства выделить ей 123 млрд гривен не внеплановые расходы.
Там сказано, что в мае на счетах "Нафтогаза" было 57,7 млрд гривен, но во время сезона закачки компания была вынуждена закупать газ и указанные средства израсходовала. Также из-за возникшей разницы между рыночной ценой и той, по которой "Нафтогаз" должен продавать газ населению и ТКЭ, у НАКа появились внеплановые издержки, связанные с уплатой 33,7 млрд гривен ренты, подорожанием электроэнергии, внесением изменений в договоры теплокоммунэнерго, передачей на баланс компании убыточных предприятий и прочее. НАК предложил частично покрыть дефицит за счет Оператора газотранспортной системы, который за два года работы в условиях анбандлинга скопил 51,2 млрд гривен.
Такие запросы наверняка казались бы немыслимыми на Западе и даже у нас в условиях корпоративной реформы госпредприятий. Однако в начале сентября "Нафтогаз"начали покидать иностранцы, а в конце месяца акционер компании в лице Кабинета министров и вовсе назначил временное руководство компании, чем фактически откатил корпоративную реформу "Нафтогаза" и начал управлять им в ручном режиме.
Быть может, такие меры являются неприемлемыми с юридической точки зрения, но с политической они вполне оправданны. В то время когда цены на газ в Европе день за днем бьют рекорды, а европейской промышленности предрекают блэкаут этой зимой, опасения украинских властей и их желание пройти отопительный сезон любой ценой логичны.
После предыдущего отопительного сезона правительство в решении проблемы высоких цен для населения сделало ставку на "Нафтогаз", а за месяц до следующего отопительного сезона оно решило управлять процессами в компании напрямую.
Проблемы большой компании
По словам директора специальных программ НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева, резкое повышение стоимости газа привело к тому, что у "Укргаздобычи" выросли рентные платежи за добычу, которые привязаны к паритету импорта.
"Это значит, что "Укргаздобыча" должна будет платить за каждый куб добытого газа больше, чем она тратит на его добычу. А это в разы больше. Естественно что на это нет денег, и "Нафтогаз" хочет получить хоть какую-то компенсацию", — говорит Рябцев.
По его словам, возникла любопытная ситуация, когда после проведения анбандлинга "Нафтогаз" просит у Оператора ГТС, чтобы он передал 55,7 млрд гривен, а Оператор ГТС получает от реализации контракта ровно половину этих средств: "Таким образом "Нафтогаз" хочет изъять весь заработок за два года. Вот такой у нас анбандлинг получился".
При этом основатель консалтинговой компании EXPRO Consulting Геннадий Кобаль считает, что "Нафтогаз" платит в бюджет слишком много денег за ренту: "Сейчас рента будет 6 тысяч гривен за тысячу кубометров. "Укргаздобыча" продает тысячу кубометров за 6 тысяч гривен и столько же платит за ренту, которую насчитывают с импортного паритета".
Он говорит, что госбюджет за счет рентных платежей получает сейчас сверхдоходы в размере около 10 млрд гривен. При этом на баланс "Нафтогаза" были переданы неликвидные предприятия, такие как "Донецкоблгаз" с его миллиардными долгами и предприятия ТКЭ. Из-за этого у НАКа могут возникнуть финансовые трудности, а компенсировать их будет госбюджет. Проблемы большой компании усугубились также тем, что эти предприятия убыточные, поскольку они имеют долги за газ перед "Нафтогазом".
"Сейчас есть даже отдельный член правления, который будет заниматься обеспечением функционирования этих компаний. Пускай "Нафтогаз" покажет, насколько эффективный менеджмент отличается от неэффективного. Это решение было единственно правильным, ведь у нас вряд ли найдутся инвесторы для этих предприятий", — говорит Рябцев.
