"Зал — это место для исповеди": как украинские спортзалы научились выживать после локдауна

"Зал — это место для исповеди": как украинские спортзалы научились выживать после локдауна
Украинские залы, принимая решение, как выживать в карантин и "набивать" клиентов, сделали ставку на личное общение и тренеров

В эпоху коронавирусных ограничений работа спортивных залов напоминала знаменитый мысленный эксперимент Эрвина Шредингера с котом: непонятно, жив он или мертв. Постоянно продлеваемые ограничения заставляли владельцев бизнесов по всему миру терять деньги.

Чтобы сохранить клиентов, абонементы раздавались едва ли не даром. В итоге отрасль только-только начала восстанавливаться. Корреспондент Delo.ua изучил мировой опыт, узнал, какие тенденции — реальные и комичные — появились в мире, и выяснил, как украинские залы умудрились предвосхитить новую реальность.

Убежали из залов

Новое исследование RunRepeat показывает влияние Covid-19 на фитнес-индустрию. В нем приняли участие 4538 активных взрослых людей из 122 стран. Респондентов спрашивали, как они поддерживали форму к началу 2021 года — в сравнении с началом 2020 года, до пандемии. 

Вот, что узнали исследователи. Так, трое из пяти взрослых теперь считают занятия на свежем воздухе, в частности бег, лучшим способом поддерживать форму. 59,1% опрошенных заявили, что пешие прогулки и езда на велосипеде — лучшая идея для достижения целей в фитнесе.

[block_4] 

А вот спортзалы теряют поклонников. Индустрия сильно пострадала от пандемии, когда из-за карантина закрыли спортивные сооружения по всему миру. В 2020 году, согласно опросу, спортзал был основным способом поддерживать форму для пятой части опрошенных людей. В начале 2021 года число поклонников спортзалов снизилось до 8,2% в мире и всего 6,8% в Великой Британии. 

Бегуны избегают залов больше остальных: в 2021 году число тех, кто выбирает тренажеры, снизилось на 70%. В то же время, во время пандемии активные взрослые нуждались в экспертной оценке. Так, на 47,5% больше людей наняли личных тренеров и диетологов для достижения своих целей. Тут тоже отличились бегуны — 57,9% из всех опрошенных озаботились поиском личного помощника. 

Появляется интересная тенденция: с одной стороны люди готовы распрощаться с традиционными залами — шумными и переполненными. С другой — начинают искать персональных тренеров. 

Основа сообщества

В США признают: залы пострадали сильно. Как сообщает BarBand, согласно некоторым отчетам членство в спортзалах страны упадет на 40%. В ноябре 2020 была создана Коалиция общественных спортзалов, которая лоббирует в Конгрессе вопрос о финансовой помощи. Новый орган объединил компании фитнес-индустрии и тренажерных залов, такие как CrossFit , Anytime Fitness, ClassPass, Mindbody, Jazzercise, Orange Theory и Zumba. Потребности отрасли достаточно серьезные: фитнес-центрам, которые испытывают трудности, необходимо $30 млрд. 

"Спортзалы являются основой многих сообществ, — говорит сооснователь Коалиции Бретт Эвер. — Мы обошли ряд других лидеров отрасли и сказали: "Эй, не хотите ли вы объединить свои силы? Объединиться и сражаться?" И они это сделали". 

По словам Эвера, спортзалы крайне важны для страны. По его словам, данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что около 88% смертей в США можно отнести к хроническим заболеваниям, и эти заболевания реагируют на физическую активность. Кроме того, говорит Эвер, тренажерные залы — это история. "Я большой поклонник древней истории. Тренажерные залы — или их аналоги — существуют уже 2500 лет, а может и дольше. Это места, куда ходят люди", — говорит Бретт Эвер. 

Это вторая любопытная тенденция: спорт создает основу для местных комьюнити, и люди не готовы отказываться от мест, где привыкли встречаться, обмениваться новостями и мнениями. 

Новая религия

Спортивные клубы в мире шли на различные ухищрения, чтобы продолжать работать. В польском Кракове руководство фитнес-клуба Atlantic Sports Fitness и вовсе переименовало свое заведение в "Церковь здорового тела", чтобы избежать карантинных ограничений. Так они пытались продолжить работу во время карантина, ведь в связи с ростом числа инфицированных COVID-19 Польша тогда запретила работу бассейнов и спортзалов, но разрешила церковные сборы. 

