- Тип
- Важно
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Пиковая выплата по долгам МВФ: переживет ли гривня пятницу 13-е
Большинство упоминаний Международного валютного фонда в Украине не обходится без горячей дискуссии о том, стоит брать деньги у кредитора или все же лучше отказаться от его помощи раз и навсегда. В пятницу, 13 марта, нам предстоит пережить очередной этап сотрудничества с МВФ — именно на эту дату запланирована одна из двух крупнейших выплат по кредитам фонда в 2020 году.
Корреспонденты Delo.ua выяснили, как сейчас можно описать отношения между нашей страной и кредитором, а также переживет ли гривня "пиковую" пятницу.
Летопись партнерства с фондом логично начинать с апреля 2014 года, когда была утверждена кредитная программа Stand-by для Украины на $17 млрд. Месяц спустя МВФ перечислил первый транш на сумму $3,19 млрд. Через год, в марте 2015-го, руководство организации поменяло программу Stand-by на EFF (Extended Fund Facility, механизм расширенного кредитования).
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaСправка: Суть в том, что Stand-by кредиты выдаются на 1-2 года. Выплачивать их нужно уже через три года после получения и каждый транш нужно вернуть за два года. В свою очередь, EFF-программы призваны поддержать страны, которые столкнулись с серьезными проблемами платежного баланса. Кредиты по ним выдаются на более длительный срок (от трех лет). При этом возвращать их надо через четыре с половиной года и процесс этот растягивается на пять лет. В МВФ тогда решили, что такой механизм лучше поможет пережить Украине ее трудности.
Размер новой программы составил $17,5 млрд, а первый транш ($5 млрд) на украинские счета поступил практически сразу. Второй, $1,7 млрд, тоже не пришлось долго ждать — деньги перевели 31 июля того же года. Однако вскоре назрел политический кризис, в парламенте фактически развалилась коалиция и украинские реформы, которые были залогом кредитования, забуксовали. Последний раз по программе EFF мы получили деньги в апреле 2017-го, а общая сумма помощи составила $8,4 млрд.
Следующий виток отношений пришелся на октябрь 2018 года, когда Украина и МВФ договорились об очередной программе, но, опять же, в формате Stand-by. Совет директоров фонда утвердил 14-месячную программу сотрудничества на сумму $3,9 млрд. По ней мы получили только один транш ($1,4 млрд) — в кредитные отношения вмешались сначала плановые президентские выборы, а потом и внеочередные парламентские. Продолжить диалог удалось только в сентябре прошлого года, когда НБУ и МВФ начали работу над новым этапом сотрудничества. В декабре программа была согласована на три года и с суммой помощи в $5,5 млрд.
Однако программу пока так и не утвердил Совет директоров МВФ, а в феврале представитель фонда Джерри Райс подчеркнул — сейчас идет активный диалог, продолжаются конструктивные дискуссии. Правда, дату рассмотрения украинского вопроса он так и не смог назвать, ограничившись только основными акцентами. По словам Райса, ими должны стать усиление верховенства права, борьба с коррупцией, повышение конкуренции, открытие рынков и снижение роли олигархов, усиление гарантий независимости НБУ и стабильная фискальная политика. В марте политическая ситуация внутри Украины снова вмешалась в диалог страны и кредитора — издание Bloomberg отметило, что переговоры затянулись из-за отставки правительства Алексея Гончарука.
Политолог Руслан Бортник называет нынешнее положение "прагматичным этапом". Он еще раз напоминает — фонд согласовал с предыдущим правительством условия совместной работы и сейчас идет их выполнение. "Особой дружбы и расположения к новому правительству руководство фонда не питает — ждет подтверждения обязательств, которые взял на себя Гончарук и компания. И, соответственно, исходя из этого будет планировать поддержку Украины. Но нет никакого конфликта — это прагматизация. Новое правительство для МВФ не враждебно, но и не понятно. Поэтому Шмыгаль (премьер-министр Денис Шмыгаль — Delo.ua) в одном из первых заявлений начал говорить, что мы обязательно завершим выполнение всех требований МВФ", — считает эксперт.
Глава правительства действительно после назначения сделал несколько заявлений о сотрудничестве с фондом. Во-первых, после телефонного разговора с главой миссии МВФ в Украине Роном ван Роденом Шмыгаль подчеркнул — программа расширенного финансирования нужна для поддержки реформы, макроэкономической и финансовой стабильности в стране. Во-вторых, премьер-министр отметил — осталось выполнить всего два требования фонда из восьми и правительство справится с этим за 2-3 недели. Речь, в частности, идет о принятии закона о невозможности возвращения банков экс-владельцам и земельной реформе.
В стороне не остался и новый министр финансов Игорь Уманский, который уже успел встретиться с постоянным представителем МВФ в Украине Йостом Люнгманом. По словам украинского чиновника, активное сотрудничество с фондом остается безусловным приоритетом для страны, и он предложил уже в ближайшее время обсудить дальнейшие планы в штаб-квартире фонда в Вашингтоне.