Риски для отопительного сезона
В свою очередь сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, отмечает, что "Нафтогаз" почему-то не закупил газ в начале года, когда он был дешевле, поэтому ему придется брать по цене, которая гораздо выше 600 долларов за тысячу кубометров. Таким образом есть некоторые риски для отопительного сезона: "В начале зимы газ в хранилищах будет, но по мере снижения запасов риски повышаются".
По словам эксперта, правительство вряд ли выделит "Нафтогазу" запрошенную сумму, поскольку таких денег в бюджете просто нет, а ситуацию частично может спасти выпуск НАКом еврооблигаций.
"Можно было избежать проблем, если бы мы договорились с "Газпромом" о вменяемой цене. Но этого не сделали, и теперь перед нами нерешаемая задача. "Нафтогаз" попадет в зону убыточности. Ситуация плохая, это должно было случиться при либерализации рынка. Можно поднять цену для населения, но при низких доходах украинцев эта модель рынка не заработает. Люди не смогут платить по рыночным ценам, начнутся социальные бунты. Если ситуация выйдет из-под контроля, это отрицательно скажется на выборах. Но пока она под контролем, сложно сказать, что будет дальше", — говорит Марунич.
При этом Кобаль считает, что ситуация не столь критична. По его словам, газа, который закачали в украинские хранилища, достаточно для прохождения отопительного сезона. Однако не исключено, что Украине нужно будет подстраховаться импортом газа из Европы. Хотя ситуация в Европе такая, что импорта оттуда может и не быть.
"До нового года наших запасов газа хватит (пока не холодно), но потом могут быть определенные нюансы. Посмотрим, как будут расходоваться запасы. Пока я вижу угрозы. У нас полные хранилища, добыча 55 млн куб. м в сутки, у нас положительный баланс, то есть добываем больше, чем потребляем. Поэтому проблем не видно", — говорит Кобаль.
Он считает, что проблемы могут быть у "Нафтогаза", если ему внезапно понадобиться импортировать газ, а денег не будет. Просить денег у правительства — это лишь один из инструментов, которым может воспользоваться НАК. Раньше он выпускал еврооблигации, которые неплохо покупались: "Можно выпустить евробонды на любую сумму — 100, 200, 300 млн долларов — и за эти деньги купить газ. Или держать деньги на счетах для подстраховки".
"Мингаз" или балансирующая группа
Некоторую ясность в ситуацию внес глава "Нафтогаза" Витренко. Вечером 1 октября он объявил о создании балансирующей группы, которую создал НАК и в которую вошел почти весь сегмент поставки газа населению. Витренко отметил, что контракты на поставку газа для населения, которые предыдущее руководство НАКа заключило с другими поставщиками, позволяли продавать часть газа, который должен был быть продан населению и поставлялся газоснабжающим компаниям по цене 7,56, продавать промышленности по гораздо высшей цене.
"В таком случае в отдельные периоды газа может не хватать. Кто-то наивный/неопытный может поверить, что в этой ситуации контрагенты докупят газ на рынке по спотовой цене (30 грн) и поставят населению по годовой (8 грн). Но на самом деле они примут газ у Оператора ГТС, а затем будут судиться. Проверено", — отметил Витренко.
При этом стало известно, что еще 27 сентября Кабмин согласился передать "Нафтогазу" запрошенные им деньги Оператора ГТС, а также дал ему право создавать балансирующие группы для обеспечения поставок газа для населения, поставлять технологический газ операторам газораспределительных систем, а также передал полномочия по дальнейшему внедрению механизма годового продукта. Это даст НАКу дополнительные возможности для обеспечения прохождения отопительного сезона.
Однако все эти меры фактически нивелируют корпоративную реформу "Нафтогаза", превращая его из госкомпании в некое подобие государственного регулятора. Это также может объяснить нежелание иностранцев работать в наблюдательном совете с Витренко, который из главы госкомпании постепенно превратился в полноценного министра газа.
Степан Крьока, специально для Delo.ua