"Воздушный экспресс": семилетняя история с хэппиэндом

"Воздушный экспресс": семилетняя история с хэппиэндом
История скоростного сообщения Киева с аэропортом "Борисполь" с 2011 года по наши дни

На сегодняшний день попасть на самолет, летящий из аэропорта "Борисполь", можно несколькими способами. Первый — регулярное сообщение аэропорта со столицей обеспечивает перевозчик, работающий под торговой маркой SkyBus. Второй — такси, третий — собственная машина (или знакомых). С 2011 года правительство пыталось построить скоростное ж/д сообщение с аэропортом "Борисполь", однако приблизиться к проекту вплотную удалось только сейчас.

Еще семь лет назад строить экспресс из Киева до главных воздушных ворот страны хотели "с нуля". Его длина должна была составить около 37 км, из которых — 16 км ж/д пути и 3,5 км — ж/д эстакада.

В 2018 году было принято решение строить "облегченный" вариант скоростного сообщения — рельсовый автобус. Начинать строить экспресс будут не ранее, чем 1 июня, а закончить проект власти хотят аккурат под выборы — до января 2019 года. Цена вопроса — до 800 млн грн. На днях проект наконец получил долгожданный землеотвод. Delo.ua собрало самые интересные факты из долгой истории проекта "Воздушный экспресс".

2011 год. Зарождение

Украина договорилась с Китаем о привлечении $372 млн на строительство железной дороги между аэропортом "Борисполь" и Киевом в рамках нацпроекта "Воздушный экспресс" под госгарантии.

Позже начались "тяжелые"переговоры по согласованию условий проекта.

В декабре Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами (Госинвестпроект), которое возглавляет Владислав Каськив, провело торжественную церемонию начала строительства. Но фактически полноценные работы не велись, поскольку Экспортно-импортный банк Китая деньги так и не выделил.

Еще в июне Каськив заявил, что строительство  железной дороги между "Борисполем" и Киевом начнется через пару недель.

2012 год. Еще раз пообещали

В июле в Госинвестагентстве заявили, что строительство "Воздушного экспресса"начнется в октябре 2012 года и закончится через 18 месяцев — к концу 2014-го.  Деньги на проект выделены не были.

2013 год. Первый транш

В апреле стало известно, что китайская СМСЕС будет проектировать и строить "Воздушный экспресс".

Экспортно-импортный банк Китая в июне открыл финансирование национального проекта.  Был выделен первый транш в размере $52 млн, который должен был пойти на проектирование, выкуп земельных участков и подготовительные работы.

В августе Юго-Западная железная дорога (ЮЗЖД) начала подготовительные строительно-монтажные работы в рамках проекта "Воздушный экспресс". В "Вестнике госзакупок" была опубликована информация о том, что строительно-монтажные работы подготовительного периода реализации нацпроекта "Воздушный экспресс" ЮЗЖД выполнит за 33 млн грн.

В ноябре Каськив подтвердил, что строительство скоростного сообщения началось.  В этом же году чиновник заявил о планах отдать экспресс в концессию. Тогда же и появились "тревожные звоночки" относительно самоокупаемости проекта. К тому времени пассажиропоток аэропорта "Борисполь" составлял почти 8 млн пассажиров, а эксперты утверждали, что "быстрой электричкой" до аэропорта будут добираться из Киева около 20-30% пассажиров.

2014 год. "Первые трудности"

В январе Рада предусмотрела в общем фонде госбюджета Украины на 2014 год 35 млн грн для реализации проекта "Воздушный экспресс". Что это за деньги, зачем они были выделены — так и осталось загадкой.

В  марте глава Госинвестпроекта Каськив уходит со своего поста по собственному желанию . Его место занял бывший руководитель структурного подразделения Госинвестпроекта Invest Ukraine Сергей Евтушенко.

Новый глава ведомства после своего назначения заявил, что проект "Воздушный экспресс"находится на экспертизе в Мининфраструктуры и Минрегионразвития и что эти два ведомства ищут решение для снижения стоимости проекта на 20%. Более того, Евтушенко констатировал завершение всех земельных вопросов касательно строительства ж/д сообщения между Киевом и аэропортом "Борисполь".

Уже после смены руководства чиновники начали поговаривать, что $50 млн китайского кредита, выделенного на строительство ветки экспресса, исчезли в неизвестном направлении. В ведомстве поспешили оправдаться — все кредитные средства должны были поступать на счета китайского генподрядчика — он определен в кредитном договоре и договоре подряда.

"Сейчас деньги находятся на счету Эксимбанка Китая. За исключением суммы в размере $14 млн, которая была переведена на счет самого ГП "Воздушный экспресс", которые были потрачены на оплату проектных работ украинского проектного института "Киевгипротранс", — рассказал тогда замглавы Государственного агентства по инвестициям Кирилл Бондарь.

Еще один интересный факт — по словам Бондаря, в ступор проект загнала "Укрзализныця", которая затягивала процесс передачи земли, "хоть и получила уже часть оплаты как субподрядчик от госпредприятия".

В ноябре проект был передан под управление Мининфраструктуры.