Менеджер клуба Марта Ямроз назвала занятия спортом "сборами религиозной общины членов Церкви здорового тела", а тренеров — "радой старейшин". За отдельную плату клуб предлагал "протестировать спортивные тренажеры", а чтобы прийти на собрание нужно предварительно сообщить "духовным наставникам". 

"Мы боремся не только за здоровье! Сейчас мы боремся за выживание! За наши рабочие места!" — заявили в фитнес-клубе. 

Общее падение

Как передает "Укринформ", по данным аналитической платформы FitnessConnectUA, которая мониторит рынок фитнес-услуг с 2016 года, более 1,2 млн украинцев регулярно посещают спортклубы. То есть, почти 3% от всего населения. В городах-миллионниках процент выше — около 5%. По самым скромным прикидкам, этот рынок "весит" от $260 млн в год. Хотя эксперты говорят, что реальный годовой оборот в разы выше. 

Впрочем, еще в середине прошлого года масштабно развивающийся рынок подсчитывал убытки. В июле 2020 года вице-президент Украинской Фитнес Ассоциации Вадим Гуменюк сообщил UBR.ua, что посещаемость клубов варьируется от 40% до 80% от докарантинного периода — в зависимости от региона и клуба. При этом люди засиделись дома и активные посетители даже стали ходить в клубы чаще — только вот тратиться на них больше не хотят. 

К осени ситуация будто выровнялась, но на докарантинный уровень пока не вышла. 

"Семейное дело"

Однако есть клубы, которые будто заранее знали, как будут развиваться предпочтения их клиентов. Среди таких — Fight Academy. Хотя, сознается его генеральный директор Андрей Лимонтов, коронавирус и связанные с ним ограничения были огромным сюрпризом и сильно ударили по росту клуба.

"Залу — год с хвостиком, мы открылись в ноябре 2019 года, и росли в полтора раза каждый месяц. Был реально пик, думали, рынок завоюем — без всякой рекламы, без раскрутки. И тут начался карантин, и все, платежеспособность ушла в минуса", — говорит Лимонтов. 

Андрей Лимонтов, генеральный директор Fight Academy

Однако, как только ограничения отменили, зал снова стал показывать рост. При этом, тратиться на рекламу не пришлось — развивались с помощью соцсетей. Проводили, к примеру, онлайн-тренировки со звездами спорта. Совершенно бесплатно. Люди смотрели, пробовали — и приходили в клуб. 

Основной секрет — люди. "Есть два пути заработка для клуба. Первый — это, выражаясь языком компьютерных игр, зерг-раш (быстрая атака в самом начале игры с помощью дешевых и доступных юнитов — Delo.ua), то есть — массовая распродажа клубных карт. Второй — тренировки, как персональные, так и общие. Наш актив — это наши тренеры. К тому же все клиенты здесь — близкие люди. Я знаю всех, кто эти люди, чем занимаются, общаюсь с ними. И они отвечают взаимностью. Мы все здесь — тренеры, клиенты, менеджмент — реально как семья", — говорит генеральный директор Fight Academy. 

Каждый тренер клуба — психолог, личный исповедник и, само собой, объект ненависти во время занятий. "У меня даже культурные люди после первой тренировки говорят: "Слава, ты садист и маньяк". Это помогает людям раскрываться. А тренер должен помочь раскрыться не только физически, но и психологически, — говорит Вячеслав Волейник, мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу, действующий кроссфит-атлет и тренер клуба. — Человеку надо прийти, пожаловаться, как на работе достали. Выслушать — и параллельно научить, как избавляться от негатива через физическую нагрузку. Тренер ближе, чем жена или муж. С ними, например, не обсудишь симпатичных девочек и мальчиков, которых видишь на улице или в зале. Поэтому я — как личный исповедник. Знаю очень много, но никому не скажу". 

Вячеслав Волейник, тренер клуба Fight Academy

Клиенты клуба это действительно ценят. "Я прихожу сюда и вижу, что Славе интересно слушать мои бредни. А я особо не люблю рассказывать людям, что у меня на душе. Но тут рассказываю, — говорит рэп-исполнитель ХАС, завсегдатай Fight Academy. — Мне тут хорошо, меня тут терпят. Если вдруг буду переезжать, скажу заранее и попрошу открыть новый филиал".

Дмитрий Бунецкий, специально для Delo.ua