Впрочем, член Наблюдательного совета Украинского совета бизнеса Александр Громыко называет нынешнее отношение МВФ к Украине "настороженным" и тоже связывает это со сменой правительства. "Это понятно, для них это было неожиданно. Плюс грядущий кризис. Все это вызывает обеспокоенность в целом в экономике. А поскольку МВФ просто кредитор, то он тоже обеспокоен возвратом этих денег", — объясняет он.
При этом, по его словам, еще в конце прошлого года или даже в январе эксперт посоветовал бы руководству страны вести себя с МВФ жестко. "Здесь нужно было занять четкую позицию в общении с МВФ. Вплоть до того — не хотите выдавать (кредиты — Delo.ua)? Не надо! Мы проводим налоговую реформу, снижаем налоги с зарплат, заменяем налог на прибыль налогом на выведенный капитал, поддерживаем промышленность и при этом создаём Бюро финансовых расследований, чтобы заставить всех на равных платить налоги. И если МВФ не соглашаются, то и не надо брать кредиты. Но было упущено время. К сожалению, у нас сегодня мировой кризис, и мое мнение относительно МВФ уже более мягкое. Сейчас ссориться с ними нельзя, нужно однозначно получать новую программу. Если мы ее не получим, ОВГЗ (облигации внутреннего государственного займа — Delo.ua) начнут еще быстрее продаваться, потому что если будет получен четкий сигнал, что МВФ отказал Украине, то понятно, что это вызовет панику инвесторов, и это приведет к росту курса 30 грн и выше за доллар. Сейчас необходимо договариваться с МВФ, хотя был момент, когда мы нарастили мышцы. У нас и сейчас еще хороший запас, за последние два года достаточно резервов накопили, но если МВФ откажется, это вызовет цепную реакцию у инвесторов, пройдет несколько месяцев и мы поймем — то, что мы накопили, уже растеряли", — резюмирует Громыко.
Во все эти переговорные перипетии вмешивается и график выплат по предыдущим кредитам фонда. Например, 13 марта Украина должна выплатить 295,5 миллиона СПЗ (специальная валюта МВФ) или больше $409,5 млн. Это одна из двух крупнейших выплат 2020 года — 11 сентября такую сумму нужно будет выплатить еще раз. В общей сложности, за текущий год Украина только по долгам фонда должна вернуть больше $1,164 млрд.
График выплат по кредитам МВФ на 2020 год. Фото: IMF.org
Правда, в Национальном банке считают, что никакой проблемы в этом нет.
С Сологубом согласны и эксперты. Например, аналитик "Центра биржевых технологий"Максим Орыщак отмечает, что по экономике страны выплата по долгам не ударит — ее амортизируют резервы, только за февраль выросшие на 1,3%.
"Средств на выплату МВФ хватает. В пятницу, 13 марта, стоимость курса продажи доллара США будет не выше 26,4 грн. Отметим, что сдерживать падение гривни будет сам НБУ, который уже два дня выходит с предложением валюты на межбанк. Однако для гривни основным драйвером падения являются именно комментарии МВФ относительно нового транша финансовой поддержки, периода выплат по ранее взятым долговым обязательствам и комментарии по внутренней политической ситуации. Почему это драйверы падения? Так сложилось исторически — спекулянты реагируют на эти события как на неопределенность для валютного рынка. То есть можно ждать, что гривна ускорит падение и в день выплаты, но не только и не столько из-за факта выплат", - объяснил он.
Хотя, по мнению Орыщака, если не будет подписана новая программа, то есть угроза девальвации к 28-29 грн за доллар.
Аналитик брокерской компании Альпари Максим Пархоменко обращает внимание на тот факт, что все выплаты заранее известны и заложены в бюджет. А значит деньги на эти цели есть. "Но большинство выплат по долгам планировали рефинансировать выпуском новых долгов в гривне на более длительный срок за счет эмиссии новых облигаций. Ранее это был реальный сценарий для работы. Теперь, с коронавирусом и сменой правительства, нужно будет или урезать текущие расходы бюджета, откладывая повышение пенсий, госпрограмм, госзаказы, или занимать под более высокий процент новые кредиты. Наилучший вариант для государства — согласовать новую программу", - говорит он.
Не сомневаются в том, что Украина сможет безболезненно пройти пиковую выплату, президент инвестиционной группы "Универ"Тарас Козак и эксперт института GROWFORD Алексей Кущ. "По большому счету, программа сотрудничества с МВФ, которая сейчас обсуждается, рассчитана на привлечение $5-6 млрд, которые должны будут быть перечислены тому же МВФ в течение нескольких лет, ведь мы должны фонду тоже примерно $5-6 млрд. Поэтому речь идет о рефинансировании долга нового. Да и у нас достаточно хорошие резервы НБУ. Так что пока мы сможем пройти не только этот пик выплаты долга, но и ближайшие майские выплаты внешнего долга", - резюмирует Кущ.
Надия Михальчук, Илья Требор специально для Delo.ua