В этом же году, после Революции достоинства и начала АТО пассажиропоток "Борисполя" сократился до 6,8 млн. Параллельно выявили проблемы в технической документации проекта — оказалось, что электропоезд, курсирующий к терминалу D аэропорта "Борисполь", будет вызывать помехи в работе аэронавигационного оборудования аэропорта.

2015 год. И грянул гром

Тогдашний министр инфраструктуры Андрей Пивоварский сообщил о ненужности проекта "Воздушный экспресс" и начал переговоры с Китаем о перенаправлении зарезервированных денег на другие проекты. Собственно, такое решение было принято в связи с падением пассажиропотока аэропорта.

В октябре 2015 года Государственная финансовая служба опубликовала результаты проверки, которая показала, что десятки миллионов гривен китайского кредита, который выделен на "Воздушный экспресс", фактически сгорели или пропали на счетах сомнительных финансовых учреждений.

Как сообщила  Лига.net, выяснилось, что по китайскому кредиту уже накопилась задолженность около $3,5 млн. Кроме того, у правоохранительных органов возник вопрос, куда потратили $14 млн, перечисленные на счета "Воздушного экспресса" в 2013-м.

В конце 2015 года Госфининспекция выявила, что в 2015-м с предприятия вывели около 110 млн грн на депозиты в ООО "Сапфир финанс" (82 млн грн) и ПроФин Банк (25 млн грн). Еще около 40 млн грн госкомпания переплатила за купленные под проект три земельных участка в Бориспольском районе. "Воздушный экспресс" выкупил их в мае 2014-го за 46 млн грн, хотя ранее эти участки были скуплены посредниками за сумму, в 20 раз меньшую.

2016 год. Следствие вели…

Детективы Национального антикоррупционного бюро Украины ведут следствие по факту разворовывания 81 млн грн. Более того, поговаривали даже о задержании одного из участников схемы, некого "прежнего адвоката, который подозревается в участии в завладении государственными денежными средствами путем осуществления их выведения через подконтрольные фиктивные субъекты хозяйственной деятельности".

О подозрении сообщено еще двум лицам.

Также звучали неуверенные высказывания о реанимации проекта.

2017 год

В апреле 2017 года детективы НАБУ закончили досудебное расследование по факту разворовывания почти 82 млн грн ГП "Дирекция по строительству и управлению национального проекта "Воздушный экспресс" и других инфраструктурных объектов Киевского региона".

В СМИ также сообщили, что прокуратура Киева через суд добилась взыскания с некой коммерческой структуры в пользу Мининфраструктуры и Государственного предприятия "Воздушный экспресс" более 94 млн грн кредитных средств, в том числе проценты за пользование ими.

Наши дни

По словам чиновников, и.о. главы правления "Укрзализныци" Евгению Кравцову удалось убедить правительство возобновить проект с заявленными сроками окончания строительства до конца года.

Так, уже в 2019 году украинцы смогут доехать в аэропорт за 80—120 грн за 40 минут. Реализовать проект в УЗ планируют за собственные средства. По расчетам УЗ, с запуском ж\д сообщения между Киевом и аэропортом "Борисполь" уменьшится загрузка дороги в аэропорт примерно на 1000 автомобильных и на 30 автобусных поездок в день.

В СМИ, однако, заявили о ряде недостатков проекта. Так, опрошенные Mind.ua эксперты считают, что выйти на необходимый пассажиропоток в 15 млн пассажиров point to point (с трансферными 25 млн) аэропорт к 2022 году не сможет. Кроме того, недостатком также называют неудобность добираться до вокзала из некоторых районов Киева и возможность УЗ в пиковые часы состыковать расписание движения рельсовых автобусов и других поездов.

Однако в Мининфраструктуры назвали проект необходимым с расчетом роста пассажиропотока в "Борисполе".

"Запуск скоростного сообщения имеет смысл, когда есть 10 млн пассажиров. Аэропорт "Борисполь" пересек эту черту в 2017 году, потому это вполне логичное решение. Мое субъективное мнение: я часто застреваю в пробке… С учетом перегрузки проспекта Бажана, пробок на Южном мосту, цен на такси. Кроме того, аэропорт "Борисполь" — это транзитный хаб, фактически вся Украина летает через аэропорт "Борисполь", и часто пассажир приезжает на Центральный вокзал и добирается до Борисполя", — рассказал замминистра инфраструктуры по вопросам европейской интеграции Виктор Довгань.

Он также напомнил, что по плану за 10 лет пассажиропоток аэропорта вырастет до 20-22 млн пассажиров.

"Нужно строить 6-8 км ж/д, эстакаду через Бориспольскую трассу и все это реально сделать до конца года", — уточнил Довгань.

Горьким послевкусием для Украины остался кредит китайского банка. По данным некоторых чиновников, потери для бюджета составили $50 млн. К тому же, в случае принятия решения банком идти в суд с ходатайством о возмещении "упущенной выгоды" Украина может потерять еще больше.

"Мы направили письмо о разрыве кредита, но, по сути, он еще действует, потому как нет ответа китайской стороны... По контракту, мы должны им упущенную выгоду, и если банк пойдет в суд в Китае, там мы проиграем. Но этот вопрос решается на государственном уровне, думаю, что до этого не дойдет в связи с партнерскими отношениями Украины и Китая", — отметил Довгань.